В новом фильме Моньи Чокри средних лет женщина закручивает бурный роман – сначала все отлично, но затем в отношения вползает моральная неясность.
Средним годам свойственно начинать интересные интрижки, и об этом не возмутительно рассказывалось в «Обратной стороне лезвия» Клэр Дени и «Истинных вещах» Гарри Вутлиффа. Канадская актриса и режиссер Монья Чокри выбрала более мягкий и живой подход в своем третьем фильме, где она впервые выступила как единственный сценарист. Сюжет начинается с непринужденно монтированного званого ужина, где образованные приятели обсуждают конец света («Мы в отрицании вымирания»), затем фокус сужается до одной пары. София (Магали Лепин-Блондо), профессор философии, чьи лекции в основном состоят из цитирования Шопенгауэра, Спинозы и Платона о любви, уже десять лет пребывает в удобных и непринужденных отношениях с Ксавье (Франсис-Уильям Реом). Наняв крепкого работягу Сильвена (Пьер-Ив Кардинал) для обновления своей дачи, она с радостью обнаруживает, что он может столь же успешно оживить ее сексуальную жизнь без дополнительной оплаты.
Лепин-Блондо точно передает замешательство и восторг, который София испытывает под воздействием Сильвена – буквально под ним, в одной из сцен, где она вслух выражает свое недоверие всему происходящему («Совершенно иррационально! Не имеет смысла!»), пока он двигается на ней. Первые полчаса все идет гладко, с симпатичной пасторальной музыкой Эмиля Сорнина, которая звучит подходяще искристо. Постепенно начинают появляться шипы: Сильвен выражает симпатию к праворадикальному поэту, демонстрирует признаки ревности, агрессии и расизма. Жесткие красные флажки не останутся без внимания режиссера, она продолжает исследовать моральную амбивалентность своих персонажей, включая комичные (неловкое предложение брака) и трансгрессивные (София покупает ошейник и поводок для Сильвена чтобы он использовал их на ней) сцены.
Чокри упоминала, что хотела бы снимать фильм в стиле документалистики о природе, отсюда и множество внешних кадров, «подглядывающих» за интимными моментами, или внутренних кадров, «смотрящих наружу». Однако явно не пересмотрела достаточно фильмов Дэвида Аттенборо; раздражающая визуальная стилистика, которая постоянно пытается привлечь к себе внимание, мешает зрителю погрузиться в эту бурную романтику. В один момент кадр раскалывает лицо Софии пополам, в следующий – Сильвен выглядит через ветровое стекло автомобиля, а зеркало заднего вида отбрасывает бар на его глаза, как бы скрывая его личность. Я прекратил считать стилистические аффектации 1970-х, но достаточно сказать, что Андре Тюрпен, штатный оператор Ксавье Долана, по-видимому, получал оплату за каждый резкий зум.
«Природа любви» в кинотеатрах с 5 июля.