Найти тему

Советы молодому юристу, который хочет работать на себя. Мой путь к своей юридической консультации

Привет коллегам и заинтересованным этой темой!

Мне 25 лет. Уже три года, как я открыл свою консультацию и работаю на себя.

Решение стать юристом я принял ещё в 15 лет. Поступил в техникум на юридическое направление. А окончив его, заочно поступил на бакалавриат и начал свой трудовой путь.

По найму отработал 5 лет - весь срок обучен на бакалавриате. За это время я успел понять, что работа юриста – труд низкооплачиваемый. С 2017 по 2021 год я успел сменить 4 предприятия: районная администрация, завод, администрация садового товарищества и управляющая компания. Максимальная зарплата была в управляющей компании в 2020-2021 году – около 27 тысяч рублей. Минимальная в 2019 году в садовом поселке – 13050 рублей!

Мониторя рынок труда в родном городе (небольшой провинциальный город в некурортном Крыму) я всегда был разочарован. Государственные органы и муниципальные учреждения имеют зарплатную вилку от 15 до 30 тысяч рублей, без особой перспективы карьерного роста и увеличения дохода. Переезжать я не планировал и не планирую в обозримом будущем.

-2

Мысль о том, что хочется большего всегда крутилась в голове. В начале карьеры перспектива работы на себя казалась чем-то неосуществимым, ввиду отсутствия знаний и опыта. Со временем, уходя с одной работы на другую, обрастая знакомствами и опытом, я стал более уверенным в себе. На следующий день после получения диплома о высшем образовании в феврале 2021 года, имея 5 лет трудового стажа за спиной, я уволился с последнего места работы, шагнув в неизвестность.

На банковском счету у меня было около 80 тысяч рублей, ещё 50 тысяч я взял в кредит, получив для старта около 130 тысяч рублей. На эти деньги нужно было снять офис, обставить его мебелью и техникой, запустить рекламу и как-то дожить до первых доходов. Зарегистрировавшись самозанятым, я приступил в реализации своих планов.

Расходы на открытие составили:

- Аренда офиса с предоплатой за последний месяц: 20000 рублей (10000 рублей в месяц);

- МФУ: 15000 рублей;

- Роутер и оплата интернета на месяц: 2200 рублей;

- Стулья в офис (4 штуки): 4000 рублей;

- Вывеска на дверь и в коридор, баннер, перфолента с рекламой на окно: 8000 рублей;

- Мебель в офис заказал на распиле (два письменных стола и шкаф для бумаг): 18500 рублей;

- Реклама в газете и нескольких городских группах в ВК: 3500 рублей;

- Канцелярия: 3000 рублей + прочие мелкие расходы.

Итого расходы на открытие: около 76000 рублей. Дальнейшие ежемесячное расходы в течение первого года деятельности (аренда, реклама, канцелярия) не превышали 20000 рублей.

Первые клиенты появились к концу первого месяца. А в небольшой плюс я вышел уже на третий месяц работы, больше никогда не уходя в минус.

Сейчас, на третий год работы, мой средний доход в хороший месяц составляет около 150 тысяч рублей, что совсем неплохо для провинциального города со средней зарплатой в 25-35 тысяч рублей. Ежемесячные расходы на ведение детальности при этом редко превышают 25 тысяч рублей.

Имея небольшой, но всё же опыт, хочу поделится им с вами:

1.Организационно-правовая форма ведения деятельности: гордо именовать себя «Генеральным директором ООО «ЩИТ И МЕЧ» — это очень круто, но очень дорого. Оптимальным будет зарегистрироваться самозанятым, либо индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на профессиональный доход. ОСН, патент и т.д. – излишни. Регистрация плательщиком НПД позволяет платить минимальный налог (4 процента от дохода с физических лиц) и не использовать контрольно-кассовую технику. Касса с возможностью выставлять счета для юридических лиц и выдавать кассовые чеки в электронном виде уже есть в приложении от ФНС «Мой налог»;

2.Сотрудники: когда-то, безусловно, будут. Но траты на помощника или секретаря могут быть чрезмерно высокими на начальных этапах деятельности;

3.Офис: оптимальное расположение офиса в месте с хорошей проходимостью и транспортной доступностью. Идеальный вариант: офис с отдельным выходом на улицу в хорошем месте. Заметная вывеска «ЮРИСТ» над входом сама по себе привлечет немало клиентов, без всякой рекламы. С осторожностью нужно снимать помещение в больших офисных центрах. Моя знакомая сняла помещение в глубине коридора одного офисного центра. Как только у неё появился поток клиентов, сразу же ближайший ко входу на этаж офис занял другой юрист, перехватывающий часть клиентов. Крайне не рекомендую снимать часть чужого помещения в субаренду. Ты можешь потерять своё рабочее место по независящим от тебя причинам;

4.Реклама: крайне важный пункт. Не бойся тратить деньги на рекламу. Городские сообщества в ВК, ОК и ТГ, газеты, авито, раздача визиток – всё это приносит деньги, а не тратит! Печать и раздача 1000 визиток обходится примерно в 3000 рублей. Даже один человек из тысячи, который обратиться за помощью по визитке, отобьет все затраты. Найди в социальных сетях крупные городские группы, либо группы района города, в котором расположен твой офис, и закажи в них свою рекламу, это не так дорого, как может казаться. Реклама должна быть всегда и везде! Глупо думать, что можно войти на рынок юридических услуг заказав рекламу на один месяц. Реклама на авито – это тоже важный пункт. Реклама в социальных сетях ориентирована на широкий круг лиц и лишь минимальному количеству из них сейчас нужен юрист. На сайтах объявлений, в свою очередь, юриста ищут целенаправленно;

5. Ведение социальных сетей: Создай в социальных сетях ОК, ВК и других страницы для своей профессиональной деятельности, развивай их. Публикуй не только свои рекламные посты, но и общую правовую информацию. Интересные публикации – это повод подписаться на тебя и, когда придет время, обратиться за помощью;

6. Обзаведись знакомыми специалистами в разных областях: в работе юриста, к примеру, часто требуется подготовка каких-либо кадастровых документов, отчетов об оценке рыночной стоимости и прочего. Лучше иметь «своих» проверенных специалистов, чем отправлять клиента состоятельно искать кадастрового инженера или оценщика. Тем более появляется возможность иметь свой процент от направленных к ним клиентов;

7.Используй ресурс своих бывших коллег: за время работы по найму в различных организациях и органах ты обзавелся широким кругом знакомых. Редко кто из них откажется от процента за ненавязчивый совет в спорной ситуации обратиться к тебе, а не к другому юристу;

8.Бесплатная консультация: не все юристы разделяют мнение о том, что консультация должна быть бесплатной. Я считаю, что бесплатная консультация привлекает клиентов. Как минимум, даже если впервые клиент обратиться за консультацией по пустяковому вопросу, на котором нельзя заработать, то в следующий раз уже может обратиться за полноценным ведением судебного дела и подобным;

9.Стоимость услуг: когда я только начинал работать, то пытался привлекать клиентов крайне низкими ценами – в 2-3 раза, чем средние по городу. Считаю, что это бессмысленно. Клиент, зачастую, приходит к юристу не зная сколько он уже работает и какой у него стаж, и даже не зная его цен. Если юрист не внушит доверия клиенту, то низкие цены уже не помогут. Рекомендую узнать средние цены на рынке юридических услуг своего города и начинать работать сразу с них;

10.Будь готов к разным клиентам: иногда такие фрики приходят… Лучше отказать клиенту в работе, сославшись на занятость, или отсутствие опыта в данной сфере, чем терпеть идиота в течение месяцев работы с ним. Всех денег не заработать;

11.Не бойся новых дел: нельзя развиваться не беря новые дела. СудАкт – твой верный помощник в поиске подходящей судебной практики. В большинстве ситуаций найденное похожее решение сразу превращается в судебный иск. Иногда, после первой консультации, стоит взять документы для ознакомления, с целью поиска судебной практики и подготовки правовой позиции, а уже после этого заключать договор и брать деньги с клиента. В тоже время определись со сферами права, с которыми будешь работать. Универсальных солдат не бывает;

12.Предоплата: всегда работай только по полной предоплате. Всегда! При любых обстоятельствах!

13.График работы: теперь ты сам себя хозяин. Мне всегда было сложно вставать рано утром. Поэтому сейчас я встаю в 9 утра и начинаю вести приём клиентов с 10 утра. Хорошим преимуществом будет вести приём в субботу или воскресенье, так как большая часть клиентов – работающие люди, у которых не всегда есть возможность отпроситься с работы среди недели. Вместо субботы можно делать себе выходной в любой другой день. Можно даже три. Лучше больше отдыхать и комфортнее себя чувствовать, чем уставать на офисе и гнаться за каждой копейкой. Выгорание – это не круто;

-3

14.Не жди быстрой прибыли: рынок юридических услуг перенасыщен и нужно время, чтобы получить стабильный поток клиентов. Сарафанное радио начинает работать далеко не сразу.

Эти вопросы мучали меня, когда мысли о начале работы на себя перестали быть мыслями и стали планами на ближайший месяц. Надеюсь, что кому-то они помогут. Если есть какие-либо вопросы, то с удовольствием отвечу на них в комментариях.

Не претендую на истину. Всё написанное – исключительно моё личное мнение, сформированное на собственном опыте, и его я никому не навязываю.

В следующем посте расскажу о типах клиентов, с которыми приходится сталкиваться в рамках профессиональной деятельности.