Автор: Михаил Щипанов
На весь комплекс создаваемых для нас Западом стратегических военных угроз президент России Владимир Путин, как водится, ответил зеркально. На совещании с членами Совбеза президент сообщил, что в ответ на завоз в Европу (пока на учения) новых американских ракетных систем Россия может начать производство и размещение ракет средней и малой дальности (РСМД).
Вспоминая восьмидесятые и «евроракеты»
Собственно, это, для многих неожиданное, заявление президента возвращает нас к подзабытым событиям восьмидесятых годов, когда нерв европейской политики противостояния военных блоков на континенте назывался «евроракеты». Советский Союз пошел на размещение в Европе твердотопливных ракет средней дальности, которые по натовской квалификации стали известны как СС-20. Натовские аналитики тогда утверждали, что, дескать, в СССР готовили вариант твердотопливной стратегической ракеты, но потом от этой модели отказались, отрезав одну ступень. В итоге получили ракеты средней дальности, которые, однако, покрывали весь Старый Свет.
В ответ американцы, располагавшие на своих базах в Европе разного типа носителями ядерного оружия, намеревались завести в Европу крылатые ракеты «Томагавк» и баллистические «Першинг 2». Размещение подобных векторов резко понизило ощущение взаимной безопасности, поскольку подлетное время резко сокращалось. В связи с этим возрастал не только риск ошибок при принятии решений в обстановке, например, ложной тревоги, но и соблазн первого обезоруживающего удара, что соответствовало известной американской стратегии.
Тогда после нескольких циклов переговоров Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали договор не только об отказе от производства и размещения такого оружия, но и об уничтожении уже произведенных ракет. В результате СССР уничтожил в два раза больше векторов, чем США. Причем Михаил Сергеевич дал указание под настойчивым давлением обеспокоенных новых уважаемых партнеров пустить под нож и совершенную по тем временам систему «Ока», радиус действия которой (менее 500 км) вполне вписывался в допустимые параметры, но это оружие раздражало американцев. Однако в 2019 году стороны вышли из подписанного в 1987 году Договора по РСМД. Та страница оказалась перевернутой.
Европа под прицелом – очередная победа Путина?
Надо отметить, что Договор по РСМД прекратил свое существование по настоянию американской стороны, которая в своем извечном стиле многократно пыталась обвинить именно Россию в нарушении его статей. В частности, заокеанских мудрецов крайне раздражали наши баллистические ракеты «Искандер», хотя их радиус действия меньше 500 километров. Поэтому сейчас они зачастую даже не достают до некоторых целей на западной Украине. Но их достоинством была уже высочайшая точность.
Впрочем, уже после прекращения действия этого договора, который тогда пафосно объявляли основой для разрядки-2, Россия объявила о своем соблюдении моратория на производство и размещение таких ракет. Теперь и от такого жеста доброй воли решили отказаться. Толчком к этому решению стало размещение американцами крылатых ракет наземного базирования.
Надо сказать, что производство тех же несколько раз модифицированных «Искандеров», видимо, позволило руководству нашего оборонного комплекса сохранить и компетенции, и необходимые для развертывания такого производства кадры, которые, как известно, решают все.
В связи с этим возврат к производству целого семейства ракет с радиусом действия до 5000 км будет еще и дополнительным ответом тем натовским и украинским аналитикам, которые с самого начала украинского конфликта только и занимались тем, что прикидывали, сколько у русских осталось «Искандеров» и «Кинжалов». На неделю, на две?
На что будет сделан акцент
Надо сказать, что у нас реально постоянно шли серьезные разработки в плане создания и развития, так сказать, пограничных систем вооружений, в частности оперативно-тактических комплексов, а заодно колесной техники с высокой проходимостью.
Видимо, проще всего будет заняться на первых порах дальнейшей модификацией баллистических «Искандеров» с очередным индексом, дальность которых будет значительно повышена. Не исключено, такой дистанционный задел мог закладываться изначально, и лишь договорные обязательства не позволяли серьезно увеличить радиус поражения. Есть, конечно, и ставшие широко известными еще во время нашей операции в Сирии крылатые ракеты «Калибр», поражающие цели на дистанции в 2,5 тыс. км. Только, надо полагать, их спустят с военных кораблей на землю. А у ракет наземного базирования расширится зона возможного размещения.
Эксперты вспоминают и о наших СС-20, которые явно не утратили своей эффективности и в современных условиях. Притом, что, конечно, те баллистические комплексы нуждаются в определенной технологической модификации. Помнят и о комплексе «Рубеж» с межконтинентальной ракетой с радиусом действия до 6 тыс. км. Тогда, опять под давлением американцев, мы от производства такой «игрушки» отказались.
Так что есть заделы, на основе которых предложение президента может быть выполнено в сжатые сроки. Пока звучали призывы показать мускулы Западу, вернувшись к ядерным испытаниям на Таймыре, президент пошел своим путем и всех переиграл, чувствительно ответив на постоянные попытки нагнетания военной эскалации в отношениях с Россией и приведя в настоящий ужас недругов Москвы.
Такие ракеты, которые возьмут на прицел всю Европу до Гибралтара, — это уже прямое предупреждение потерявшим берега западным стратегам, тешущим себя планами нанесения поражения России. Не исключено, что кое у кого произойдет протрезвление и вернется желание не будить лихо, усевшись за стол переговоров по строительству новой системы европейской безопасности.