Найти тему
Солнце Севера

Священная война России в эсхатологической логике истории: идеократические основания Третьей мировой войны

Статья кандидата философских наук, доцента Анатолия Васильевича Трухана из сборника философского собора «Великое русское исправление имён».

  1. Оценка текущего исторического момента.

Событие начала специальной военной операции Рос­сии на Украине знаменует собой начало оружейной фазы Третьей мировой войны между главными историческими претендентами на мировое лидерство.

Это война, которую ведет глобалистская прозападная элита за сохранение своего лидерства с исторической Россией в условиях утраты западной цивилизацией политической, военно-технической и культурной гегемонии.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Эта война имеет идеократический характер. Её основная предпосылка — кризис общечеловеческой цивилизации, построенной на универсальном общественном идеале но­воевропейского гуманизма. Её главная цель — смена об­щественного идеала общечеловеческой цивилизации. Её начало — манифестация нового цивилизационного проекта Клаусом Швабом, установление пандемического консен­суса мировых элит, реализация глобальной и тотальной антиковидной повестки дня, демонтаж гуманистических завоеваний цивилизации модерна — в 2020 году.

«Ультиматум Рябкова», признание Россией независи­мости Донбасса и последовавшее за этими актами начало специальной военной операции на Украине — означают политический выход постсоветской России из пандемического консенсуса мировых элит и возвращение к политическому курсу исторической России с использованием достигнуто­го военного и военно-технического превосходства России над Западом.

Т актические цели военных действий исторической Рос­сии на Украине — восстановление территориальной целост­ности России. Стратегические цели России:

  • выход России из кризиса постсоветской идентичности через пробуждение русского самосознания;
  • возвращение России в мировую историю в качестве лидера общечеловеческой цивилизации;
  • минимизация глобальных разрушительных послед­ствий в процессе смены мирового лидера.

2. Основная задача русской философии на современ­ном этапе —теоретическое обеспечение победы истори­ческой России в Третьей мировой войне и осуществление глобальной культурной гегемонии России в поствоенный период. Соответственно, сформулированные выше страте­гические цели России становятся главными теоретическими задачами современной русской философии.

Конкретизация поставленных задач в фактических ус­ловиях глобальной войны исторической России с коллек­тивным Западом становится главным содержанием работы Философского Собора «Великое русское исправление имен». Организаторы Собора предложили свою постановку задач, которая, на наш взгляд, должна стать исходным предметом обсуждения на заседаниях Собора. Сформулированную на первом заседании Н. В. Арутюновым задачу актуализации концепта русской идеи мы разворачиваем в следующий ряд задач:

1) преодолеть постсоветский кризис идентичности че­рез идентификацию русского самосознания с исторической миссией России в Третьей мировой войне;

2) руководствоваться принципом социально­нравственной ответственности за осуществление истори­ческой миссии России — в мышлении, организационной деятельности и институционализации русской философии;

3) обосновать значение и место русской интеллигенции и русской культуры в достижении победы исторической России в Третьей мировой войне;

4) осуществить переход: в русской общественной мыс­ли — от плюрализма мнений к монизму истины, в русской философской мысли — от множества философских дискур­сов к единой парадигме мысли;

5) в условиях «ухода Европы из мировой истории вместе со своей философией» (Ф. И. Гиренок) сохранить наследие классической европейской философии и стать ее наслед­ником подобно тому, как Византия вступила в наследие ан­тичной философии;

6) разработать и предложить мировому сообществу универсальный проект общечеловеческой цивилизации, альтернативный либеральному проекту.

3. Актуализация концепта русской идеи на современ­ном этапе предполагает актуальную реконструкцию исто­риософии противостояния России и Европы, сформулиро­ванной в славянофильском дискурсе русской религиозной философии XIX — начала ХХ вв. Сегодня в России «время славянофильствует» (В. Эрн) как и в начале Первой мировой войны. Ниже предлагается несколько тезисов, конкретизи­рующих решение сформулированных выше задач с помо­щью концепта «священная война России», разрабатываемого в теоретических рамках идеократической парадигмы мысли и концепта русского идеократического сознания.

Первый тезис. Идеократическая парадигма есть уни­версальное пространство теоретического созерцания, откры­тое древними греками и конституированное в философии платонизма. Идеократическая парадигма в социально­философской области познания есть воззрение на соци­альную действительность с точки зрения господствующей в общественном сознании идеи (= общественного идеала), которая обусловливает единство социальной общности и целостность общественного сознания. Предметом фило­софского анализа в идеократической парадигме выступают социальные общности и процессы идеократического типа, каковыми преимущественно выступают отношения между Россией и Европой.

Второй тезис. Идеократия — тип социального единства, сущностью которого является реализации в мировой исто­рии определенного общественного идеала.

Россия и Европа — цивилизации идеократического типа, противостояние между которыми характеризуется несо­вместимостью определяющих их специфику обществен­ных идеалов. Движение мирового исторического процес­са задается идеократическим противостоянием России и Европы.

В русском типе идеократического сознания акцентуи­руется духовно-нравственный идеал совершенной лично­сти Христа. В европейском типе — социальный идеал со­вершенного общественного устройства. Соответственно, несовместимость двух типов идеократического сознания определяется несовместимостью приоритетов преобразо­вательной деятельности:

У русских приоритетом является духовное преображение личности через уподобление совершенной личности Христа, у европейцев — возвращение утраченного рая через совершенствование общественных отношений.

Различием приоритетов объясняется различие в направ­ленности познания и деятельности. Этим объясняется и пре­восходство европейцев в практически-ориентированном познании, в институциональном закреплении результатов познания, в социально активной преобразовательной дея­тельности. Это превосходство лежит в основании европей­ского мирового лидерства на протяжении пяти веков.

Третий тезис. Оценивая противостояние, которое раз­вернулось в текущий момент на Украине, мы полностью согласны с мыслью А. Г. Дугина о том, что в этом конфликте базовым противостоянием не может являться противостоя­ние русской идеи и украинской идеи, потому что украин­ская идея — это искусственный симулякр, а русская идея — это нечто фундаментальное. Данная оценка соответствует теоретическим выводам в идеократической парадигме. Фун­даментальность русской идеи определяется библейским откровением о духовно-нравственном идеале совершенной личности Христа.

Украинство есть симулякр (означающее без означаемого).

Во-первых, общественное сознание постсоветской Укра­ины имеет в своем основании архетипы русского идеократического сознания, которые были сформированы участием в победах России в предшествующих войнах. Последняя из них — победа в Великой Отечественной войне. Во-вторых, смена (инверсия) архетипа победы в Великой Отечествен­ной войне требует победы постсоветской Украины в войне с Россией (эта победа — предмет вожделения украинства, но не действительности). В-третьих, сам европейский либе­ральный идеал общественного устройства, сконструирован­ный когнитивными технологиями в общественном сознании постсоветской Украины, с XIX века является симулякром. В-четвертых, глобалистская элита дважды в ХХ веке пред­принимала попытку демонтажа социальных институтов, построенных на либеральном идеале и переформатиро­вания общечеловеческой цивилизации через возвращение в архаику (две мировые войны), однако дважды на пути реа­лизации этих планов встала Россия, и сейчас, в ходе третьей попытки архаизации общечеловеческих отношений, Россия является главным препятствием в реализации этих планов.

Четвертый тезис. Кризис европейской цивилизации мо­дерна имеет идеократическое основание, каковым является историческая несостоятельность универсального новоевро­пейского общественного идеала гуманизма. Современное противостояние России и Запада есть противостояние между духовно-нравственным идеалом совершенной личности Хри­ста и возвращением в архаику технократического рабства.

Главная задача исторической России на современном эта­пе — предложить миру универсальный общественный идеал общечеловеческой цивилизации, в основании кото­рой лежат архетипы русского идеократического сознания.

Эта задача может быть решена на основании рекон­струкции советского опыта выражения архетипов русского идеократического сознания. Главное достижение советского этапа в истории России — создание практической модели светского идеократического государства, в основании ко­торого лежит духовно-нравственный идеал совершенной личности Христа. Важнейшей задачей русской философии после исторического преодоления марксизма (в разрушении СССР) является задача теоретического преодоления марк­систкой парадигмы. Для этого надо выразить обществен­ные идеалы советского строя в универсальной парадигме христианского платонизма (например: П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев). В основании этого преодоления лежит проти­вопоставление новоевропейскому гуманизму (человекобо­жию) русского идеала Богочеловечества. В идеократической парадигме русская альтернатива гуманизму может быть сформулирована словами преподобного Иустина Поповича: «Все человеческие мысли, все ощущения, все человеческие дела в конечном выражении заканчиваются только двумя путями: или в человекобоге, или в Богочеловеке. Между этими полюсами протекает вся творческая жизнь рода люд­ского как в духовном, так и в материальном планах. Хочет человек того или нет, но он служит или человекобогу, или Богочеловеку, содействуя тем самым преуспеванию в мире или человекобожества или Богочеловечества».

Пятый тезис. Важнейшей особенностью русской религиозно-философской традиции мысли является вклю­чение библейских текстов и исторического опыта право­славия в состав основополагающих источников философ­ской мысли.

Историософия русской идеи рассматривает социальный процесс в эсхатологической логике истории. В рамках данной парадигмы мы вводим понятие «священная вой­на России». Это война, которую Бог ведет в истории за спасение человечества с помощью России.

В историософии русской идеи рассматриваются три субъекта мировой истории: 1) Промысел Божий, 2) мировое зло и 3) самоопределение России. Эсхатологический период истории характеризуется концентрацией мирового зла в то­тальной власти отдельной личности — антихриста, «зверя, выходящего из бездны» (Откр. 11, 7). Начало этого периода было явлено в 2020 году демонстрацией власти мирового зла в пандемическом консенсусе мировых элит, тотальной и глобальной лжи и насилия в реализации антиковидной повестки дня, демонтаже либерально-демократических деко­раций цивилизации модерна. Эсхатологическая логика этого периода состоит в том, что судьба мира определяется двумя «или-или». Вступит ли Россия в священную войну на сторо­не Бога с мировым злом? Победит ли Россия в этой войне?

24 февраля 2022 года Россия вступила в священную войну на стороне Бога, которую может проиграть. Потому что сказано о «звере, выходящем из моря», что «дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13,7). Такова эсхатологическая логика священной войны России. Либо в мировой истории реализуется апокалиптический сценарий выхода «зверя из бездны» на короткое время, а затем — конец мира, либо сценарий возвращения Рос­сии в мировую историю и исполнение своей миссии катехона — «удерживающего» (Москва — Третий Рим). По какому сценарию пойдет развитие событий — решение принимает Господь. Наше дело — исполнить свой долг до конца. Задача русской философии — решить задачи обеспечения победы России в этой войне.

Анатолий Васильевич Трухан