Найти в Дзене
c.i.h.

Колокольный звон, связь с прошлым

и уникальные по своей архитектуре памятники

Колокольный звон — это голос храма, который связывает человека с Богом. С древних времён колокольный звон помогал путникам найти дорогу, предупреждал об опасности и объединял людей в трудные времена.

Развитие русских сооружений для колоколов прошло долгий путь: от простых деревянных конструкций до уникальных по форме колоколен. Колокольни были высотными доминантами, которые служили градостроительным ориентиром для каждого поселения.

В прошлом веке, в период советской власти, была утрачена большая часть богатства выразительных силуэтов церковной архитектуры. Тысячи монастырей, храмов, церквей и колоколен были уничтожены. Были утрачены многие традиции культового зодчества, которые складывались веками.

Сохранившиеся объекты культурного наследия позволяют нам понять историю и культуру прошлых поколений. Они являются частью нашей идентичности и свидетельствуют о прошлых традициях.

Храмы Ярославля, упраздненные советской властью
Храмы Ярославля, упраздненные советской властью

Успенский собор (1515,1648) — снесен в 1937 г., воссоздан в новых формах и объёмах;
Церковь Василия и Константина (теплый, 1833) — снесена в 1937 г. вместе с Успенским собором;
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу (1691) — снесена в 1937 г.;
Церковь Николая Чудотворца (теплая, 1841) — снесена в 1937 г. вместе с Петропавловской церковью;
Церковь Великомученицы Варвары (1688) — снесена в 1931 г;
Церковь Великомученицы Екатерины (теплая, 1715) — снесена в 1931 г. вместе с церковью Варвары;
Троицкая церковь (1679) — снесена в 1933 г;
Церковь Богоматери Живоносного источника (теплая, 1702, 1825) — снесена в 1933 г;
Церковь Вознесения в Толчковской слободе (теплая, 1665) — снесена в 1930 г; Воскресенская церковь (1660) — снесена в 1930 г;
Введенская церковь (1690) — снесена в 1930 г;
Церковь Всех Святых (1689) — снесена в 1937 г;
Церковь Жен Мироносиц (теплая, 1697) — снесена в 1937 г;
Церковь Иоанна Богослова (1679, 1700) — снесена в 1935 г;
Церковь Иоанна Златоуста (1690) — снесена в 1930-е гг;
Церковь Косьмы и Дамиана (1686) — снесена в 1982 г;
Церковь Никиты Мученика (1641) — снесена в 1929 г., колокольня сохранилась; Церковь Параскевы Пятницы на Всполье (1689) — снесена в 1930-е г;
Церковь Покрова Богородицы (1905) — снесена в 1930 г;
Покровская церковь на Божедомке (1821) — снесена в 1930-е гг;
Церковь Рождества Богородицы (1720) — снесена в 1930 г;
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (теплая, XVII в.) — снесена в 1930-е гг; Церковь Симеона Столпника (1762) — снесена в 1933-34 г;
Церковь Введения Симеоновского прихода (1738) — снесена в 1933-34 г;
Церковь Сошествия Святого Духа (1690, 1709) — снесена в 1938 г;
Церковь Трёх Святителей (теплая, 1814) — снесена в 1938 г;
Церковь Троицы в Калачной слободе (1730) — снесена в 1937 г;
Церковь Троицы в Тверицах (1771) — снесена в 1939 г;
Церковь Успения в Мельничной слободе (теплая, 1683) — снесена в 1940-е гг. (по мнению ряда исследователей перестроена до неузнаваемости);
Успенская единоверческая церковь (1869) — снесена в 1982 г.
Церковь Иконы Донской Богоматери в Донской слободе (1741) — разрушена, остатки стен включены в новое здание.

  • Смотрите также:

С утратой неповторимых и уникальных объектов человечество утратит культурные ценности и связь с прошлым. Без прошлого не будет и настоящего. Как говорили античные философы и А. С. Пушкин:

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…»


Эта мысль, зародившаяся много веков назад, актуальна и сегодня. Цель работы — привлечь внимание к окружающему миру, показать, что даже в привычных маршрутах можно найти интересные объекты, о которых мы не задумываемся из-за их обыденности.

Для сравнительного анализа были выбраны колокольни трёх ансамблей, которые являются объектами культурного наследия регионального и федерального значения: Иоанна Предтечи в Толчкове, Новодевичьего монастыря в Москве и Никиты Мученика (Никитско-Сретенский приход). Все они уникальны и не имеют аналогов.

-3

Колокольня Иоанна Предтечи в Толчкове
является частью ансамбля церкви, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения. Была сооружена в конце 1690 г.

Колокольня ансамбля Новодевичьего монастыря
входит в состав объекта культурного наследия федерального значения. Точной даты начала строительства колокольни не сохранилось, предположительно строительство завершилось к концу 1691 года.

Колокольня церкви Никиты Мученика
– объект культурного наследия федерального значения. Шестиярусная восьмигранная в плане колокольня, выполнена из красного кирпича. Была построена в конце XVII века.

Колокольня Иоанна Предтечи в Толчкове является частью ансамбля церкви и относится к объектам культурного наследия регионального значения. Она была построена в конце 1690 года. Это шестиярусная восьмигранная колокольня, выполненная в стиле московского барокко из красного кирпича. Её высота достигает 45 метров.

Второй и третий ярусы колокольни активно украшены декоративными элементами. Третий ярус звона имеет сквозные арочные проёмы с железными решётками внизу. Второй ярус украшен двумя прямоугольными оконными проёмами с наличниками, а восьмигранные рёбра акцентированы декором в двух плоскостях. Второй, третий и четвёртый ярусы разделены декоративными поясами, а с третьего по шестой ярусы украшены колонками и карнизными профилями. Завершаются они кирпичными гранёными пинаклями с золочёными шатровыми колпаками.

Колокольня Иоанна Предтечи в Толчкове
Колокольня Иоанна Предтечи в Толчкове

Адрес: 2-я Закоторосльная наб., 69
Колокольня, достигает отметку по высоте в 45 метров.

Колокольня окрашена красной краской снаружи, а декоративные элементы и швы — белой. С третьего по шестой ярусы покрыты железной кровлей, а увенчаны золочёной главой с подзором и резным крестом.

Ансамбль Новодевичьего монастыря также является объектом культурного наследия федерального значения. Его главной вертикалью является колокольня, высота которой достигает 72 метров. Точная дата начала строительства колокольни неизвестна, но предполагается, что оно завершилось к концу 1691 года.

Колокольня ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве
Колокольня ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве

Адрес: Новодевичий пр-д, 1, Москва
Колокольня, достигает отметку по высоте в 72 метра.

Пятиярусная восьмигранная колокольня выполнена из красного кирпича в стиле московского барокко. Ярусы постепенно уменьшаются снизу вверх, а восприятие большего размера первого яруса создаётся благодаря круговому обходу с открытыми арками вокруг нижнего яруса. Нижняя часть звонницы оформлена галереей. Оконные проёмы и двери второго и четвёртого ярусов обрамлены наличниками с узором «гребня». Со второго яруса восьмигранные рёбра акцентированы колонками и карнизными профилями, которые завершаются балюстрадами.

-6

Арочные проёмы третьего яруса также украшены «гребнем», а на верхних ярусах этот декор усложнён резными пирамидками. Завершается колокольня восьмигранным барабаном с золочёной главой и резным крестом.

Современные исследования пропорций пяти ярусов также дают основания предположить, что их должно быть шесть.

Колокольня церкви Никиты Мученика — объект культурного наследия федерального значения. Она была построена в конце XVII века и является шестиярусной восьмигранной колокольней из красного кирпича.

Колокольня церкви Никиты Мученика в Ярославле
Колокольня церкви Никиты Мученика в Ярославле

Адрес: ул. Салтыкова-Щедрина, 32/49, Ярославль
Колокольня, достигает отметку по высоте в 72 метра.

Колокольня вдвое превышает по высоте здание церкви. Нижние ярусы являются образцом традиционного «восьмерика на четверике», над которым выше расположены звонный ярус и три сужающихся яруса. Через первый ярус организован арочный проход с металлическими дверями.

Сквозные арочные проёмы третьего по шестой ярусов имеют архивольтное обрамление. Внизу арочных проёмов третьего яруса звона расположены железные решётки. Восьмигранные рёбра со второго по шестой ярусы и грани четверика акцентированы пилястрами. Венчает колокольню несоразмерно маленькая главка, что создаёт визуальное впечатление более высокого сооружения.

Сейчас колокольня не имеет отличного по цвету декора, но согласно старым сохранившимся фотографиям, декоративные элементы были окрашены в белый цвет.

<Продолжение статьи>

-8

П.Ю. Москвина

Научный руководитель — О.В. Береснев, доцент кафедры «Архитектура».

По материалам 77 научной конференции ЯГТУ, секция «Архитектура и дизайн»