Аналогия действительно поразительная, говорящая о том, что исторические явления имеют тенденцию к постоянному воспроизведению в жизни людей.
Но мало этого – события жизни Творца и Спасителя людей Иисуса Христа – могут в той или иной форме воспроизводиться в их жизни.
Итак, в конце 19-го и начале 20-го веков как раз накануне катастрофы России в ее судьбе ярким светилом сияла звезда великого Кронштадтского пастыря – Иоанна Сергеева.
В Кронштадт стекались толпы людей. Толпы людей, жаждущих чуда и жаждущих исцеления, а также разного рода вспоможения – духовного и материального.
Вам это ничего не напоминает? Ведь вокруг Иисуса Христа была точно такая же ситуация и атмосфера. Порой Христу было не протолкнуться сквозь окружающие Его толпы.
Но ведь точно такая же ситуация сложилась вокруг св. Иоанна Кронштадтского. Толпы жаждущих увидеть его людей запружали улицы, где люди буквально рвали его на части.
Помните женщину, которая мечтала прикоснуться ко Христу, чтобы исцелиться?
Вокруг батюшки Иоанна таких женщин было настолько много, что его приходилось буквально защищать от них. Ибо среди них были и те, которые буквально кусали его, чтобы «причаститься» его крови.
Но с чего все это?
А с того, что святой Иоанн совершал многие и многие чудеса – в полном соответствие со словами Христа:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». Ин. 14.12.
Да, Христос ушел, но на земле, в России, появился святой человек, который стал совершать множество чудес.
Причем, многие из этих чудес вполне документально зафиксированы, подтверждены многочисленными свидетелями, занесены в газетные публикации, монастырские летописи и семейные хроники…
Но!.. Удивительное и трагическое дело – ситуация опять повторилась точно так, как это случилось с Иисусом Христом.
Чудеса Кронштадтского пастыря произвели точно такой же «раскалывающий» эффект на людей, как и чудеса Иисуса Христа.
Были те, которые в них верили, и те, которые их отвергали.
И никакие свидетельства не могли убедить последних. Как никакие чудеса Иисуса Христа не могли убедить фарисеев и саддукеев в Его божественности.
В роли этих «фарисеев» двадцать веков спустя выступила либеральная интеллигенция, которая уже была заряжена на развал России, и деятельность св. Иоанна ничего кроме раздражения и ненависти у них не вызывала.
Вам опять это ничего не напоминает?
Но и это еще не все. Мы упомянули о двух крайностях – верующих и отвергающих.
Но была ведь еще толпа. Та самая легковерная толпа, которая гонялась за батюшкой Иоанном, точно так же как толпы, собиравшихся вокруг Иисуса Христа.
Толпа, жаждущая чуда и видевшая многих из них.
Но – увы! – эти чудеса ничего не меняли в жизни этих «свидетелей». Они не становились по-настоящему верующими.
Им нужно было чудо ради чуда. Исцеление ради исцеления, а то и еда ради еды, деньги ради денег – ради жизненного благополучия.
Так было во времена Иисуса Христа – точно так же случилось и с батюшкой Иоанном.
Тысячные толпы гонялись за ним, но это не были люди, по-настоящему верующие ни в него, ни в Христа.
Они это докажут 10 лет спустя после смерти (1909 г.), когда Кронштадт вместо христианской твердыни станет твердыней революционных матросов.
Да, да, да!.. Где-то мы это уже видели.
«Осанна!.. Благословен грядый во имя Господне!..» а несколько дней спустя: «Распни Его!..»
Но и результат в конечном счете – тот же самый.
Иудея вместе с Иерусалимом через пару десятков лет после Иисуса Христа была снесена легионами Тита…
И Россия с Кронштадтом и Петербургом оказалась залита кровь беспримерной гражданской войны, снесшей Российскую империю а вместе с ней и когда-то святую Русь…
А ведь кому-то казалось, что такого быть не может, потому что этого не может быть в принципе.
Да – когда-то так казалось и в Римской империи, потом в Византии…
А что теперь?
Увы – как бы все не повторилось вновь. И пусть сейчас нет людей, подобных батюшке Иоанну, зато остались те самые легковерные толпы псевдохристиан, которые готовы гоняться за чудесами, но плюют на саму веру.
А значит, нас по определению не может ждать ничего хорошего.