Из цикла «Орхот цадиким», темы: Отношение к деньгам, Орхот цадиким, Характер, Мусар, Жадность
Скупость есть качество, достойное порицания в большинстве своих проявлений.
Скупость /дайканут/ есть качество, достойное порицания в большинстве своих проявлений. О скупости сказал Шломо: «Не вкушай хлеба недоброжелателя и не возжелай яств его,<…> “Ешь и пей!” — скажет он тебе, а сердце его не с тобою» (Мишлей 23; 6—7).
Вот свойства скупца: копит деньги и не дает милостыню, и не пожалеет бедных. А когда ведет дела свои с другим, считает каждый грош и не уступит ничего. Не кормит и не одевает, и не даст никому никакой выгоды от себя. И не уповает на Того, Кто дает ему деньги, и он всем ненавистен. Не старается исполнять заповеди и не приобретает себе наставника и друга, а потому остается пустым в смысле Учения и заповедей.
Если он телом скупой, — это весьма дурно: он не оказывает добро /хесед/ людям. Но хуже всего, если он скуп на свою мудрость или на свои книги, — ведь он ничего не теряет при этом. Ибо мудрость подобна огню, который ничего не утратит, если от него зажгут свечу или другой огонь. И о нем сказано: «Удерживающего у себя хлеб проклинает народ» (Мишлей 11; 26). А о щедром сказано: «Но благословение на челе кормильца» (там же). Простой смысл этого стиха о хлебе и милостыне, а мораль /машаль/ выводится о мудрости.
Но положительное в этом свойстве состоит в том, что скупец не тратит свое добро попусту, и иногда это удерживает человека от великих преступлений. И поскольку скупец живет скудно, нет у него гордыни, какая может быть у щедрого, потому что из-за чрезмерного имущества и удовольствий, которым человек предается, он восстает против своего Творца.
И поэтому будь осторожен в щедрости своей: будь щедрым по своим возможностям там, где тебе следует быть щедрым. А там, где не следует быть щедрым, — будь скрягой и скупцом. Пусть человек взвешивает это на весах Торы и учится у Яакова, который бывал беспримерно скупым, как сказано: «И остался Яаков один» (Берешит 32; 24). И сказали мудрецы, что он забыл маленькие кувшины /пахим ктаним/ и вернулся за ними. Это учит нас, что праведникам их имущество дороже их тела. Почему? Потому что они не берут чужого[1] (Хулин 91а). Взгляни на эту великую скупость: такой богатый человек, как Яаков, возвращается ради маленьких кувшинов! И мы находим в другом месте, что он был беспримерно уступчив. Как учат мудрецы: «В могиле, которую я вырыл /карити/ себе» (Берешит 50; 5). «Карити» значит также «кри», то есть «куча зерна». Это значит, что все серебро и золото, принесенное из дома Лавана, Яаков сложил в кучу и сказал Эйсаву: «Возьми это за твою долю в пещере Махпела». Найдется ли еще такой уступчивый?
Да будет это уроком человеку: даже грош не тратить впустую и не по надобности. Но пусть будет весьма уступчив /ватран/ там, где речь идет о духовном, например, о милостыне и о прочих заповедях, исполнение которых связано с тратой денег, — например, о приобретении наставника и товарища по учению или о приобретении книг. Дабы достичь высших ступеней — вернуть душу в место ее чистоты, чтобы она была связана в узел жизни /црура би-црор а-хаим/, как написано: «Да будет душа господина моего связана в узел жизни» (Шмуэль I 25; 29).
[1] Они осознают, что имущество их от Всевышнего, и тем показывают, насколько они ценят Его добро к ним.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими: