Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Три по три: Нолан, Герман, Мархоул.

«Говном пахнет». (с) из к/ф «Трудно быть богом». Здравствуйте. Хочу поделиться с вами своими короткими рецензиями на недавно просмотренные фильмы, про которые мне лень писать развёрнутые статьи, но и не хочется пройти совсем уж мимо. Я расскажу вам про три трёхчасовых произведения: «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего и «Раскрашенную птицу» Вацлава Мархоула. Я не претендую на холодную объективность, а просто отдаю вам свои усталые впечатления. Также замечу, что рассмотренное здесь кино мне не понравилось и я считаю его напрасной тратой зрительского времени (как минимум — конкретно моего) . Но я уже всё посмотрел и теперь пытаюсь язвить хотя бы затем, чтобы как-то отыграться за потерянные часы своей жизни. Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ. Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или
Оглавление
«Говном пахнет». (с) из к/ф «Трудно быть богом».

Здравствуйте. Хочу поделиться с вами своими короткими рецензиями на недавно просмотренные фильмы, про которые мне лень писать развёрнутые статьи, но и не хочется пройти совсем уж мимо. Я расскажу вам про три трёхчасовых произведения: «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего и «Раскрашенную птицу» Вацлава Мархоула.

Я не претендую на холодную объективность, а просто отдаю вам свои усталые впечатления. Также замечу, что рассмотренное здесь кино мне не понравилось и я считаю его напрасной тратой зрительского времени (как минимум — конкретно моего) . Но я уже всё посмотрел и теперь пытаюсь язвить хотя бы затем, чтобы как-то отыграться за потерянные часы своей жизни.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.

***

  • «Оппенгеймер» Кристофера Нолана.
Не знаю как вас, а меня исполнитель главной роли отталкивает. Какой-то он манерный.
Не знаю как вас, а меня исполнитель главной роли отталкивает. Какой-то он манерный.

Сей фильмец показался мне чрезмерно растянутой биографией известного учёного с туевой хучей долгих диалогов и лишних сцен. Мне было физически трудно отсмотреть три часа бесконечных пустых разговоров с замашкой на «глубокий смысол» и наблюдать эти задумчивые умные рожи; трудно потому, что всё это скучно показано и неинтересно подано. Тема-то достойная, наверное, а вот исполнение у неё случилось через котью дупу, и смотреть этот байопик лично мне было скучно до зевательного хруста в челюсти.

И чего все так восторгаются? Понять не могу. Видимо, не моего ума дело смотреть такие гениальные картины, и кинематографический оргазм я на них не получу. Да и ладненько. Но всё равно скажу: «Оппенгеймер» бы мало что потерял, если бы имел стандартный хронометраж в 90 минут плюс-минус десять. Ведь сцену допроса главного героя, занимающую значительную часть экранного времени, вовсе необязательно было делать несущей стеной данной картины.

«Тени Хиросимы» приходят к Оппенгеймеру. Один из немногих сильных моментов этого кино.
«Тени Хиросимы» приходят к Оппенгеймеру. Один из немногих сильных моментов этого кино.

Я и так понял, что до учёного докопались особисты и начали рыться в его грязном белье. Но вовсе не стоило жевать это так долго и заставлять зрителя наряду с особистами нюхать и обсуждать грязные трусы физика-ядерщика. Несущая стена сюжета в данном случае слабая и кривая, и в какой-то момент она тупо падает, хороня под своими душными обломками всё остальное, что тут есть (возможно, даже более-менее хорошее).

Да, сцена с испытанием ядерной бомбы получилась красивой и пафосной; но и то: красоты и пафоса в ней всё равно как-то не хватает, всё изображено скомканно и второпях, словно Нолан торопился поскорее вернуться к любимым диалогам на допросе, мол, тут же у нас биография известного человека, а не философия ядерного оружия. Сцена с бомбой неплохая, но вот досмотрят до неё очень немногие: одни уснут, другие выключат.

В июле 1945 года американцы впервые в мире испытали ядерное оружие.
В июле 1945 года американцы впервые в мире испытали ядерное оружие.

Впрочем, «Оппенгеймера» принято хвалить и облизывать, в него вбухана куча денег и создана рекламная шумиха, а потому эта собачья дрисня наделала немало шума в среде хайпожоров всех мастей и людей, которых уже давным-давно описал Саша Чëрный в «Вешалке дураков». Я честно посмотрел ноланское кинцо два раза, сделав нужный перерыв между просмотрами, и это были одни из самых бесполезных часов моей жизни, которые мне теперь очень жалко.

***

  • «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего.
Типичный кадр из «Трудно быть богом» Германа.
Типичный кадр из «Трудно быть богом» Германа.

Фильм Германа-старшего, имея те же раздражающие фишки «от Нолана», просто-таки переполнен дождём, грязью и дерьмом. Это наводит на грубые мысли о том, что некоторым седовласым мэтрам кинематографа лучше уж достойно уходить на пенсию, а не снимать до смерти, скатываясь в скучную похабщину про убогий серый мир и тамошнее быдло. В противном случае получается набор хаотичных сцен с ужасным звуком и тупыми орочьими рожами (что регулярно ломают четвёртую стену, словно режиссёр только вчера узнал про этот приём и теперь суëт его куда ни попадя, играясь с ним как дитё малое).

«Трудно быть богом» Германа имеет мало общего с хорошей повестью Стругацких, и следить за жизнью этих экранных насекомых мне оказалось совершенно неинтересно. Им не сопереживаешь как в повести, они не философствуют и не представляют интереса как в повести, — они лишь занимаются трёхчасовым броуновским движением от толчка до виселицы и от топчана до толчка, попутно бубня под нос какую-то неразборчивую пошлую чушь и в любой непонятной ситуации показывая жопу, которую камера с радостью берёт на крупный план.

Слуги кривляются, а госпожа сморкается. Таково Средневековье по Герману.
Слуги кривляются, а госпожа сморкается. Таково Средневековье по Герману.

Такое ощущение, что Герман-старший очень-очень хотел снять новые «Страсти по Андрею» Тарковского (где тоже были и жопы, и грязь, и жестокость, — но у Тарковского-то это не стояло во главе угла, так как у него в «Страстях» был и сюжет, и философия, и красивые кадры), очень уж Герман старался переплюнуть это отличное кино, но получилось у него только жидко, по-старчески дристануть в штаны, а потому Тарковским здесь даже и не пахнет, — пахнет говном.

Режиссёр, кстати, словно специально акцентируется на жопах, пошлости и дерьме, смакуя подобные кадры и предлагая посмаковать их и зрителю. Можно назвать это гениальным методом рефлексирующего интеллектуала, познавшего жизнь глубинариев от и до, а можно предположить, что в старости у человека произошли дегенеративные изменения организма (в особенности мозга), из-за чего он страсть как полюбил анально-фекальную тему, и усердно педалировал её в данном кино (на радость фрейдистам). Второй вариант мне видится более вероятным.

Здесь много подобных сцен, но эмоциональной реакции они не вызывают.
Здесь много подобных сцен, но эмоциональной реакции они не вызывают.

И если дать такому человеку камеру и закинуть бабок на карту, он снимет что-нибудь навроде «Трудно быть богом», выдав это за свой opus magnum и уйдя на покой в фекальное царство, где текут его любимые коричневые реки. Что Герман-старший и сделал. И слава богу, что «Трудно быть богом» я посмотрел только один раз, и пересматривать буду ну очень вряд ли.

***

  • «Раскрашенная птица» Вацлава Мархоула.
Сложно досмотреть эту историю, но в целом она получше остальных двух.
Сложно досмотреть эту историю, но в целом она получше остальных двух.

В 1965 году польский еврей-эмигрант Йозеф Левинкопф, скрывавшийся под маской «Ежи Косинский», пишет страшную сказку «Раскрашенная птица». В 2019 году чех Вацлав Мархоул снимает одноимённый трёхчасовой фильм (везёт мне на заунывное трёхчасовое кино, что поделать), где с умным видом визуализирует сию страшную сказку и показывает жестокую жизнь и дикие нравы собирательного «глубинного народа» (который то ли польский, то ли украинский, то ли славянский вообще).

Словом, очень уж эти два творца (Мархоул и Косинский) в разное время хотели поиграть в Достоевского, чьи лавры препаратора человеческих душ, судя по всему, не дают им покоя. Но получилось у них так себе, или, как говорил Борат: НЕ ОЧЕНЬ. Книга Косинского несомненно лучше экранизации 2019 года, да вот читать-то её необязательно, как и смотреть снятое Мархоулом, если кто-нибудь когда-нибудь до него доберётся.

Типичная крестьянка в представлении режиссёра, а также автора книги.
Типичная крестьянка в представлении режиссёра, а также автора книги.

Плюс экранной «Раскрашенной птицы» в том, что здесь очень мало слов: после бесконечного трёпа предыдущих двух кинокартин тишина и созерцательность Мархоула воспринимаются как манна небесная, и под мизантропическое настроение можно просто позалипать на зверей в человеческом обличье. Видеоряд, как вы понимаете, тут вполне на уровне Германа-старшего, и даже, пожалуй, концентрированнее: все три часа вы будете наблюдать жестокость, грязь, дерьмо, возбуждённых животных, поножовщину, бытовое насилие и изнасилования, серость и уныние.

Думаю, российскому режиссёру (Герману-старшему) всё это бы очень понравилось, доживи он до 2019 года и посмотри «Раскрашенную птицу». А вот понравится ли это современному зрителю? Хороший вопрос, потому как лично я особого удовольствия от просмотра не получил (надоел мне этот негатив ради негатива без иной цели, смысла и методов решения), и Мархоула я смотрел для общего, что называется, развития и в связи с прочитанной книгой Косинского.

Мальчишка побывает и в выгребной яме, что покажут в подробностях.
Мальчишка побывает и в выгребной яме, что покажут в подробностях.

Сказка Ежи Косинского, выдуманная и жестокая (как и вся его взрослая жизнь), мощно впечатляет скучающих домохозяек и соевых любителей верить во всякую западно-эльфийскую ахинею, лишь бы ахинея эта была, так скажем, про «диких восточных орков из Мордора». Вот те-то ребятки уж точно оценят киноработу Вацлава и книжку Ежи. Но для отдельного искателя правды, желающего понять феномен человека как таковой, подобные сказки выступают не более чем раздражителем из-за своей намеренной и беспросветной чернушности.

Многие творцы забывают, что Достоевский уже всё давно и качественно описал. Но они всё никак не успокоятся, стремясь затмить дядю Федю прохладными байками про диких селюков времён Второй мировой войны. Получается у них неубедительно. Книга Косинского ещё куда ни шло (она неплохая и в ней есть художественность, и всплакнуть там тоже можно), но вот Вацлав Мархоул, походу, конкретно курнул Германа-старшего и выдал доставший сюжет про «трудно быть» еврейским мальчиком среди кривозубых славянских крестьян. Повторюсь: неубедительно, заунывно и тошнотворно.

-11

***

Итак, весь смысл моей заметки можно уложить в одну фразу: что-то модно, а что-то вечно. И три сегодняшних фильма, на мой взгляд, являются именно что «модными» произведениями массовой культуры, которым не суждено остаться в веках как работам, например, Тарковского или книгам Достоевского. Это не станет вечной классикой мировой культуры, если человечество не сойдёт с ума окончательно и не возведёт волчизм в абсолют.

Многие авторы ещё со времён Экклезиаста говорят о базовых, неприглядных сторонах человеческой сути, но конкретно сии три делают это без сострадания и без надежды на свет, демонстрируя один мрак, хтонь и страх. Нолан, Герман и Мархоул не показывают убедительную драму и не вызывают зрительский катарсис, и данные три фильма совершенно не дают полезную пищу для ума, отравляя и без того отравленные мозги зрителя ядом ненависти, уныния и тоски. Спасибо за ваше внимание.

«Дурак рассматривал картину:
Лиловый бык лизал моржа.
Дурак пригнулся, сделал мину
И начал: «Живопись свежа…
Идея слишком символична,
Но стилизовано прилично».
(Бедняк скрывал сильней всего,
Что он не понял ничего)».
(с) Саша Чёрный: «Вешалка дураков».

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):