45,9K подписчиков

Почему скоростной Шаропоезд так и не был построен в СССР

1,1K прочитали

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.

Идея молодого, но крайне амбициозного инженера, несмотря на совершенно нелепый, на первый взгляд подход, могла бы оказаться очень полезной всему человечеству.

Ярмольчук Николай оказался тем человеком, подавший идею, по своей сути, значительно опередившей то время в котором он жил.

В чем заключалась суть нового поезда без колес

Советский инженер Н. Ярмольчук в 1929 году самостоятельно произвел расчеты проекта, где функции железнодорожного полотна заменял изогнутый цилиндрический лоток, с двумя опорами, на который бы упирались вагоны подвижного состава.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-2

По задумке инженера получалось, что поездам больше не требовались ни колеса, ни рельсы, но при этом, скорость поезда была намного больше, чем у обычного локомотива, а сам транспорт был бы значительно безопаснее.

Технические характеристики проекта были уникальными для того времени. Суть разработки заключалась в использовании вместо обычных колес усеченных шаров, в каждом из которых были встроены электродвигатели.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-3

На каждом вагоне имелось по два таких шара-колеса, которые должны были перемещать весь состав по специальному желобу.

Контактной сетью, от которого бы получали питания шары-колеса, являлся стальной или изготовленный из бетона трубопровод.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-4

В 1931 году разрешение на постройку и проведение эксперимента испытательного образца лично подписал нарком путей Куйбышев. Постройка нового электропоезда была завершена в 1934 году.

Собранная экспериментальная модель, в испытании которой приняли участие в качестве потенциальных пассажиров несколько десятков человек, приятно удивила и изобретателя, и членов комиссии.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-5

Скорость в 70 км/ч для железнодорожного транспорта была настоящим техническим прорывом. Более того, инженер заверил всех присутствующих, что скорость движения можно увеличивать примерно до 300 км/ч.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-6

По официальным данным на развитие проекта было выделено 90 человек и финансы в размере 1 млн. рублей, очень огромные для того периода средства.

Почему в теории все получалось лучше, чем на практике

Несмотря на восторженные комментарии со стороны прессы и даже отснятого документального фильма, перспективный проект было решено завершить на стадии разработки.

Причиной неудачи являлось то, что, по мнению специалистов, расходы на постройку скоростных дорог и обслуживание шаропоездов были слишком большими.

Во-первых, дорожное покрытие, тоже было очень дорогое в постройке, не выдерживало бы механические нагрузки, которые планировалось использовать в процессе эксплуатации.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-7

Если в добавок ко всему подсчитать затраты на изготовление и обслуживание электрических колес, которые очень часто выходили из строя, постройку многокилометровых желобов и другие проблемы, выходило очень дорого.

Но и это еще не все, точнее далеко не все. Всю технику, которая требовалась для нового вида транспорта, нужно было изготавливать на оборудовании, которого тоже не было.

В суммарности постройка новых заводских линий, обучение специалистов, изготовление техники и ремонтных комплектов даже навскидку требовало огромных затрат.

Закрытие проекта, судьба инженера

Испытания, проходившие на станции Северянин (Московская ж/д, ярославское направление) ни к чему не привели. Руководителям проекта было дано указание демонтировать деревянные лотки, а сам шаропоезд был разобран и увезен.

Советский проект под названием ШЭЛТ, что расшифровывался, как шароэлектролотковый транспорт, практически готовый к реализации, так и остался только проектной разработкой.-8

Представителям прессы пришлось «забыть» о проекте, по крайней мере, о нем больше не упоминалось. Нахман Белоцерковский, руководитель проекта был расстрелян, предварительно арестованный по придуманной статье, а все отделы вместе с людьми были расформированы.

Самого изобретателя власти не тронули, посчитав его технические знания полезными в будущем.

В годы Великой отечественной войны Ярмольчук принимал участие в боевых действиях в звании капитан, проявив себя с лучшей стороны, за что был награжден орденом «Красной звезды».

Занимался ли талантливый инженер техническими разработками по окончании войны, не известно, но со слов его родных, идея создания нового вида транспорта всегда его интересовала.