Найти тему

Покровская церковь в Барвихе. Подворье Зачатьевского монастыря

Деревянный Покровский храм в дер. Барвиха на Рублево-Успенском шоссе является подворьем московского Зачатьевского монастыря. Нынешнее здание церкви было построено в 1998 году неподалеку от исторического места монастырского подворья. В своем облике церковь повторяет черты разобранного в советские годы прежнего храма 1910 года архитектора А. А. Латкова. В деревне Барвиха скончалась и была погребена у храма последняя перед закрытием настоятельница Зачатьевского монастыря игуменья Мария (Коробка).

Барвиха была основана только в начале XIX века после переселения сюда нескольких семей из двух соседних деревень. Незадолго до 1812 года сюда переехали четыре двора из Луцкого и один двор из Шульгино. По сведениям краеведа А. А. Пузатикова, первыми в Барвихе обосновались крестьяне Макаровы, Никитины, Хряповы и Сергеевы. Их потомки жили здесь, по крайней мере, до 1980-х годов.

Деревня Шульгино когда-то было вотчиной князя Ивана Васильевича Голицына, а после Смутного времени и до 1646 года находилось во владении Льва Ивановича Далматова-Карпова. В 1681 году Шульгино стало принадлежать звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. С 1767 года деревни Луцкое, Шульгино и Барвиха составляли одну дачу с богатыми лесными и рыболовными угодьями.

Деревня Луцкое находилось на левом берегу реки Москвы и называлось так за положение у речной излучины – "луки". При Павле I Луцкое принадлежало особому ведомству, которое содержало Мальтийский орден. В начале XX в. в селе Рублево была построена водонапорная станция, и дворы в Луцком оказались затоплены. Деревню даже пришлось перенести на правый берег Москвы, где она получила название Новолуцкого или Луцкого-Жуковки. Со временем она вовсе исчезла.

Деревня Барвиха располагалась на правом высоком берегу реки Москвы, то есть напротив бывшей деревни Луцкое. По расположению вблизи устья речки Самынки и деревню иногда называли тоже Самынкой. В списке населенных мест по сведениям 1859 года деревня отмечена даже тройным названием: "Луцкая-Самынка (Борвиха)".

Топоним Барвиха или "Борвиха" когда-то звучало более угрожающе – "Оборвиха". Именно в таком варианте упоминал ее русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. В "Записках об ужении рыбы" есть такие строки:

«Я жил это лето (1841 года) в подмосковном селе Ильинском; от него верстах в трех есть довольно большой, глубокий пруд и мельница при деревне Оборвихе на речке Сомынке <…> Один раз подъезжая к пруду, я увидел, что все берега белелись, точно по краям воды лежал снег; подошед ближе, я рассмотрел, что это была снулая рыба».
-2

С рыболовных угодий и началась история подворья московского Зачатьевского монастыря в Барвихе. 18 марта 1798 года царем стал Павел I. В тот же самый день игуменья Зачатьевского монастыря Доримедонта получила известие о том, что новый монарх отдал обители рыбных угодий в Звенигородском уезде Московской губернии.

Согласно именному указу Павла I обозначались границы этой подмосковной местности:

В Звенигородском уезде от устья реки Жуковки вниз по Москве реке до Луцковских дач в длину на три версты рыбную ловлю, числившуюся за Владимиром Тимофеевым… отвесть во владение Московского Зачатиевского девичьяго монастыря.

Однако подворье монастыря здесь было создано далеко не сразу. Первое время московская обитель использовала рыбную ловлю по прямому назначению для собственных нужд, а с 1830 г. отдала в аренду крестьянам Афанасию Жигареву и Андрею Петрову. Впоследствии ловли переходили от одного арендатору к другому, и находились на содержании некоего Ефима Андреева из деревни Луцкой.

Инокиня Доримедонта (Протопопова), с именем которой связано появление у Зачатьевского монастыря земель будущего подворья, была определена на место игуменьи 26 июня 1794 года. Она управляла монастырем вплоть до своей кончины в 1818 году. После нее игуменьей стала инокиня Митрополия.

-3

Доримедонта много потрудилась для украшения Зачатьевской обители в Москве, основанной на нынешнем месте у Остоженки еще в XVI веке. В 1798 году была разобрана старая и возведена новая каменная трапезная церковь с приделами мученика Федора Стратилата и святителя Алексия Московского. В 1800 г. была построена новая трехъярусная колокольня. Четыре года спустя Доримедонта начала строительство новой соборной церкви в готическом вкусе в честь Рождества Богородицы.

Игуменья Доримедонта управляла монастырем во время нашествия французов и московского пожара 1812 года. Ей выпал труд восстановления обители после войны. К сожалению, упоминавшиеся постройки игуменьи Зачатьевского девичьего монастыря Доримедонты были уничтожены в советское время. От старого монастырского ансамбля сохранились до настоящего времени лишь надвратная церковь конца XVII века и поздняя Духовская церковь при богадельне.

Но вернемся в Барвиху. В 1909-1910 гг. на хуторе рядом с деревней Барвиха был создан духовно-просветительский комплекс, в который вошли церковно-приходская школа, трапезная, больница, кельи для монахинь. Его центром стала деревянная Покровская церковь, созданная по проекту зодчего А. А. Латкова. Этот зодчий до этого много работал для украшения Троице-Сергиевой лавры и ее скитов. В 1911 году состоялось тожественное освящение Покровской церкви в Барвихе на подворье Зачатьевского монастыря. Богослужения продолжались здесь вплоть до 1928 года, даже когда сама обитель в Москве уже была закрыта.

Хутор (подворье) Зачатьевского монастыря в Барвихе. Иконостас храма Покрова Богоматери. 1900-е гг.
Хутор (подворье) Зачатьевского монастыря в Барвихе. Иконостас храма Покрова Богоматери. 1900-е гг.

В 1930 году Покровская церковь была разобрана, а из ее бревен сложили здание школы в селе Ромашково. Это здание стояло в Ромашково еще в начале 1990-х годов. Примерно в те же годы началось возрождение исторического подворья Зачатьевского монастыря в Барвихе. В 1996 году патриарх Алексий II благословил восстановить подворье, а два года спустя был построен новый Покровский храм, повторявший по своей архитектуре формы прежнего здания.

Хутор (подворье) Зачатьевского монастыря в Барвихе. Иконостас храма Покрова Богоматери. 1900-е гг.
Хутор (подворье) Зачатьевского монастыря в Барвихе. Иконостас храма Покрова Богоматери. 1900-е гг.

Подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе появилось благодаря игуменьи Марии (Коробки). Игуменья Мария – в миру Елена Федоровна – родилась в 1857 году в богатой семье. В разные годы она работала учительницей в Оренбургской губернии, Одессе, Севастополе. В 1880-1890-х гг. Елена Федоровна была классной дамой в Смольном и Мариинском институтах в Санкт-Петербурге.

Елена Коробка в 1907 году поступила послушницей в серпуховский Владычный монастырь. Уже через два года она приняла монашеский постриг с именем Мария и была возведена в сан игуменьи Зачатьевского монастыря в Москве. Игуменья Мария много потрудилась не только для создания подмосковного подворья, но и для московской обители. Она скончалась в Барвихе и была погребена у алтаря Покровской церкви. В 2016 году на подворье в Барвихе был освящен небольшой храм преподобной Марии Египетской – небесной покровительницы последней игуменьи.