Андрей МУСАЛОВ
Сегодня, когда происходит активное таяние полярных шапок, вновь обострилось противостояние в Арктическом регионе. Колоссальные запасы разнообразных полезных ископаемых и проход по Северному морскому пути - серьезный приз для тех, кто втянулся в борьбу за обладание этими территориями. Между тем, отечественные исследования Арктики насчитывают уже не одно столетие.
За "железные ворота"
Отечественная история исследования и освоения территорий, лежащих за полярным кругом, насчитывает несколько сотен лет. Славянские племена впервые принялись осваивать заполярные земли в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к «железным вратам» — предположительно, так тогда называли Карские Ворота либо пролив Югорский Шар, отделяющий от материка архипелаг Новая Земля и остров Вайгач.
В XII–XIII веках в районе Белого моря сформировался особый славянский субэтнос — поморы. Эта небольшая по численности, но весьма самобытная этнографическая русскоязычная группа не ограничивалась освоением акватории Белого моря и прилегающих к ней территорий. Поморы активно исследовали острова Вайгач и Новая Земля.
В 1499 году славянами был основан первый заполярный город — Пустозерск. Предположительно, он находился в районе нынешнего Нарьян-Мара. Помимо городов, основывались и монастыри, которые зачастую исполняли роль крепостей и служили базами для освоения прилегающих земель. Так, в 1429 году появился знаменитый Соловецкий монастырь, а в 1533 году на территории нынешней Мурманской области был основан заполярный Трифонов Печенгский мужской монастырь.
Начиная с 1584 года главным городом и портом Русского Севера стал Архангельск. С этого момента начался новый виток освоения Севера и Арктики. В XVI–XVII веках русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь — от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти, скапливавшейся в прибрежных ямах и на поверхности воды.
Одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев, который в 1648 году совершил поход вдоль побережья Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. А в 1688 году купец Иван Толстоухов открыл полуостров Таймыр.
Великая Северная экспедиция
XVIII век стал для России веком географических открытий, в том числе и в Арктике, а в Белом море был построен флот, вооруженный современными на тот момент кораблями — как торговыми, так и военными. По приказу императора Петра I известный мореплаватель Витус Беринг совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой, подтвердив данные Дежнева. Теперь этот пролив называется Беринговым.
С 1733 по 1743 годы проводилась Великая Северная экспедиция. Сразу несколько исследовательских отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Челюскина составили первую подробную карту арктических берегов, островов и рек. При этом Семен Иванович Челюскин совершил пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, дойдя до самой восточной точки России, которая ныне называется мысом Челюскина.
Данные, добытые Великой Северной экспедицией, позволили в 1746 году издать «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». Если до того европейская часть страны была относительно хорошо известна, то азиатская на картах появилась впервые.
Следующая экспедиция началась в 1765 году, когда русский исследователь адмирал Василий Чичагов получил от императрицы Екатерины II приказ отыскать северный путь на Камчатку. План экспедиции был разработана легендарным ученым Михаилом Ломоносовым. В ходе похода исследователи уточнили ранние данные и освоили новые морские пути. Чичагов дважды отплывал из Архангельска для выполнения этой задачи. Во время второго плавания в 1766 году ему удалось далеко зайти на север — до 80°30' северной широты.
Для освоения северо-восточных территорий в 1799 году была основана Российско-американская торговая компания. Она освоила обширные территории Дальнего Востока, Камчатки, Аляски и даже Калифорнии. Русские купцы и промышленники наладили в этих землях добычу пушнины и различных полезных ископаемых.
В XIX веке европейские страны включились в полярную гонку, стремясь догнать Россию в деле освоения богатств Арктики. Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. А в 1878 году в Арктику отправилась экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда. Ему удалось без остановок пройти северным морским путем по Северному Ледовитому океану и выйти в воды Тихого океана.
Появление конкурентов встревожило русское правительство, и с конца XIX века началась разработка программ научного освоения Севера и Арктики. Также предполагалось прочное военное и гражданское присутствие в этих землях. Автором амбициозной программы в 1894 года стал министр финансов Российской империи С. Ю. Витте.
Согласно программе, на Север переселялось большое число людей. Переселенцы получали льготы, субсидии и освобождались от военной службы. В 1898 году был заложен первый военный порт Александровский (ныне — база подводных атомоходов «Полярный»). А в 1898 году был спущен на воду первый русский ледокол «Ермак», положивший начало отечественному ледокольному флоту (ныне самому крупному в мире).
Бурное развитие техники, произошедшее в начале XX века, ускорило освоение Арктики. Проводились исследовательские работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, осуществлялось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, А. Колчак. Благодаря этим изысканиям был детально освоен морской маршрут Архангельск — Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути.
В поисках Земли Санникова
Огромную роль в изучение Крайнего Севера внес российский полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль, посвятивший всю жизнь поискам Земли Санникова. Впервые он оказался в Арктике в 1886 году, когда Петербургская (Императорская) академия наук организовала экспедицию на Новосибирские острова. Ее начальником стал известный ученый и полярник А. А. Бунге, а Толль — его помощником.
Работая на острове Котельном, Толль узнал легенду об острове Земля Санникова, которую в начале XIX века якобы открыли ссыльный М. М. Геденштром и охотник Яков Санников. На карте Новосибирских островов, составленной Геденштромом, на северо-западе от острова Новая Сибирь были указаны еще два участка суши, помеченные как «земли, виденные Санниковым». В марте 1821 года на Новосибирских островах работала экспедиция под руководством лейтенанта флота П. Ф. Анжу. В апреле она отправилась на поиски Земли Санникова. Они оказались безрезультатными, и упоминания о мифических островах с новых карт исчезли.
В 1898 году Э. В. Толль решил организовать новую экспедицию на поиски Земли Санникова. Ее план был одобрен Академией наук и российским правительством, которое выделило необходимые ассигнования. В июне 1900 года экспедиция Толля направилась в Арктику на шхуне «Заря». В ее составе, помимо прочих, был талантливый гидролог лейтенант флота А. В. Колчак.
До района предполагаемой Земли Санникова «Заря» дошла более чем через год после старта — 14 сентября 1901 года. Промеры показали, что в месте исследования находятся малые глубины. По мнению Толля, это указывало на близость земли. Однако сплошной лед и густой туман заставили «Зарю» встать на зимовку у западного берега острова Котельный.
Ранним летом Э. В. Толль, астроном Ф. Г. Зееберг и двое промышленников отправились в поход на остров Беннетта, намереваясь оттуда совершить бросок по льду к Земле Санникова. Вернуться группа должна была не позднее 3 сентября. Планировалось, что к этому времени «Заря» подберет Толля и его спутников на острове Беннетта.
В назначенный срок шхуна направилась к острову, но подойти к нему не смогла — помешали плотные льды и туманы. Когда были истрачены все резервы угля, капитан шхуны лейтенант Ф. А. Матисен констатировал, что исчерпаны все возможности. 5 сентября 1902 года «Заря» взяла курс на Тикси.
Следующим летом на поиски Толля отправилась экспедиция под руководством А. В. Колчака. В ее состав вошли только добровольцы: участники предыдущего похода — боцман Н. А. Бегичев и старшина В. Л. Железников, политический ссыльный студент П. В. Оленин, четверо поморов, несколько каюров из числа якутов и тунгусов.
Всего в спасательную партию вошло 17 человек с 10 нартами, парусным вельботом и трехмесячным запасом продовольствия. Она вышла из устья реки Лены на вельботе и направилась в сторону острова Беннетта. Идти пришлось по частично вскрывшемуся морю среди льдин. Порой пройти было невозможно из-за торосов. Тогда путники впрягались в лямки и перетаскивали вельбот с тяжелым грузом через массы льда.
4 августа 1903 года спасатели достигли цели. Обследовав остров, они довольно быстро обнаружили следы пребывания барона Толля и его спутников: бутылку с запиской, документы экспедиции, геологические коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль, не имея достаточных запасов провизии, решил заняться охотой и перезимовать, однако дичи не было и его группе стала угрожать голодная смерть. 8 ноября 1902 года барон и его спутники отправились в сторону большой земли. 150-ти километровый переход по неокрепшему льду и открытой воде в условиях полярной ночи почти не оставлял им шансов.
Помимо поисков пропавших путешественников экспедиция Колчака провела масштабные научные изыскания, включавшие опись берегов, промер глубин, изучение гидрологии и льдов сибирских морей, астрономические и магнитные наблюдения. Были внесены исправления на картах контура берегов северо-восточной части Сибирского материка от острова Диксона до устья реки Лены. За эти заслуги в 1906 году А. В. Колчаку Императорским географическим обществом была присуждена высшая награда — Золотая Константиновская медаль. В 1909 году Колчак опубликовал монографию «Лед Карского и Сибирского морей».
Экспедиция Седова
Одним из тех, кто мечтал покорить Северный полюс, был Г. Седов. В марте 1912 года он подал рапорт начальнику Главного гидрографического управления, в котором предлагал провести полярную экспедицию, чтобы упредить американце и норвежцев. Седов писал: «...горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявились ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор... Мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Однако Совет министров Седову отказал.
Георгий Яковлевич самостоятельно собрал средства на экспедицию, при поддержке газеты «Новое время» и её совладельца – М. А. Суворина. Статьи в «Новом времени» вызвали в России большой общественный резонанс. Со всей страны поступали денежные пожертвования. Свой частный взнос в размере 10 тыс. рублей сделал даже царь Николай II.
В июле 1912 года Седов арендовал старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока». В ходе подготовки экспедиции неопытный путешественник стал жертвой купцов-мошенников, которые снабдили экспедицию испорченными продуктами, некачественным углём и негодными собаками. С большим трудом достали радиостанцию, но так и не удалось найти радиста.
Несмотря ни на что, в августе 1912 года экспедиция Седова вышла из Архангельска к полюсу. У Земли Франца-Иосифа судно было затёрло льдом. Для зимовки была выбрана бухта, которую путешественники назвали Тихой. Из-за плохого угля и просроченного продовольствия ситуация вскоре стала критической. Зимовщики сожгли все деревянные предметы на судне, включая переборки между каютами. Началась цинга.
2 (15) февраля 1914 года Г. Седов и матросы Г. В. Линник и А. М. Пустошный на трёх собачьих упряжках отправились к Северному полюсу. На восемнадцатый день похода, в районе острова Рудольфа, Седов умер. Линник и Пустошный смогли вернуться на судно. В августе 1914 года «Фока» дошёл до рыбацкого становища Рында-на-Мурмане.
"Таймыр" и "Вайгач"
В начале ХХ века в русском обществе была популярна идея создания Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. 7 апреля 1908 года на заседании Совета министров Российской империи было принято решение «в возможно скором времени связать устья Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества как для оживления этого обширного района Северной Сибири, отрезанного ныне от центра, так и для противодействия экономическому захвату этого края американцами, ежегодно посылающими туда из Аляски свои шхуны для меновой торговли с прибрежным населением»
Воплотить идею в жизнь было поручено начальнику Главного гидрографического управления Морского министерства Российской империи генерал-майору А. И. Вилькицкому, прежде руководившему исследованиями устьев Печоры и Енисея, а также изучением южной части Карского моря. Тот связался с полярными исследователями А. В. Колчаком и Ф. А. Матисеном с предложением разработать проект экспедиции, в котором ключевая роль отводилась бы стальным судам ледокольного типа.
Вскоре по чертежам корабельного инженера Р. А. Матросова на Невском судостроительном заводе в Петербурге было начато строительство двух транспортов ледокольного типа — «Таймыра» и «Хатанги» (вскоре переименованной в «Вайгач»). В 1909 году суда были спущены на воду. Их водоизмещение составляло 1200 тонн, мощность машин — 1,2 тыс. л. с. , длина — 54 метра, ширина — 11 метров, скорость — 10,5 узлов. Корабли были оборудованы приборами для проведения исследований, а также пушками и пулеметами — поскольку считались военными.
27 октября 1909 года транспорты отправились из Петербурга во Владивосток — через Суэцкий канал. «Вайгачом» командовал А. В. Колчак, «Таймыром» — Ф. А. Матисен. 3 июля 1910 года суда прибыли во Владивосток, где началась их подготовка к плаванию в Арктику. При этом экипажи ледоколов подбирались из числа добровольцев — ввиду чрезвычайной сложности и опасности предстоявших исследовательских работ. Программа полярной экспедиции была рассчитана на пятилетний срок. Ее руководителем был назначен опытный гидрограф Иван Семенович Сергеев.
Старт гидрографической экспедиции был дан в 1911 году. В первые два года ледокольные суда обследовали восточный сектор русской Арктики: Восточно-Сибирское и Чукотское моря, Медвежий и Новосибирские острова, а также часть материкового побережья. В 1912 году «Таймыр» и «Вайгач» сумели пройти далеко на запад — до бухты Тикси.
Летом 1913 года корабли получили приказ из Санкт-Петербурга — пройти весь маршрут Северного морского пути от Владивостока до Архангельска. К сожалению, вдохновитель экспедиции, Андрей Вилькицкий, не дождался решающего штурма Арктики — он умер весной 1913 года. Его сын — Борис Андреевич Вилькицкий, командовал «Таймыром». Командиром «Вайгача» в походе был назначен Петр Алексеевич Новопашенный.
В первую навигацию «Таймыр» и «Вайгач» не смогли пробиться сквозь льды. Экспедиция вернулась во Владивосток и начала подготовку к новому штурму Северного морского пути. Летом 1914 года была предпринята очередная попытка. Остановить ее не смогло даже начало Первой Мировой войны.
Плавание, проходившее в тяжелых полярных условиях, растянулось на 14 месяцев. Порою корабли вмерзали в лед и они ложились в дрейф. При этом Вилькицкому удавалось сохранять среди подчиненных дисциплину и порядок. На кораблях устраивались занятия по изучению астрономии, курсы повышения квалификации, вечера чтения литературы, любительские спектакли, проводились даже матчи по футболу между экипажами. За время экспедиции из 80 членов экипажей погибло 3. В те времена для полярного похода это считалось хорошим показателем.
Между тем, на Большой Земле экспедицию считали пропавшей — связи с кораблями не было. О том, что «Таймыр» и «Вайгач» не погибли, стало известно лишь после того, как они повстречали норвежское судно «Эклипс», оснащенное мощной рацией.
3 сентября 1915 года «Вайгач» и «Таймыр» дошли до Архангельска. За время похода был совершен ряд географических открытий: пролив Б. А. Вилькицкого, Земля Императора Николая II (ныне Северная Земля), остров Царевича Алексея (Малый Таймыр), остров А. И. Вилькицкого. Было проведено картографирование арктического побережья, в том числе практически не исследованного до того Таймыра. Тогда же был поставлен крест на мифе о Земле Санникова. Но главное, было на практике подтверждено существование морского пути от Владивостока до Архангельска.
Гидрографическая экспедиция 1910–1915 годов оказалась одной из самых успешных в истории изучения Русской Арктики. Норвежский полярный исследователь Руаль Амудсен после ее завершения написал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира…» Руководитель похода Борис Вилькицкий был удостоен золотой медали Русского географического общества, а также наград ряда иностранных государств: Швеции, Франции, Норвегии. Материалы экспедиций оказались весьма обширны. Картами и лоциями, полученными в результате работы, моряки и полярники пользовались несколько десятилетий. Огромный опыт был получен и в области проектирования и использования ледокольных судов. Степень надежности, непотопляемости «Таймыра» и «Вайгача» оказалась небывало высокой.
Дальнейшие судьбы кораблей сложились по-разному. «Вайгач» затонул в 1918 году, наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе. «Таймыр» же оставался в строю еще долгое время. В 1938 году это прославленное судно даже участвовало в эвакуации участников экспедиции Папанина.
Дореволюционные исследования Арктики дали Российской империи ред преимуществ перед государствами-конкурентами, также стремившимися освоить полярные районы. Например, благодаря им во время Первой мировой войны начал действовать полярный маршрут из Архангельска в Британию. Для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в 1916 году был основан северный порт Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Однако подлинного расцвета отечественные арктические исследования достигли уже после революции 1917 года.
Фото из сети интернет