Провокации всегда рождают нечто уникальное и неординарное: так говорили все именитые режиссёры, как минимум одна работа которых проходила сквозь поле зрительского негодования и журналистской критики. С этим заявлением глупо спорить: никто не верил в силу звукового кино, когда торжествовало немое; тема запретных отношений состояла под жёстким табу, пока режиссёры-провокаторы не раскрыли её подноготную в уже культовых откровениях; а религия быстро превратилась как в способ донесения нужной информации до головы зрителя, так и в вариант сатиры над устоями современного общества. Кино, как искусство, многогранно, обширно, но в то же время хаотично и неконтролируемо: а любая искренняя провокация, будь то показ откровенных эротических сцен или смена стандартного для сегодняшней цивилизации мировоззрения, всегда будет прокладывать частицы нового фундамента для счастливого будущего авторского кинематографа. Но можно ли поспорить с этим, казалось бы, нерушимым правилом? В сегодняшней статье рассмотрим тридцать самых провокационных и от того не менее скандальных фильмов за историю существования кинематографа, как явления деконструкции общественных законов: от откровенных мелодрам и расистских эксплуатаций, до мерзких боди-хорроров и политических экскурсов. Приятного прочтения!
1. "Рождение нации" (1915)
Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит
Каждый киноман не понаслышке знает о колоссальном влиянии Гриффита на мир киноискусства: его "Рождение нации" и "Нетерпимость" - это самые масштабные, дорогие и скандальные фильмы своего времени, пробившие множество новых тропов развлекательного кино Голливуда. Но именно "Рождение" вызвало у аудитории большее негодование: с чем это было связано? С расистскими наклонностями самого режиссёра: фигурирующие в картине ку-клукс-клановцы представлялись сугубо положительными персонажами, в то время, как над чернокожими Гриффит откровенно иронизировал. Перекрашенные в тёмный цвет кожи белые актёры, многочисленные словесные унижения и психологическая травля не таких, как все: "Рождение нации" производилось с огромным негативным инфополем, а после премьеры фильм изъяли из библиотеки Франции. Что, в дальнейшем, не помешало ленте стать культовой: но только с точки зрения постановки
2. "На Западном фронте без перемен" (1930)
Режиссёр: Льюис Майлстоун
Литературный шедевр Эриха Марии Ремарка обо всех ужасах Первой Мировой войны, с которой пришлось столкнуться в окопах молодым немецким солдатам (по сути, только выпустившимся школьникам), выступил самым ёмким, откровенным и пробирающим романом своего времени, открыто осуждающим бесчеловечные кровавые войны во время пиршества чиновников. Спустя два года после первой публикации книги Голливуд тут же приобрёл права на её экранизацию: первая кинематографическая версия "Западного фронта" ещё больше прославила имя Ремарка на широкую публику и даже получила два "Оскара", один из которых - за "Лучший фильм". Но в Германии, по понятным причинам, подобную зрительскую тенденцию не оценили: книгу, как и её экранизацию, запрещали, а после прихода Гитлера к власти произведения антивоенно настроенного писателя демонстрационно жгли на площадях. И Ремарк, и Майлстоун знали на что шли: в первые годы выпуска их работ они рисковали собственными жизнями, но идея об успешной проверке временем прошла свой испытательный срок. Ныне "Западный фронт" считается одним из мощнейших и самых гуманных антивоенных романов в истории существования литературы
3. "Уродцы" (1932)
Режиссёр: Тод Браунинг
Удивительно, как в столь цивилизованном обществе длительной популярностью продолжали пользоваться цирки уродов: развлекательные шоу, главными звёздами в которых были инвалиды, отличающиеся от других людей по части внешнего вида. В начале 1930-х подобные представления всё ещё собирали огромные очереди ко входу, но в сфере кинопроизводства в то время присутствовала некая гуманность, особенно после принятия кодекса Хейса. Что не помешало увидеть свет "Уродцам": психологически страшной драме, во главе которой стоят моральные издевательства над людьми с деформированной внешностью. Продюсеры картины, впрочем, не ожидали столь резкой и сокрушительной критики в свой адрес: ведь преданные кино интеллигенты отчётливо дали миру понять, что в скором времени потехи над более слабыми раз и навсегда исчезнут
4. "Триумф воли" (1935)
Режиссёр: Лени Рифеншталь
Удивительно, сколько новаторских фишек подарила миру кинематографа нацистская Германия, во главе культурной стороны которого стояла Лени Рифеншталь. Её главный карьерный opus magnum, "Триумф воли", - кино, несущее в свет идеологию Гитлера и Третьего рейха. Прославление своего фюрера, как Господа, взгляд снизу вверх на представителей власти, влияние и уважение, несущаяся со скоростью света пропаганда фашизма превратила Рифеншталь в военную преступницу, а её работы - в топливо, поддерживающее бесчеловечный политический режим. Однако и с помощью "Триумфа", и с помощью "Олимпии" (где место греческих богов заняли уже сами спортсмены, а не фюрер) Рифеншталь произвела настоящую кинематографическую революцию. И пускай творчество постановщицы остаётся глубоко провокационным и скандальным даже по сей день, её вклад в развитие техники съёмок и монтажа трудно недооценить
5. "Песня Юга" (1946)
Режиссёр: Уилфред Джексон
Система необоснованного расизма проникнула даже в простодушную сердцевину раннего Disney: "Песня Юга" старалась быть настолько добрым и сентиментальным мюзиклом, что сразу же утонула в ксенофобии. Все темнокожие персонажи, представленные по ходу сюжета ленты, оказались или верно прислуживающими белым рабами, или эгоистичными бездельниками, устои которых шли вразрез с традиционными ценностями тех же белых персонажей. Внедрять столь провокационную повестку в детское кино, претендующее на семейный просмотр, - по-своему глупое и вспыльчивое решение, которое принесло студии мировой скандал. Что, впрочем, не помешало постановщикам взять "Оскар" за "Лучшую песню" в 1947-м году
6. "Ребёнок Розмари" (1968)
Режиссёр: Роман Полански
Первым по-настоящему крупным и "выстрелившим" проектом европейского режиссёра стала неоднозначная история о месте Бога и Дьявола в нашей жизни: завязка "Ребёнка Розмари" стартует с того, что невинная и чистая протагонистка беременеет Антихристом от самого Сатаны. Для устоев и нравов американского консерватизма тех лет (напоминание, что картина вышла в самом конце 1960-х) Полански выбрал слишком провокационную проблематику: пагубное воздействие религии на характер маленького человека, внутренний мир которого, подобно физическому, начинает разрушаться по кирпичику. "Ребёнок Розмари" был экранизирован настолько точно, что и по сей день считается самой бережливой в мире адаптацией уже рассказанной на бумажных страницах истории. А помимо этого, уже после премьеры картины съёмочный состав начал подозревать, что на них передалось проклятие своего же сюжета: некоторые и вовсе причисляют убийство той же Шэрон Тейт, произошедшее спустя всего год после премьеры "Розмари", к мистике и проявлению немилости самого дьявола
7. "Полуночный ковбой" (1969)
Режиссёр: Джон Шлезингер
Главная картина в карьере Шлезингера выдалась настолько откровенной и сексуально провокационной, что сразу же получила от ассоциации кинокритиков возрастную маркировку X (на современный лад - NC-17: самый высокий возрастной рейтинг из ныне существующих). Мечтающий о сексуальной свободе протагонист Джона Войта проходит через все тернии мужской проституции, зарабатывая себе на дорогу в счастливое будущее. "Полуночный ковбой" - пожалуй, самое развязанное и сексуализированное массовое кино своего времени, которому даже рейтинг Х не помешал забрать три "Оскара" (один из них - за "Лучший фильм"). Неудивительно, что сразу же после этого многие зрители начали бойкотировать провокационный проект, выдвигающий на передний план проблемы ориентации и интимного самоопределения: в конце 1960-х подобные устои для американского населения были попросту не позволительны
8. "Заводной апельсин" (1971)
Режиссёр: Стэнли Кубрик
В своё время скандальной известностью пользовался и одноимённый роман Энтони Бёрджесса, однако запомнилась зрителям экранизация "Заводного апельсина" не из-за проблематичности своей истории, а жестокого насилия и слишком тёмного сценария, уходящего в задворки психопатии, садизма, шовинизма и ксенофобии. После оглушительной премьеры фильма улицы Британии наводнили банды подростков, подобно кумирам из картины Кубрика избивающие немощных стариков и насилующие молодых девушек. Режиссёр изначально понимал, на что шёл: в адрес его семье начали слать многочисленные обвинения и угрозы расправы, копии картины изъяли из большинства английских библиотек, а сам фильм надолго остался под запретом из-за своей провокационности, слишком чёрного чувства юмора и столь откровенной деликатности. Что не помешало "Заводному апельсину" пройти ту самую проверку временем
9. "Последнее танго в Париже" (1972)
Режиссёр: Бернардо Бертолуччи
Бертолуччи был чуть ли не самым прославленным скандальным режиссёром в истории итальянского кинематографа. Излишняя сексуализация, откровенные изображения, проблематика ориентации и принятия самоопределения: но самую гигантскую порцию скандалов Бернардо получил после премьеры "Последнего танго в Париже". В одной из сцен картины персонаж Марлона Брандо насилует юную героиню Марии Шнайдер: саму актрису, в свою очередь, просто забыли предупредить о присутствии столь деликатного момента в сценарии. Шнайдер получила сильнейшую психологическую травму, а и без того въевшаяся на Бертолуччи аудитория (в те времена столь сильная эротика в фильмах была попросту не приемлемой) создала вокруг имени итальянского постановщика негативное информационное поле. Хоть был в карьере Бертолуччи и ещё один крупный скандал, связанный с откровенной провокационностью его следующей авторской работы
10. "Эммануэль" (1974)
Режиссёр: Жюст Жэкин
В 1970-х эротика была запрещена к демонстрации в массовых зрительских фильмах, но едва ли так называемую "клубничку" можно было назвать хотя бы жанровым кино. Впрочем, все шаблоны и стандарты этих работ уже в 1974-м году разбила первая "Эммануэль": хронометраж увеличился до двух часов, в историю столь нонконформистского направления внедрились драматургические нотки, а на пороге истории оказались не чистые человеческие эмоции и их ведомость страсти, а проникновенная арка протагонистки, ищущая своего признания и места в этом мире. "Эммануэль" - первый в истории полноценный эротический фильм, который совместил сразу несколько кинематографических инди-ипостасей: откровенность и драму. Именно поэтому данный фильм стал в народе чуть ли не культовым: в этом году, к слову, планируется более дорогой ремейк с Ноэми Мерлан
11. "Империя чувств" (1975)
Режиссёр: Нагиса Осима
Как и в Европе, в японском киноискусстве тех лет действовало жёсткое табу на откровенный показ эротики в массовых фильмах. Это правило попытался обойти Нагиса Осима, выпустив в широкий прокат откровенную романтическую историю "Империя чувств", главной героиней в которой выступала страсть экранных персонажей и сочащаяся сквозь них деликатная экспрессия. Правительство Японии, впрочем, не одобрило столь провокационную откровенность: дальнейшие несколько лет Осима провёл в судах, защищая свой самый сокровенный проект от нападок консервантов. Справедливость в итоге восторжествовала: от постановщика, как и от самой "Империи чувств", отвязались, а уже через несколько десятилетий картина стала по-настоящему культовой и классической для всего азиатского кинематографа
12. "Сало, или 120 дней Содома" (1975)
Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини
"Самый жестокий фильм в истории кино", "Гениальное сумасшествие Пазолини", "Неподдающаяся объяснению бесчеловечная жестокость", "Больные фантазии режиссёра, воплощённые в реальность": список данных афоризмов можно продолжать хоть бесконечно. "120 дней Содома" - пожалуй, самый провокационный, скандальный и попросту говоря жестокий фильм в истории массового кинематографа: полноценная двухчасовая документальная хроника слежки за заключёнными нацистских концлагерей, вынужденными терпеть гнёт, моральные унижения и физические издевательства от фашистов, вошла в историю, как самое нездоровое кино Пазолини. Изнасилования совершаются чуть ли не ежеминутно, кровь льётся реками, а нагота является вторым полноценным персонажем картины. Самый антивоенный настрой постановщика, экранизировавшего книгу маркиза де Сада, оказался впридачу недопонятым и чересчур насильственным зрелищем не для слабонервных. Перебить экранное насилие "Сала" сможет разве что представитель жанра сплэттера или снаффа: но это уже другая история, до которой, как стоит надеяться, мы с вами никогда не доберёмся
13. "Ад каннибалов" (1979)
Режиссёр: Руджеро Деодато
Но не только Пазолини и его "Сало" образовали гигантский скандал вокруг итальянского кинематографа: уже через четыре года после премьеры по-настоящему страшного фильма о зверствах нацистов, свет увидел приземлённый инди-хоррор про схватку цивилизованных репортёров и диких племён, обитающих в недрах Амазонки, - "Ад каннибалов". Столь натуралистичные сцены убийств, в том числе и животных (как оказалось позже, для съёмок картины постановщик действительно позволял составу убивать черепах и обезьян), породили настоящую отрицательную сенсацию вокруг дешёвой картины. Несколько лет режиссёра Руджеро Деодато водили по судам, где он стремился доказать свою невиновность в убийствах члёнов актёрского состава. "Ад каннибалов" получился настолько вызывающим, мерзким и кровавым, что даже представители закона всерьёз начали задумываться о благосостоянии участвовавших в съёмках артистов
14. "Последнее искушение Христа" (1988)
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Особо провокационные религиозные картины всегда создавались для одного фактора: излияния авторского посыла режиссёра, видящего классические библейские события под несколько иным углом. После премьеры "Последнего искушения Христа" молодой Скорсезе попал под немилость значительной части своей же преданной аудитории: многие особо верующие американские и европейские христиане объявили кинокартине бойкот, в связи с нестандартным образом самого Иисуса Христа, представленного дуалистом, на больших экранах. Впрочем, режиссёр предсказывал столь громкий скандал вокруг своей работы: ещё на стадии пре-продакшена крупные продюсеры открещивались от проката фильма в связи с его провокационностью. К слову, уже через год Скорсезе выпустит ещё одну религиозную драму, которая, по его словам, вновь перевернёт стандартный взгляд на каноны Библии: даже Иисус не был столь светлым и чистокровным существом, каким его описывали в древних писаниях
15. "Основной инстинкт" (1992)
Режиссёр: Пол Верховен
Самый скандальный фильм Верховена: многословный эротический триллер с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун, фабула которого построена на страсти федерала и подозреваемой в совершении убийства, вызвал столько зрительских негодований из-за обилия откровенных сексуальных сцен. В частности, самой культовой откровенной сцены в истории мирового кинематографа: момента допроса роковой блондинки в исполнении самой Тэйт. Но почему именно "Основной инстинкт"? Всё очень просто: картину выпускали для широкого мирового проката. Это не авторское кино, не пикантная мелодрама для узкого круга зрителей: и именно с проекта Верховена секс проник в Голливуд, как способ визуального олицетворения переливающихся в экспрессии головных эмоций главных героев
16. "Детки" (1995)
Режиссёр: Ларри Кларк
Борьба с конформизмом, непринятие современных устоев, схватка поколений: тинейджерское американское кино 1980-х и 1990-х как раз рассказывало о нахождении юными подростками своего места в нашем дестабилизированном обществе. Но именно "Детки" показали этот путь настолько откровенно: со всеми вытекающими из головных и физических перестановок последствиями. Секс, наркотики, маргинальность, алкогольная зависимость, случайно подхваченные венерические болезни: культура взросления в Америке девяностых была показана настолько раскрепощённо и реалистично, что "Деток" сразу же окружили ворохом скандалов: родители несовершеннолетних зрителей бойкотировали премьеру ленты, а ассоциация кинокритиков присвоила фильму наивысший возрастной рейтинг - NC-17. Впрочем, именно Ларри Кларку удалось сильнее любого другого приземлённого творца прочувствовать гормональную экспрессию, бурлящую в голове у растущего ребёнка
17. "Лолита" (1997)
Режиссёр: Эдриан Лайн
В своё время (и по сей день) скандалом пользовался и оригинальный роман Владимира Набокова. Литераторы и по сей день спорят, какую же любовь в своём произведении представил писатель: искреннюю, подвластную людям всех возрастов, или же сугубо животную, превратившую протагониста Гумберта в самого настоящего педофила? Ярче всего неоднозначность этого вопроса смог подхватить на свои плечи режиссёр второй знаковой экранизации "Лолиты" - Эдриан Лайн. В отличие от Стэнли Кубрика, сфокусировавшегося на несколько иных книжных приоритетах, Лайн прошёлся всухую по сюжетной дорожке Набокова, не убрав и не добавив лишних сцен. В конечном итоге лента лишилась прокатного удостоверения на территории Австралии за пропаганду педофилии, а членов актёрского состава ещё долго преследовала негативное информационное поле. И хоть большинство откровенных/эротических сцен было вырезано ради сохранения широкого проката, во многих странах официально продавать физические носители с "Лолитой" всё ещё можно только после наступления совершеннолетия
18. "Необратимость" (2002)
Режиссёр: Гаспар Ноэ
Широкоформатная трансгрессия работ провокатора Гаспара Ноэ не находит отражения в сетчатке массового зрителя: фильмы режиссёра откровенны настолько, что брешь между реальностью и экранной выдумкой начинает проламываться подобно сюрреалистичному сновидению. Уже вторая полнометражная работа Ноэ принесла своему постановщику мировой скандал: "Необратимость" по праву может считаться настоящим хоррором, за один только факт присутствия настолько откровенных и реалистичных сцен изнасилования. Ноэ не церемонится со своей публикой и никогда не был намерен упрощать авторский взгляд на общественные проблематики ради масс. Но подобное решение раз и навсегда отогнало от имени провокатора любых крупных инвесторов: в дальнейшем режиссёр ещё не раз разрушит каноны приземлённого кино и войдёт в историю, как один из самых скандальных кино-постановщиков двадцать первого века
19. "Мечтатели" (2003)
Режиссёр: Бернардо Бертолуччи
Самое личное и откровенное кино Бертолуччи, с точки зрения сублимирующих персонажей, прозябающих своё неспешное существование в вакууме из кино, раскрепощённых сексуальных отношений и закольцованных споров на тему лучшего комика в киноиндустрии. Многочисленные разглагольствования на тему выбора между Чарли Чаплином и Бастером Китоном оборачиваются в камерную оболочку, не стесняющуюся перед своим зрителем: молодые главные герои взрослеют и становятся полноценными личностями, находя отражение своего психологического состояния в периодическом групповом сексе и просмотре культовых кинофильмов. Где-то прослеживаются нотки фрейдизма, а где-то - нонконформизма, но в основе своей Бертолуччи спроецировал на "Мечтателей" образ юной версии самого себя: это действительно то последнее танго в Париже. А пока сама культурная столица Франции утопает в массовых протестах, подобно мировому хаосу, персонажи отказываются принимать общественные устои, идя по своему индивидуальному пути. Впрочем, столь глубокое познание чуть ли не сокровенной автобиографии Бертолуччи открылось зрителю не сразу: в 2003-м году фильм встретили с особо резким негативом. Возрастная плашка NC-17, бойкоты, предвзятость со стороны критиков: на сплошное негодование режиссёр отреагировал с насмешкой. В конце концов, ему не привыкать сталкиваться с массовым непониманием
20. "Страсти Христовы" (2004)
Режиссёр: Мэл Гибсон
Библейские тексты настолько неоднозначны и сложны, что единственно верной, объективной точки зрения на связанные с распятием Христа события попросту не существует. Поэтому каждый режиссёр может рассматривать этот культурный поворот со своего индивидуального восприятия: так было в конце 1980-х с мэтром Скорсезе, то же произошло в начале 2000-х с Мэлом Гибсоном. "Страсти Христовы" - самый жестокий и, можно сказать, античеловечный проект на тему принятия веры в Бога и религию. Последние двенадцать часов из жизни экранного Иисуса получили настолько гигантскую порцию негатива со стороны особо приверженных к церкви христиан, что ещё до премьеры картины её окружало особо скандальное информационное поле. "Страсти" пытались запрещать и бойкотировать, но в конечном итоге сила искусства сказала своё слово: фильм заработал по миру свыше 600 миллионов долларов (что было результатом для картин с возрастным ограничением R) и стал по-настоящему культовой работой для карьеры Гибсона
21. "Горбатая гора" (2005)
Режиссёр: Энг Ли
Сегодняшняя аудитория считает, что продвижение ЛГБТ началось в кино лишь с недавних пор: в этом плане они, как бы парадоксально смешно это не звучало, глубоко заблуждаются. Исследование нетрадиционных сексуальных отношений начало свой отсчёт ещё с зарождения кинематографа в начале 1900-х, но самым откровенным и скандальным проектом на эту тематику всё ещё остаётся трогательная притча Энга Ли - "Горбатая гора". История невозможной любви, перетекающая в совместные встречи, семейные междоусобицы и настоящую шекспировскую трагедию, не оставила после себя равнодушным никого. "Горбатую гору" можно либо полюбить, либо возненавидеть всем сердцем: считается, что именно с работы Ли нетрадиционная ориентация экранных персонажей перестала быть для режиссёров жанрового кино жёстким табу
22. "Код Да Винчи" (2005)
Режиссёр: Рон Ховард
Литературная трилогия Дэна Брауна (куда входят "Ангелы и Демоны", "Код Да Винчи" и "Утерянный символ") тоже произвела фурор на всю читательскую аудиторию в момент своего выхода. Писатель столкнул лбами каноны и традиции религии, сведя их и классическое искусство в провокационном детективе, разрушающим привычное человеку мировоззрение. Рон Ховард попытался передать мироощущение Брауна в экранизации "Кода Да Винчи": где преданные своей миссии католики оказываются обезумевшими фанатиками, а картина Мона Лизы хранит чудовищный секрет существования Господа Бога, который может поджечь фитиль дестабилизации общества. Как и в случае с весьма провокационной книгой, фильм получил приличную порцию негатива: как от профессиональных критиков, так и от верующих зрителей. А заодно и от почитателей древнего искусства, восприятие которого Рон Ховард, как и Дэн Браун, тоже перевернул вверх тормашками
23. "Борат" (2006)
Режиссёр: Ларри Чарльз
Вызывающая чёрная комедия, успевшая высмеять буквально все возможные сложившиеся мировые устои: от прибеднённости стран третьего мира и низкого айкью республиканцев, до запрета абортов и противостояния патриархата и матриархата. Первый "Борат" прекрасен именно тем, на какие темы разговаривает со своей аудиторией: однако в среде правительства Казахстана столь "чернушное" и вульгарное отношение американских кинематографистов к их стране вызвало шквал негодования. Казахское прокатное удостоверение фильма, как и российское, было сразу же отозвано, а республиканцы и демократы, в свою очередь, спешно накинулись на Ларри Чарльза и Сашу Барона Коэна за столь деликатное вскрытие информации насчёт их политических взглядов. Всё-таки через призму лобового фарса и прямолинейной сатиры можно передать очень многое
24. "Человеческая многоножка" (2009)
Режиссёр: Том Сикс
Первая "Многоножка" - кино сплэттер-жанра, пытающееся казаться типичным триллером для массового зрителя. Однако Том Сикс не рассчитал, что с настолько абсурдистским нарративом и гротескной сценарной завязкой снять что-то выше неудобоваримого уровня попросту не получится. В "Многоножке" отсутствует коренная сценарная фабула и отточенная режиссура, филигранные режиссёрский стиль и авторское послание зрителям: это поток бессвязной, "чернушной" жестокости, пытающейся пародировать самые классические боди-хорроры Дэвида Кроненберга. Зрители, в свою очередь, тоже не вынесли из "Человеческой многоножки" ничего стоящего: фильм и по сей день остаётся представителем мерзкого ужастика, созданного будто бы по верховным мазохистским указаниям продюсеров-психопатов
25. "Антихрист" (2009)
Режиссёр: Ларс фон Триер
Один из самых скандальных режиссёров в истории фестивального кино, который смог выбить своё имя на Каннах. Ларс фон Триер меланхоличен, депрессивен и откровенен настолько, что все накопленные переживания постановщика отражаются в его работах: самой провокационной из них, пожалуй, стал "Антихрист" - вторая часть так называемой трилогии "депрессии". Религиозные отождествления с участью супружеской пары главных героев, переживающих чудовищную трагедию в духовном лесном месте из своего прошлого, многочисленные согрешения, идущие вразрез со зрительскими установками, и очень ёмкие вырезки боди-хоррора: натуралистичное отрезание клитора - тому яркий пример. Несмотря на многочисленную критику в адрес фильма, Ларс фон Триер по-прежнему называет "Антихрист" работой, к которой он скрупулёзно подбирался всю свою сознательную жизнь: по мнению режиссёра (а оно является единственным объективно верным, в контексте оценивания своего же творчества) "Антихрист" - его opus magnum
26. "Сербский фильм" (2010)
Режиссёр: Срджан Спасоевич
В широких массах именно творение Срджана Спасоевича считается самым жестоким и мерзким актом творческого позыва (если его можно назвать таковым) в истории кинематографа. Отнюдь, это не является чистой правдой: что не отменяет отвращения от всей экранной вакханалии "Сербского фильма". Совращения несовершеннолетних, откровенные эротические сцены, сплетаемая с сюрреализмом реальность, съёмки порно-фильма, которые перетекают в кровавую баню с самыми разнообразными и античеловечными вариантами убийств. И по сей день "Сербский фильм" запрещён в большинстве стран мира: а некоторые посмотревшие картину зрители и вовсе страдали от ночных кошмаров и галлюцинаций после вкушения столь странного кино-экспириенса. Хотя за одно "Сербскому фильму" стоит сказать спасибо: разновидность сплэттера окончательно отделилась от жанрового хоррора. Более в массовый кинематограф она вторгаться не будет
27. "Жизнь Адель" (2013)
Режиссёр: Абделатиф Кешиш
Самый скандальный лауреат "Золотой пальмовой ветви" на Каннском кинофестивале за всю современную историю его проведения. "Жизнь Адель" - меланхоличная и личная одиссея вглубь комплексов и переживаний семнадцатилетней школьницы, перестановки внутри которой происходят не только психически, но и физически. Натуралистичные эротические сцены, идущие по несколько минут, вторгающаяся в гармонию отношений главных героинь кинокамера, наблюдающая за их действиями подобно вуайеристу, раскрепощение юных актрис, длительная карьера которых оказалась поставлена под удар: быть может, "Жизнь Адель" так бы и осталась самым обыкновенным провокационным фильмом на тематику нетрадиционных сексуальных и метафизических отношений. Однако победа фильма Кешиша на Каннах в 2013-м году удивила всех зрителей и журналистов единоразово
28. "Интервью" (2014)
Режиссёры: Сет Роген, Эван Голдберг
Самый громкий пример международного скандала, связанный с политикой и диктатурой, случился относительно недавно. В 2014-м году комики Сет Роген и Эван Голдберг выпустили прямолинейную гротескную сатиру, в основу истории которой легло вымышленное покушение на северокорейского лидера, Ким Чен Ына. В преддверие громкой американской премьеры "Интервью" компания Sony, продюсирующая комедию, подверглась многочисленным хакерским атакам, а восточная часть мира была готова ответить западным кинематографистом жёстким кулаком. Планирующие высмеять диктатуру и тоталитарную политику комедианты сами пали под натиском диктатуры и тоталитарной политики: это ли не главная поп-культурная ирония прошедшего десятилетия?
29. "Любовь" (2015)
Режиссёр: Гаспар Ноэ
Провокатор Гаспар Ноэ вновь оказался в состоянии удивить самую привередливую публику авторского кино: "Любовь" - буквально эротический фильм в полноценном представлении этого слова, движимый сюжетный фактор которого - не слова, а секс. За время своего недлительного производства фильм превратился в настолько откровенную и деликатную мелодраму, повествующую о бурной молодости в контексте сексуальных отношений, что "Любовь" тут же получила запрет на показ во многих странах мира, в том числе - и в России. На первом плане - гормональная экспрессия, затмевающая любые нормы нравственности и самоуважения: и лишь она выступает двигателем сценарного фундамента. Это ли не настоящий бриллиант в сфере настолько откровенного авторского кино?
30. "Титан" (2021)
Режиссёр: Жюлия Дюкурно
Последний представитель яркого скандального фестивального кино: провокационный поток воображения Жюлии Дюкурно, взявший "Золотую пальмовую ветвь" на Каннах 2021-го года. "Титан" - концентрированный абсурд, перемноженный на безумные фантасмагоричные ноты: трансгендерная женщина беременеет от автомобиля и пускается в меланхоличное путешествие вглубь чертог своего же разума: подобный сюжетный концепт отпугивал массового зрителя ещё на стадии производства фильма. А после премьеры и взятия главной награды мирового кинофестиваля "Титан" оброс лишь ещё большей порцией информационного негатива. Даже по прошествии трёх лет с момента взятия "ветви" картина Дюкурно остаётся сугубо провокационным и откровенным боди-хоррором, главные герои в котором - чувства и эмоции, а не сознание и рациональность