Найти тему

Обаяние злом

Думаю, метафорически обаяние злом отлично выражается через сравнение с закатом
Думаю, метафорически обаяние злом отлично выражается через сравнение с закатом

Айн Рэнд употребляет этот термин в курсе лекций "Искусство беллетристики", когда говорит о художниках и писателях, которые в своих произведениях выражают мировоззренческие идеи через отрицание. Таковы, по её мнению, Гойя в живописи и Достоевский в литературе. Основная идея их произведений - трагизм окружающей жизни. Иными словами, автор показывает не то, как следует поступить герою, не пример преодоления человеческим духом тяжёлых обстоятельств, а горе, подлость, трусость, стяжательство, короче - зло во всех его проявлениях.

Наслаждаясь литературным произведением, пишет Айн Рэнд, читатель проживает жизнь с героем, которого хочет видеть рядом с собой. Но, восхищаясь глубоким психологизмом и верностью изображения характеров у Достоевского, мы бы не хотели жить с этими людьми рядом или взять с них пример. Писателю не даётся изображение того, что он считает справедливым социальным строем или воистину добродетельным человеком, он выражает ценности через отрицание.

"Причина в том, что он слишком интеллектуальный человек и слишком хороший художник, чтобы сделать, что хочет, а именно достойно разработать и отразить в литературе христианский идеал" Айн Рэнд. Искусство беллетристики

Таким образом, как это ни парадоксально звучит, Достоевский, изображая мир исключительно путём отрицания зла, придаёт самой этой идее зла огромную значимость! Это и есть то самое "обаяние злом".

Очень трудно держать в голове идею конфликта главного персонажа с антагонистом (в классическом варианте как раз конфликт добра со злом) либо внутреннего конфликта (когда герой кормит "внутреннего волка", злого или доброго, смотря по обстоятельствам, и в то же время не скатываться в истории в это "обаяние зла". Уметь выразить идею через положительные ценности.

У меня с этим тоже всё непросто (примажемся к ценностям Достоевского), поэтому и рассказы часто выходят тяжёлые и грустные. То есть, я уже научилать рассказывать о том, как в жизни быть не должно, и о том, что в ней грустного, обидного, тяжёлого и несправедливого. Теперь буду учиться говорить о ценностях через положительные образы, нащупывать и понимать "как надо" и создавать таких героев, с которыми приятно пожить рядом, а не только поплакать над их трагической судьбой.