Сказать по правде, я очень долго не решался взяться за написание материала о Благовещенской церкви села Княжево. Казалось, едва ли можно сказать что-то новое об этом храме, ставшем настоящей точкой притяжения для туристов, блогеров, фотографов. Всех их привлекают прежде всего росписи в интерьерах церкви, удивительно хорошо сохранившиеся. Здесь можно увидеть не просто отдельные композиции, а целый ансамбль. И какой! Мало кто из побывавших в храме остается равнодушным: будь то люди, никак не связанные с искусством или профессиональные реставраторы.
В мае этого года мне удалось вторично побывать в Благовещенском храме вместе с @Проект «Консервация» Большинство окон в церкви заложены кирпичом или просто заколочены, поэтому хорошие фотографии интерьеров храма сделать непросто. Но, кажется, мне удалось снять росписи так, чтобы вы могли в полной мере ощутить величие и погибающую красоту этого грандиозного памятника.
Прежде всего стоит сказать о долгой и непростой истории строительства храма.
Исторически присёлок Княжево был центром монастырских владений, принадлежавших Троице-Сергиевой лавре. Неслучайно стоявший там по крайней мере с XVII века деревянный храм был посвящен преподобному Сергию Радонежескому. В 1770 – 1780-е годы рядом с деревянной церковью возводится небольшой каменный храм с трапезной. По своей архитектуре он относился к хорошо известному типу – «восьмерик на четверике». В 1776 году был освящен придел святого Николая Чудотворца, а в 1781 – главный Благовещенский.
В 1787 году разобрали старую деревянную Сергеевскую церковь. Но святого покровителя бывших монастырских вотчин продолжали чтить: вскоре к новому храму был пристроен новый придел и освящен в честь преподобного Сергия. В 1804 году появился еще один придел – Пророка Илии.
В последней четверти XIX века была предпринята грандиозная перестройка храма, в результате которой он приобрел свой нынешний вид. Проект был составлен тверским губернским архитектором Карлом Карловичем Гельбигом и сохранился в архиве.
В 1881 году первоначальный храм был обстроен с трех сторон. В 1887 году возвели обширную трапезу, а в 1891 – высокую четырёхъярусную колокольню. От первоначального объема 1776 года сохранились только восьмерик и четверик, в котором в южной и северной стенах пробили крупные арки, а старую полукруглую апсиду разобрали. Центральный объем оказался в футляре новых стен. Храм получился огромным, в нем было устроено целых 7 престолов!
Сейчас такой размах строительства может показаться избыточным, но на начало XX века приход церкви насчитывал почти 3 тысячи прихожан. Само село Княжево было небольшим – всего 19 крестьянских дворов. В документах оно часто именовалось «приселком», в память о монастырских владениях. Большую часть прихода составляли крестьяне многочисленных окрестных деревень – 428 дворов.
Вся эта громадная перестройка была осуществлена стараниями и средствами бессменного старосты церкви Ивана Нилович Серова. Он же спонсировал работы по росписи и украшению храма.
Временный бежецкий купец, крестьянин деревни Глазово Иван Нилович Серов (1850–1904) был богатым землевладельцем и образцовым хозяином. Его имя знали далеко за пределами Бежецка и округи. Серов поставлял свою молочную продукцию в Москву и Петербург, получал призы на всероссийских выставках. В 1879 году Иван Нилович был избран церковным старостой храма села Княжево и оставался в этой должности до своей кончины.
О деятельности И.Н. Серова рассказывает некролог под заголовком «Ревностный церковный староста», опубликованный в «Тверских епархиальных ведомостях»:
До вступления на должность старосты И.Н. Серова в Княжеве был небольшой каменный трехпрестольный храм. В праздничныя богослужения далеко не все прихожане могли помещаться в нем для молитвы. Иван Нилович распространил его до громадных размеров, увеличив площадь его в три раза. И теперь в великие храмовые праздники свободно размещаются в нем не только свои прихожане, но и соседних приходов. Внутри храм блестит богатством иконостасов, обилием царских дверей, икон и колонн. Взоры молящихся невольно останавливаются на этом изобилии в храме иконописи и живописи. <...>
При нем же устроена высокая каменная колокольня и каменная ограда вокруг всего приходскаго кладбища. <...>
Достойно внимания, что все эти церковныя сооружения устраивались на местныя средства, лично и непринужденно изыскиваемыя Иваном Ниловичем в своем сельском пригородном приходе. Стоимость их, по свидетельству сведущих людей, простирается до ста тысяч. <...>
Епархиальное Начальство ценило заслуги Ивана Ниловича по должности церковнаго старосты. По его ходатайству, он имел малыя серебряную и золотую медали на груди и большую серебряную на шее.
Не менее богата и, если можно так сказать, многослойна история росписей храма.
Можно с уверенностью утверждать, что храм был расписан уже в начале XIX века. К середине XIX века первоначальная роспись обветшала. Как мне удалось выяснить по архивным документам, в 1856 году «поправку стенной живописи» в церкви производил сам великий бежецкий мастер Михаил Васильевич Тыранов, которому на тот момент шел уже седьмой десяток. Это был не первый заказ, который М.В. Тыранов получил от княжевского прихода: за 20 с лишним лет до этого, в 1834 году, художник написал иконы для нового иконостаса Благовещенской церкви. К сожалению, от иконостаса не осталось ничего, даже фотографий.
В 1877 году росписи приделов пророка Илии и преподобного Сергия в главном храме снова поновлялись. Работы были выполнены на средства прихожан: крестьян Якова Ивановича Першина и Ивана Ниловича Серова. Документы сообщают имя мастера – Александр Алексеевич Бархатов. Об этом художнике известно очень мало: Бархатов был крестьянином по сословию и проживал в Бежецке.
Сохранившиеся росписи основного объема храма (восьмерика, четверика, алтаря и трех приделов) были выполнены в 1887 году.
Точную датировку сообщают закладные доски, выполненные средствами живописи на западной стене четверика. К настоящему моменту они утрачены, но хорошо читались в начале 2000-х годов.
К сожалению, никаких сведений о мастерах-живописцах надписи не сообщают. Архивных документов с именами мастеров пока найти не удалось. Вполне вероятно, что при выборе сюжетов неизвестные нам художники ориентировались на первоначальную роспись А.А. Бархатова, которая, в свою очередь, была поновлением работы артели М.В. Тыранова. В пользу этой версии говорит и выбор сюжетов в своде восьмерика – цикл композиций на тему молитвы «Отче наш», характерных для первой половины XIX века.
Подробный анализ стилистики росписей основного объема и анализ различных графических прообразов, которыми пользовались живописцы, читатели могут найти в замечательных статьях Анны Леонидовны Павловой «Эклектика в церковной стенописи: росписи церкви Благовещения с. Княжево под Бежецком» и «Росписи трапезной Благовещенской церкви села Княжево в художественной культуре Бежецкого края».
Всю западную стену занимает обширная композиция «Страшный Суд», которую с двух сторон сопровождают соответствующие пространные евангельские цитаты в виде вертикальных столбцов, забранных в рамки.
Основное место на южной и северной стенах четверика заняли композиции посвященные страданиям Иисуса Христа – «Христос на Голгофе перед распятием» и «Пригвождение к Кресту».
Над страстными композициями, во втором ряду, сюжет «Исцеление слепого».
Кажется, что росписи неоднородны по уровню исполнения. Мастера не всегда справлялись с анатомией в сложных многофигурный композициях. Художникам особенно удались образы Евангелистов на парусах храма. Поражает мастерство выполненных росписей, их тонкий колорит.
Сохранились только два из четырех Евангелистов: образ св. Луки и частично св. Иоанна. Два других в настоящее время полностью уничтожены водой, протекшей через дырявую крышу.
Одна из самых ярких и выразительных композиций в приделах – «Небесный Иерусалим», основанная на гравюре Библии Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Замечательно сохранились краски, цвета очень выразительны. Здесь колорит выделяет сцену как одну из главных в ансамбле росписей, подчеркивает ее центральное положение.
Впечатляет также композиция «Снятие седьмой печати», тоже выполненная на основе гравюры Шнорра фон Карольсфельда.
В приделах живопись была частично забелена в советское время. Сейчас на западной стене видны лишь части композиций. Вероятно, под побелкой сохранилась оригинальная роспись, которая может быть раскрыта.
Из основной части храма перейдем в обширную трапезную.
Благодаря сохранившемуся в архиве делу известно, что трапезная и алтарь были расписаны в 1893 году мещанином соседнего с Бежецком города Красного Холма Алексеем Емельяновичем Суворовым. Вероятно, именно эта роспись сохранилась до настоящего времени.
Стилистически роспись трапезной очень близка росписям Спасского Кладбищенского храма Бежецка (ныне – Спасский собор). Но, в отличие от бежецкого храма, в Княжеве стенопись не прописывалась в советское время и дошла до нас в практически первозданном виде.
На западном своде центрального нефа трапезной изображены четыре Евангелиста. Примечательно, что они написаны по тому же образцу, что и в четверике храма – иконам В.Л. Боровиковского. Но как по-разному трактуют образы художники!
Над входным проемом на западной стене в люнете изображены два летящих ангела с иконой Спаса Нерукотворного.
История Благовещенского храма в советские годы типична и трагична. В конце 1930-х годов в церкви служил священник Иаков Бойков (1896–1943). В Княжеве он совершал свои последние богослужения перед арестом, последовавшем в феврале 1938 года. Вероятно, тогда же храм был закрыт. Отец Иаков умер в лагере 19 апреля 1943 года. В 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.
После закрытия храм использовался для хозяйственных нужд: в нём складировали зерно. Каменную ограду разобрали, но сам храм не тронули. В новое время здание церкви и вовсе оказалось бесхозным. Все внутренние убранство: иконостасы, утварь, даже полы было уничтожено. Остались только росписи, которые вопреки всему поражают своей свежестью и красотой.
В настоящее время состояние храма остро аварийное. Сравнивая фотографии прошлых лет с современностью, с горестью можно отметить, что многих росписей уже нет. Часть композиций погибла – смылась водой или осыпалась вместе со штукатуркой. Стремительно разрушается кладка сводов трапезной.
В отличие от многих других заброшенных церквей, затерявшихся среди лесов, озеров и вымерших деревень, Благовещенский храм находится буквально в пяти минутах езды от Бежецка. Вокруг вполне жилое село, много дачников, но судьба церкви, кажется, мало кого волнует.
Весной этого года по инициативе проекта «Сельская церковь» альпинисты обследовали кровлю храма. Вердикт специалистов заставляет бить тревогу: несущие балки кровли сгнили, покрытие крыши частично обвалилось, а на сводах стоит вода.
Счет идет уже не на годы и месяцы, а на дни. Если не будут предприняты срочные противоаварийные работы, то своды трапезной могут рухнуть, тогда уникальный памятник истории и культуры будет полностью утрачен.
Автор текста и фотографий – Иван Крылов.