19,2K подписчиков

Действующая модель роторного экскаватораЭР-1250

Разрабатывать полезные ископаемые не в шахтах, а в карьерах, без прокладки подземных выработок, обычно дешевле, удобнее и безопаснее. Вот только обычные экскаваторы для этого маловаты. Поэтому вместо них используются настоящие гиганты.

Фото: Политехнический музей
Фото: Политехнический музей

Роторный экскаватор ЭР-1250 был одним из таких. Он выпускался заводом «Донецкгормаш» в Донецке с 1970-х по 2014-й год. Цифры в индексе экскаватора обозначают, сколько кубометров он способен выкопать за час работы — это объём большого частного дома или половины подъезда пятиэтажки. За рабочую смену экскаватор мог добыть материал на несколько грузовых составов.

Гусеничный ход позволял машине перемещаться со скоростью более 300 метров в час: немного по меркам иной техники, но вполне достаточно для работ в карьерах, где редко требуется переезжать на большие расстояния. Куда важнее была подвижность во время работы — ЭР-1250 мог разрабатывать откосы высотой до 17 метров, то есть с пятиэтажный дом. Причём не просто двигаясь вдоль, но ещё и поворачиваясь, охватывая тем самым круг радиусом свыше 20 метров.

Срытый девятью вращающимися ковшами материал падал на транспортёры. Те переносили добытое сырьё на погрузку в вагоны или самосвалы, двигаясь со скоростью чуть менее 5 метров в секунду. Кстати, вращающий ротор электродвигатель не отличался высокой мощностью: 315 киловатт сопоставимы с мощностью мотора седельного тягача.

Огромный, массой около 700 тонн, экскаватор имел «на борту» небольшую ремонтную мастерскую и собственный кран — чтобы можно было починить машину без сложной, длительной и дорогой транспортировки за пределы карьера. Тем более что от завода до карьера ЭР-1250 доставлялись не своим ходом и по частям.

У таких экскаваторов не было топливных баков. Подобные гиганты работают на электричестве, которое подводится гибким кабелем под напряжением в шесть тысяч вольт, чтобы не ограничивать перемещение машины.

Действующая электрифицированная модель ЭР-1250 поступила в Политехнический музей в 1971 году. Она изготовлена учебно-производственной мастерской Харьковского автотранспортного техникума им. С. Орджоникидзе. Модель позволяет наглядно показать работу экскаватора: у неё вращается ротор и поворачивается стрела, двигаются гусеницы, тросы и лебёдки. Кроме того, в её конструкции воспроизведены даже мелкие детали — вплоть до рычагов в кабине машиниста.