Найти в Дзене

ЦЭ Ж ЦЭРКВА...

Храм - центр духовной жизни, архитектурное украшение для станицы и радость для станичников. В храме можно было найти утешение и отвлечься от тяжелого физического труда, повидать знакомых, помянуть ушедших. С.Мащенко вспоминал: "На церковной площади, по воскресеньям и праздникам, была масса народу и стоял гомон человеческих голосов. В 7- 6 часов утра начинают звонить к обедне. Первый удар колокола не вызывает никакой реакции, при втором только немногие снимают шапки и крестятся. С третьим же ударом, вся площадь обнажает головы и усиленно крестится. Объясняется это существовавшей тогда поговоркой-поверьем: «Пэрвый звон чортам, другый панам, а трэтий - нам». Очевидно, в силу этого, и крестились только после третьего удара колокола. На праздновании юбилея Войскового хора генерал-лейтенант Бабыч в праздничном докладе отметит: “Идя на праздник в войсковую соборную церковь и слушая чудные напевы своего дивного войскового хора, черноморец отрешался от житейских тревог, как бы внутренне

Храм - центр духовной жизни, архитектурное украшение для станицы и радость для станичников.

В храме можно было найти утешение и отвлечься от тяжелого физического труда, повидать знакомых, помянуть ушедших.

С.Мащенко вспоминал:

"На церковной площади, по воскресеньям и праздникам, была масса народу и стоял гомон человеческих голосов. В 7- 6 часов утра начинают звонить к обедне. Первый удар колокола не вызывает никакой реакции, при втором только немногие снимают шапки и крестятся. С третьим же ударом, вся площадь обнажает головы и усиленно крестится. Объясняется это существовавшей тогда поговоркой-поверьем: «Пэрвый звон чортам, другый панам, а трэтий - нам». Очевидно, в силу этого, и крестились только после третьего удара колокола.

На праздновании юбилея Войскового хора генерал-лейтенант Бабыч в праздничном докладе отметит: “Идя на праздник в войсковую соборную церковь и слушая чудные напевы своего дивного

войскового хора, черноморец отрешался от житейских тревог, как бы

внутренне очищался и набирался душевных сил снова целые месяцы

бороться на боевых линиях”.

О том, что в церковь старались водить детей, вспоминают жителей и бывших черноморских, и бывших линейных станиц.

"А до цэрквы кажду нэдилю. Пять душ нас, батько за рукы забэрэ и, далэко до цэрквы, вэдэ до цэрквы»; «Бывало зазвонют на утреню. «Дети вставайте, уже утреню звонють, пайдемте да утрени». От эта устаем все без разгавору, устаем, убирают нас, наряжают и духами пабрызгает папа и пашли мы в церкву".

Сохранились детские воспоминания информаторов о храме: «Помню, када мэнэ водылы в цэркву, така красыва, када вже служба ишла, я цёго ны помню, мини тикы интересно було, шо багато виконив було и позакрывани платкамы такыми красывыми вот эти тумбочкы, дэ стоялы виконы. А потом, када мы выходылы з цэрквы, одын значит дае ложичкой маленькой мэд, а другый тряпочкой красной вытырае губы...».

С начала 30-х гг. церкви стали уничтожать, переоборудовать под клубы.

Из церковного кирпича строились школы, клубы и другие общественные здания.

В ст. Вышестеблиевской на месте каменной церкви построили школу и стадион, а её «растяглы на дорогу».

Старшее поколение не разрешало своим внукам ходить в увеселительные места, возведённые на месте храмов, говорили: «там церковь, плачет там кто-то по ночам; на клуб — «цэ ж цэрква».

Источники:

1. С.М. Мащенко. Отрывок воспоминаний о Кубани шестидесятых годовпрошлого века.

2. А.И.Федина. Песни в жизни черноморского казака.

3. В.В. Воронин. Отец в семье кубанских казаков: статус и функции.

4. С.Н. Гетманская. Православная жизнь в станицах района г. Горячий Ключ по архивным документам и полевым материалам кубанских фольклорно-этнографических экспедиций (конец XIX – начало XXI в.).

5. С. Н. Гетманская. Вера в народе.

Фото: Свято-Вознесенский храм ст-цы Пластуновской.

-2