Кэрролл Шелби был удивительным человеком. Он обожал скорость, жить не мог без спортивных автомобилей. Начав карьеру как пилот-любитель он зарекомендовал себя перед серьезными игроками. Его стали приглашать в заводские и частные команды. Он стал третьим в истории гонки 24-часа Ле-Манна американцем взошедшим на подиум и завоевавшим первое место в суточном марафоне. Ему было всего 36 лет, это произошло буквально сразу после триумфа во Франции, когда врачи категорически запретили ему испытывать судьбу и садиться за руль гоночной машины. Кстати в Ле-Манне он ездил постоянно просовывая под язык таблетки нитроглицерина.
Он остался не у дел. Гонорары пилотов в начале 60-х было не сравнить с теми суммами которые они стали получать в 80-е годы и позднее. Как признавался позднее сам Шелби у него в кармане было всего шесть долларов, а за спиной был рюкзак из жены и троих детей. Их нужно было как-то кормить. Неожиданно он узнает, что компания АС Cars имеющая прекрасное шасси, а в Великобритании всегда умели делать быстрые и хорошо управляемые машины, лишилась поставщика силовых агрегатов. Шелби решается на авантюру, не имя ни копейки, он убеждает европейцев в том, что готов на своей фирме оснастить их родстер отменными движками. По его словам это были моторы V8 от компании Ford.
Правда, на самом деле, никаких двигателей у него не было. Его послали в GM, если быть более точным, то в Chevrolet. Дали от ворот поворот в Austin Healy. Но вот в Ford он нашел такого же сумасшедшего авантюриста каким был он сам, Ли Якокка. Тот предоставил, фактически в долг, без какого-то залога, не только моторы, но и подъемные средства, в размере 25 тысяч долларов. Первые экземпляры хорошо всем известной модели AC Cobra, потом он сменит название на Chelby Cobra Кэрролл строил вообще самостоятельно. И лишь в марте 1962 зарегистрировал фирму Shelby American INC. Что бы успешно продавать продукцию фирмы нужна была реклама, а учитывая спортивный характер модели и гоночный опыт ее создателя, только победы на трассе могли стать залогом успеха.
К чему я все это рассказываю? Дело все в том, что Кэрролл вознамерился покорить Ле-Манн. Причем сделать это он собирался именно на своей машине AC Cobra. Он приглашает в свою компанию давнего товарища гонщика Кена Майлза. Дизайнера Питера Брока, именно он должен был построить чемпионский болид. За шасси отвечал Боб Негстед. Кэролл же просто фантазировал идеями. Опыт полученный во время службы летчиком-испытателем, тут был более чем уместен. Именно в Венеции, нет не итальянской, а, что в штате Калифорния эта четверка принялась собирать машину. Весь 1963 год они не вылезали из гаража. 1 февраля 1964 года тест-пилот Кен Майлз неожиданно позвонил с трассы Риверсайд, чтобы сообщить Шелби, что он побил рекорд круга на 3,5 секунды!
Машина получилась странная от исходного родстера АС в ней ничего не осталось. Как рассказывал позднее сам Питер Брок спорная форма кузова, так никто гоночные машины не строил, была фактически воплощением идей немецких инженеров. Без наработок Вунибальда Камма и Рейнхольда Кёнига фон Факсенфельда, работавших на улучшением аэродинамики еще в конце 30-х годов, ничего бы не вышло.
Брок наткнулся на их работы совершенно случайно, во время службы в корпорации GM, в 57-м, он нашел дневники и записи немцев в библиотеке GM Tech Center. Так никто не мыслил, и реализовать идеи Питер смог только у Шелби.
Купе Shelby с номером шасси CSX2287 было фактически прототипом Cobra Daytona Coupe. Это был единственный автомобиль который сделала четверка инженеров и пилотов в мастерской Shelby American в Венеции, штат Калифорния. Они потратили на изготовление 90 дней. На самом деле это не совсем так, и я чуть ниже расскажу почему.
В марте 1964 года состоялась и первая "проба пера". Болид выиграл гонку 12 часов Себринга в классе GT. Всего машина проедет семь трасс и соревнований: Себринг, Дайтона, Реймс, Спа-Франкоршам, Фултон Парк ТТ, Тур де Франс и Ле-Манн. Управляли этой машиной Крис Амон, Дэйв Макдональд, Боб Холберт, Джо Шлессер, Фил Хилл, Йохен Нирпаш, Иннес Айрленд, Андре Саймон, Морис Дюпейрон, Боб Джонсон и Том Пейн.
Необычная машина сразу была выкрашена в цвет Viking Blue, а по всему кузову шли две тонкие белые полосы. Единственный раз когда в палитру были внесены изменения стала гонка в Ле-Манне. Что бы отличить прототип от другой машины с номером шасси CSX 2299 крылья тоже покрасили белой краской. На счету этой машины 25 мировых рекордов зарегистрированных в USAC/FIA. До недавнего времени считалось, что автомобиль уничтожен. Однако его нашли и он стал частью экспозиции в Автомобильном музее Фонда Симеоне в Филадельфии, штат Пенсильвания.
Я не зря упомянул Daytona Coupe с номером шасси CSX2299. Дело все в том, что это был второй полностью готовый в гонкам автомобиль. И первый который строили уже не в США, а в Италии в Carrozzeria Gransport. Он так же участвовал в девяти гонках FIA. Именно на нем на прямой Mulsanne Боб Бондурант развил скорость в 315 км/ч. Шелби продал его в конце сезона, причем в салоне была установлена табличка "купе номер один Cobra Daytona". В настоящее время он принадлежит Х. Miller Group и находится в музее Миллер мотоспорт парк в Туэле, штат Юта.
Почему именно в Италии? Команда Кэрролла Шелби такой маленькой, что быстро построить сразу пять автомобилей они бы просто не смогли. Тогда Шелби позвонил своему другу Алесандро де Томасо в Италию, чтобы узнать, может ли он договориться о том, чтобы еще пять машин были сделаны в Европе. Через несколько дней ДеТомасо перезвонил, сказав, что Carrozzeria GranSport готова сделать эту работу.
Если будет интересно, то я расскажу с какими трудностями столкнулись итальянцы работая с американской машиной, там действительно все довольно забавно.
Купе Дайтона с номерами шасси CSX2300, CSX2601 и CSX2602 так же были полностью построены в Италии. Вернее в Венеции компания Шелби делала шасси и мотор, а кузов появлялся лишь на Апеннинах. Почему такая путаница в номерах шасси? И почему на итальянской машине появилась табличка "номер один"? Откуда взялся еще один номер CSX2286?
Начнем с последнего вопроса. Дело все в том, что гараж Кэрролла Шелби машины с номерами 2286/2287 были доставлены в один день. Для Кэролла не было принципиально какой именно автомобиль первым выедет на гонки. Больше того, он решил провести эксперимент и изначально два одинаковых автомобиля стали разными. 87-й был таким как и задумывался, а вот в 86-м удлини колесную базу, Шелби хотел установить в машину новый, более мощный двигатель и "порвать" наконец Ferrari на последнем этапе в Монце. Правда из этого ничего не вышло. В гонке отказались участвовать все, кроме Ferrari. Но это уже другая, не менее интересная история. Сам же американский автомобиль просто снова сделали точной копией 2287.
Что касается чехарды с номерами шасси, то Шелби немного схитрил, он убедил чиновников Федерации, что произведено сто машин и омологировать его купе можно. Что до таблички, просто сам Кэрролл считал американскую машину не готовым изделием, а прототипом, поэтому и назвал итальянский экземпляр первым.
Теперь об автомобиле название которого я вынес в заголовок. Что за непонятный 427 "Type 65" Shelby Daytona Super Coupe с номером шасси CSB3054? Исходя из трех первых цифр мы можем понять, что под капотом этой машины должен был находиться двигатель объемом в 7-литров, именно такой же мотор мы увидим позднее на Ford GT 40. Строилась эта машина на шасси компании Ford, а не Shelby. Однако, когда Кэрролл получил карт-бланш от "Голубого овала" то смысл строить автомобиль пропал, у него появились совсем другие заботы. Поэтому и принято считать, что всего в мире существует Пять(!) купе Shelby Daytona Coupe.