Это пятая статья на канале о особенностях организации строительства, скоро будут еще на другие интересные темы. Желаю Вам успешной стройки!
Всем доброго времени суток, в этой статье я не буду затрагивать нормативные документы используемые при составлении Рабочей документации, это статья немного о другом, о том, зачем на самом деле нужна Рабочая документация и на какие вопросы она отвечает. Казалось бы, что тут не понятного, но идея написания статьи возникла из опыта, бывают такие Заказчики, которые рассуждают примерно так – да что тут чертить то, всего то надо три стенки поставить да несколько розеток, что вы меня на бабки разводите. Итак, Рабочую документацию надо рассматривать не как сухие чертежи, а как информационную модель строительства, и это не обязательно BIM, BIM это сложный автоматизированный комплекс, по которому пока нет мировых стандартов и довольно мало опытных специалистов, да и некоторые путают понятие BIM технологии с проектом выполненным в 3D, при этом, для создания информационной модели нужен просто грамотный проект. Так как должен выглядеть проект, чтобы он претендовал на звание информационной модели? Начнем от общего к частному, во-первых, все разделы Рабочей документации должны быть сведены между собой, мысль кажется банальной, но на практике не сильно часто встречается, и вот почему, Заказчик нанимает отдельного Архитектора, отдельного дизайнера, отдельных исполнителей по инженерным системам, но не нанимает ГИПа который эти проекты будет между собой увязывать. В результате исполнители как то взаимодействуют между собой по каким то своим правилам, каждый отдельный проект выглядит как шедевр, все вместе не законченный продукт, строители начинают стройку, и тут выясняется, что где то Архитектор не предусмотрел шахту, а электрики питание для насосной станции. Во-вторых, на рабочих чертежах должны быть обозначены привязки и отметки оконечного оборудования – розетки, выключатели, пульты, вентрешетки, унитазы, умывальники и т.д., зачастую инженеры уклоняются от указания привязок оборудования, обосновывая это тем, что дизайн постоянно меняется и им не хочется по несколько раз все переделывать, в результате это приводит к тому, что проектировщик по инженерным системам вообще перестает отслеживать изменения дизайн проекта, дизайнер не получает обратную связь и в порыве творческого куража может принять не исполнимые решения, о которых будет известно только в момент реализации проекта, что в конечном тоге увеличит срок и стоимость или вовсе придется чем то поступится, в качестве примера приведу несколько ситуаций из практики – расположение розеток на несущих колоннах (несущие колонны сверлить нельзя), устройство санузла над жилым помещением (канализационные трубы нельзя прокладывать через жилые помещения), устройство розеток в лючке в стяжке пола (не хватило толщины стяжки для монтажа лючка), устройство помещения внутри системы ригелей (невозможность пройти воздуховодами через ригели внутрь помещения), изменение открывания межкомнатной двери (уперлась в отопительный прибор) перечислять можно долго. В-третьих, отображать в проектах узлы подключения оборудования, узлы проходок через стены и перекрытия и т.д., для чего это нужно? Для того, что пока проектировщик сам не начнет зарисовывать этот узел, он не поймет, а реально ли это сделать в принципе. Как правило проектировщики указывают подключение оборудования условно, а там по месту разбираются монтажники, и вот разбираясь с этим узлом подключения или крепления или проходки, может выясниться, что сделать это либо не реально, либо дороже чем предполагалось, и это не всегда удается определить на этапе составления сметы, в результате в одном месте проект встает, все ждут решения, а срок идет. В-четвертых, подробно составить Общие данные. Не все можно описать на чертеже, нужна еще и пояснительная часть, которая будет описывать способы монтажа, где какой материал применяем, и вообще какой результат преследуем. Грамотно составленные Общие данные (или Пояснительная записка), минимизируют риск ошибки при выполнении монтажных работ, что опять же способствует сокращению времени на реализацию. В-пятых, подробная спецификация. Ни каких двойных толкований, четко, Марка, модель, артикул, ни каких двусмысленных единиц измерения, иногда проектировщики указывают в качестве единицы измерения объема воздуховодов – М, вот сиди и думай, что это за М, м2 или п.м., хорошо если проектировщик под рукой, а если вам сделали проект год назад, и вы потеряли связь с исполнителем и подобных ошибок много, то придется перепроверять весь проект, а это опять время. В-шестых, включение в состав проекта инструкций по монтажу и эксплуатации основного оборудования. Казалось бы, в чем проблема, есть спецификация, пусть монтажник сам все найдет, интернет есть, проблема в людях, прорабы как правило сильно загружены и тут может сыграть человеческий фактор, либо инструкцию не ту найдут, либо вообще сделают наугад, включить документацию в проект фактически ничего не стоит, но практическая польза весьма высока.
Пожалуй, это основной минимум, который лежит вне регламентов СП по оформлению проектов, все остальное наличие расчетных данных, планы, схемы, аксонометрии и т.д. регламентируются нормами и это вообще не обсуждается.
Итак, подытожим - Рабочая документация нужна для правильной оценки срока реализации и стоимости проекта, именно на этот вопрос она и должна ответить, сколько стоит и сколько займет времени.
Следующая статья будет посвящена Планированию строительства/ремонта. Спасибо и удачной стройки!