В этом году Виталию Павловичу Рыбакову исполняется 80 лет. Вот он на портрете тридцатидвухлетний, живой, безусый, сосредоточено смотрит на нас. Большинство его учеников еще не родилось, спящие же в своих колыбелях смотрят вещие сны , а первые шаги идущих, Фатум заботливо направляет на встречу с Мастером.
И это встреча неизбежно состоится в назначенный час. Выдержат не все, но тот, кто сможет преодолеть этот сквозной взгляд, сломать себя, навсегда останется учеником Рыбакова. Дело здесь не только в особой методике преподавания, хотя куда уж без нее.
В далеком июне 1998 года выпускники живописного отделения колледжа культуры и искусств: Ирина Смазнова, Андрей Русецкий, Саша Лобков, Эдик Байгужин, Татьяна Марченкова, Марина Чебарова, Татьяна Илюшина, Юля Шибаева, Юля Науманова и др. представили свои дипломные работы экзаменационной комиссии. Тематические картины выпускников курса Виталия Павловича Рыбакова были великолепны.
Разбирая фотоархив, мне вспомнился прошлый февраль, когда я навсегда прощалась с мастерской на Ново-Рославльской. Там остались две драгоценных вещи — вид из окна и бумажная табличка, приклеенная на входную дверь.
Это стихотворение было написано учениками Виталия Павловича в конце прошлого века. Долгие годы оно было визитной карточкой мастерской, братским приветом младшим ученикам от старших.
Работа в мастерской Виталия Павловича для каждого из нас осталась очень личным опытом и подводить общую черту не имеет смысла. Если мимоходом спросить меня в чём же особенность, что пользы от того? Я скромно пожму плечами и рассеянно посмотрю по сторонам в надежде найти опору. Так просто ведь и не объяснишь. Пожалуй, вот несколько слов из музейного описания к портрету звучат как подсказка :
“ Он держит подрамник или держится за него…” Вот и мы теперь, благодаря Виталию Павловичу, просто держимся за подрамник.