26,8K подписчиков

Булат Галеев. НИИ "Прометей". И светомузыка.

Булат Галеев. Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Булат Галеев. Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Кто? Булат Махмудович Галеев (1940-2009).

Где? СКБ "Прометей", позже НИИ "Прометей" (специальное конструкторское бюро / научно-исследовательский институт при Казанском авиационном институте, он же КАИ, которым и руководил Галеев).

Когда? 1960-ые-1980-ые.

Что? Советский медиа-арт! (разработка светомузыкальных инструментов, светомузыкальные постановки произведений русских и зарубежных композиторов, создание светомузыкальных фильмов и спектаклей).

Булат Галеев. Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Булат Галеев. Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Так вот. Начнем сначала. В 1962 году в Казани при Казанском авиационном институте имени Н. А. Туполева (КАИ) было основано специальное конструкторское бюро "Прометей" (потом СКБ трансформировалось в светомузыкальную студию, а позже - в НИИ "Прометей"). То были юные и дерзкие студенты, которые с азартом первооткрывателей искали и исследовали новые художественные средства, особенно сильно их интересовали новые возможности светомузыкального синтезирования.

Булат Галеев был идеологом и главным двигателем СКБ / НИИ "Прометей", страстно увлеченным использованием современных технологий для расширения арсенала средств художника. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме "Философские проблемы светомузыкального синтезирования как формы отражения действительности", а позже еще и докторскую написал - "Проблема синестезии в искусстве: философско-эстетический анализ".

Галеев представлял себе светомузыку "как огромную черепную коробку, внутри которой визуализируется работа мозга" (Ю. Линник), "как идеальное пространство, где не действуют законы сохранения - здесь все превращается во все" (Ю. Линник).

Проекционно-растровый индикатор состояния "человек-машина" (1972). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Проекционно-растровый индикатор состояния "человек-машина" (1972). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Светомузыкальная установка "Ялкын 1" и "Ялкын 2" (1974). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Светомузыкальная установка "Ялкын 1" и "Ялкын 2" (1974). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Светомузыкальная установка "Ялкын 1" и "Ялкын 2" (1974). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Светомузыкальная установка "Ялкын 1" и "Ялкын 2" (1974). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Такое дело. В начале 1960-х годов традиционные виды искусства существовали еще автономно или дополняли друг друга как, скажем, в театре. Но то была пора Оттепели - эпоха социальной оживленности и научно-технических революций. Эксперименты в искусстве возобновились (именно возобновились, потому что опыты с синтезом искусств были и в начале ХХ века, но ревностные идеологи Союза пожелали, чтобы люд мирской забыл сей культурный "срам").

Главными маркерами экспериментов Булата Галеева и СКБ "Прометей" стали поиски воплощения цвето- и светомузыки, наполненной визуальными формами. Потому что "интереснее стало смотреться" (Б. Галеев).

Иными словами, "прометеевцы" претворяли в жизнь новый вариант вагнеровского Gesamtkunstwerk (где средствами выражения стали звук, свет, цвет, пластика и фимиамы).

Установка "Электронный художник" (1976). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Установка "Электронный художник" (1976). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Установка "Калейдофон-12" (1988). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Установка "Калейдофон-12" (1988). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Установка "Идель" (1971). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Установка "Идель" (1971). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Музыкальную часть СКБ "Прометей" возглавлял Абрам Григорьевич Юсфин (1926-2011). Аккурат у которого была богатая библиотека по современному искусству - Сальвадор Дали, Ив Танги, Хуан Миро, Джексон Поллок... Именно он взялся за расшифровку строки "Люче" - цветомузыкальная строка из симфонии "Прометей" А. Н. Скрябина, с которой, собственно, все и началось.

Одновременно с расшифровкой студенты-конструкторы Казанского авиационного института создали инструменты для цветомузыкального оркестра. То была серия пультов для семи цветов (каждый пульт управлял своим цветом на огромном экране).

Конечно, в Союзе, помимо СКБ "Прометей" существовали и другие группы неофитов-энтузиастов, экспериментировавших в области светомузыки. В Харькове в 1967 году под управлением светохудожника Ю. А. Правдюка были исполнены светоконцерты. В 1970-м году в Москве при музее А. Н. Скрябина открылась светомузыкальная студия. В Ужгороде, Полтаве, Алма-Ате и ряде других советских городов активно открывались светомузыкальные театры, а в 1975 году инженер К. Л. Леонтьев поставил световую симфонию "Прометей" в Москве... но то были если не детские эксперименты, то робкое заигрывание на тему.

Булат Галеев же, исследуя светомузыкальные идеи А. Н. Скрябина, ввел в обиход научный термин "эффект светозвука". Что означает "психологический феномен, характеризующий слияние слухозрительного воздействия в единый целостный акт" (Б. Галеев).

Но такое дело. Сам Галеев отмечал, что на одном синхронном действии света и звука, в основе которого лежит слухозрительное взаимодействие, далеко не уедешь - "недостаточно для обеспечения художественного результата" (Б. Галеев). Иными словами, никакого автоматического перевода музыки светом. Потому что "перевод в искусстве однозначным быть не может. Вообще, этого понятия перевода нет в искусстве! Искусство воплощает личное "я" художника, а все мы разные" (Б. Галеев).

Эстетизм и образно-смысловое содержание.

Синестезия и цветной слух.

И ничего лишнего.

Потому что все самое интересное возникает именно на стыке художественного творчества и новых технологий (замена темперы на масло, книгопечатанье, тюбики с краской, фотоаппарат, vr-очки...).

Светомузыкальная установка "Диско" (1985). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Светомузыкальная установка "Диско" (1985). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Светомузыкальная установка "Диско" (1985). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Светомузыкальная установка "Диско" (1985). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Именно стремительное развитие науки и техники в 1960-ые года подтолкнули Булата Галеева к экспериментам в способах воплощения светомузыкальных замыслов А. Н. Скрябина и развитию светотехнических возможностей. И были эти опыты осуществлены светом при помощи светомузыкальных инструментов. Например, в 1966 году "прометеевцы" (автор проекта Б. Галеев, конструкторы: И. Галиуллин, Р. Даминов, Л. Галеева, А. Салахиев) создали "Кристалл", а в 1963-1964 годах - проекционные светоинструменты "Прометей-1" и "Прометей-2" (позже "Прометей-3").

Булат Галеев за светомузыкальной установкой "Кристалл", 1964 год.
Булат Галеев за светомузыкальной установкой "Кристалл", 1964 год.

Булат Галеев за светомузыкальной установкой "Кристалл", 1964 год.
Булат Галеев за светомузыкальной установкой "Кристалл", 1964 год.

СКБ "Прометей" сделали множество светомузыкальных постановок, причем не только тех, где мелодия изначально строилась на цветовых тональностях, типа "Поэмы огня" А. Н. Скрябина, сцены "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова... но и тех, где световая партия создавалась к изначально не светомузыкальному произведению - "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" Э. Грига, "Катакомбы" из "Картинок с выставки" М. П. Мусоргского, "Фейерверк" К. Дебюсси...

Создавали они и преинтереснейшие медиа-инсталляции.

Электронная инсталляция "Светлые головы светлых людей" (коллективный портрет СКБ "Прометей") (1990). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Электронная инсталляция "Светлые головы светлых людей" (коллективный портрет СКБ "Прометей") (1990). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Видеоинсталляция "Электронный мальчик на мокрых пеленках" (1991). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Видеоинсталляция "Электронный мальчик на мокрых пеленках" (1991). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Смешанная инсталляция "Собака лает, караван идет" (1991). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Смешанная инсталляция "Собака лает, караван идет" (1991). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Кроме того, именно благодаря СКБ "Прометей" светомузыка попадает в телевизор. За годы экспериментов "прометеевцы" сняли ряд светомузыкальных фильмов: "Прометей" (1966), "Вечное движение" (1968; на музыку французского и американского композитора Эдгара Вареза), "Маленький триптих" (1975; на музыку Г. В. Свиридова), "Космическая соната" (1981)...

Потому что, следуя заветам все того же А. Н. Скрябина, музыку и цвет необходимо вывести за пределы пространства. И потому, что аппаратура тогда была исполинских размеров, а это сильно тормозило реализацию светомузыкальных замыслов.

К слову, "Маленький триптих" (1975; на музыку Г. В. Свиридова) стал первым прокатным светомузыкальным фильмом! Который имел оглушительный успех, в том числе и за рубежом, так как попал на международный фестиваль и стал призером... но как это всегда бывает в широкий прокат в СССР не попал, поскольку абстракционизм есть искусство буржуазное, разлагающее дух советского гражданина (и вот сейчас логики вообще никакой не будет, ибо великие цензоры фильм не пропустили, но Галеева за успех "Маленького триптиха" вознаградили... да не харчами сибирскими, а членством в Союзе кинематографистов СССР).

Да, отсутствие цветной пленки для фанатиков-неофитов из СКБ "Прометей" никоим образом не помешало при создании светомузыкальных фильмов - они просто ч/б пленку раскрашивали с помощью компьютера.

Собственно, это совсем не удивительно, что именно Булат Галеев одним из первых в стране стал активно интересоваться искусством русского авангарда, ибо оно было синонимом светомузыкального творчества - эмоциональное, экспериментальное, с непосредственной реакцией на звук и действие.

Василий Кандинский, Александр Родченко, Владимир Баранов-Россинэ, Григорий Гидони, Микалоюс Чюрленис, Михаил Матюшин, художники группы "Амаравелла"... обобщением их достижений как раз и занимался Галеев, доставая из небытия забытые имена и, тем самым, аккумулируя традицию и новацию.

Так, с легкой руки Булата Махмудовича, в научный советский дискурс и культурный контекст благополучно проникло беспредметное формотворчество.

Но и это еще не все! Экспериментировали "прометеевцы" и с архитектурой - проект "Малиновый звон", реализованный на Спасской башне Казанского кремля в 1967 году. То была попытка синтеза света, звука и архитектуры - светофильтры на 24-х прожекторах усиливали интенсивность и насыщенность цвета, автоматически реагируя на нарастание звучания колокола.

Установка "Малиновый звон" (1967). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Установка "Малиновый звон" (1967). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

Светодинамическая подсветка Казанского цирка (1968). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Светодинамическая подсветка Казанского цирка (1968). Фото: Фонд "Галеев-Прометей".

А потом наступили 1990-ые и СКБ "Прометей" трансформировался в Научно-исследовательский институт экспериментальной эстетики "Прометей" Академии наук Республики Татарстан Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева (1995), а Булат Галеев стал членом-корреспондентом Академии наук и директором КАИ. И если раньше для реализации тех или иных светомузыкальных задумок не хватало возможностей, то в 1990-ые - денег...

После смерти Булата Галеева в 2009 году НИИ "Прометей" не прекратил свою деятельность. Да, громкой экспериментальной деятельности больше не ведется (все-таки Галеев такой один), зато активно ведутся исследовательские работы, реконструкции аналоговых световых объектов, масштабно архивируется и теоретизируется область светомузыкального синтеза (научные конференции, выставки, показы светомузыкальных фильмов...).

Кроме того, не случайно, именно в Казани - мекке советского медиа-арта - с 2021 года проводится ежегодный международный фестиваль медиаискусства Nur / Нур.

А "Нур" по-татарски - "луч".

Инсталляция "Светлые головы светлых людей". Реконструкция. Фото: Фонд "Галеев-Прометей".
Инсталляция "Светлые головы светлых людей". Реконструкция. Фото: Фонд "Галеев-Прометей".