Первые составы с углем успешно отправились из Кузбасса в Индию по международному транспортному коридору «Север — Юг». Пилотная отправка призвана стать стартовой точкой для развития перспективного направления российского угольного экспорта.
Составы проследовали через Казахстан и Туркменистан до иранского порта Бендер-Аббас, затем уголь перегрузили на морской транспорт и отправили в индийский порт Мумбаи. Планируемая оборачиваемость вагонов по данному маршруту составит 45 суток.
Сейчас порядка половины угля Кузбасса уходит на экспорт через Восточный полигон. Около 39% — через северо-западные порты, еще 11% грузят в портах Азово-Черноморского бассейна. Появление партий угля на МТК «Север — Юг» знаменует начало нового этапа эксплуатации маршрута.
Коридор от Санкт-Петербурга до Мумбаи значительно повышает свое стратегическое и экономическое значение — Индия не только начнет регулярно получать по нему энергоресурсы, но также сможет сама использовать маршрут для получения доступа к рынкам Ирана, России, Азербайджана, а в перспективе и европейских стран.
Кроме этого, мультимодальный маршрут способен выступить альтернативой китайской инициативе «Один пояс — один путь». КНР — геополитический конкурент Дели, поэтому развитие коридора «Север — Юг» необходимо для сохранения эффективности индийской экономики. Показательно, что Индия активно инвестирует в иранскую логистику.
Однако стоит учитывать, что МТК «Север — Юг» пока не обладает достаточной инфраструктурой для быстрого наращивания объемов грузооборота. В частности, узким местом являются погранпереходы на границе Ирана и Туркмении, где происходит передача грузов с российской колеи стандарта 1520 мм на колею шириной 1435 мм.
Сквозные перевозки в Иран без использования среднеазиатской инфраструктуры на сегодня недоступны. Для расшивки направления строится железная дорога Решт — Астара, работы финансируются за счет госкредита от России в сумме 1,3 млрд евро. Только после завершения всех работ можно будет рассчитывать на увеличение грузопотока до плановых 45 млн тонн.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд