3,2K подписчиков

«Во время татаро-монгольского ига, основные точки работорговли располагались в Евпатории и в Феодосии»: сложная эра для Отечества

167 прочитали

Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года между русско-половецким войском и передовыми туменами татаро-монголов, закончившаяся поражением первых и отступлением последних, ничему не научила русских удельных князей, которые продолжили извечную междоусобную бойню. Тогда все основные правители Руси ошибочно почитали, что неведомые степняки, появившиеся будто бы из ниоткуда, больше никогда не вернутся в эти широты, отчего никто сильно и не готовился к борьбе с превосходящими силами противника.

Эта беспечность и взаимное ослабление друг друга обернулось настоящей катастрофой для Отечества – в 1237 году небывалое, двухсоттысячное войско татаро-монголов, по зимним рекам вторглось в Рязанское княжество и, замирая на короткие промежутки времени для отдыха и «откорма коней», до 1240 года поглотило ряд ключевых столиц удельный княжеств – Рязань, Владимир и Киев.

На этом объединённая армия Монгольской империи не остановилась и ещё несколько лет разоряла территории Восточной Европы. В свою очередь абсолютно вся территория Руси (в том числе Великий Новгород, который избежал полного разорения из-за распутицы), вошла в состав Золотой Орды – одного из монгольских «улусов» под управлением Бату-хана, отчего все русские княжества в очень короткие сроки утратили свою независимость на долгие «триста лет».

Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года между русско-половецким войском и передовыми туменами татаро-монголов, закончившаяся поражением первых и отступлением последних, ничему не научила...

Татаро-монгольское иго

Татаро-монгольское иго «официально» продолжалось с 1240 года, когда были подавлены последние точки сопротивления и до 1470-х годов, завершившись противостоянием на реке Угре 8 октября 1480 года, когда войско Большой орды не смогло ничего противопоставить могущественному войску Московского царства. Но на протяжении чуть больше двух веков наше Отечество претерпело столько боли и унижений, что с лихвой хватило на тысячу лет вперёд.

К примеру, в Золотую Орду и в далёкую столицу Монгольской империи «выбирались» лучшие ремесленники, что стало причиной затухания и полного исчезновения огромного числа народных умений и производств. «Выбирались» и другие категории граждан – более-менее крепкие мужики, с семьями, которые должны были выполнять самый простой и «ломовой» труд на территории Вечной Степи.

Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года между русско-половецким войском и передовыми туменами татаро-монголов, закончившаяся поражением первых и отступлением последних, ничему не научила...-2

Точки концентрации работорговли

Глупо считать, что караваны с невольниками шли с территории Руси только в Великую Степь по случайным маршрутам. Испокон веков рабы были весьма выгодным товаром – «живым золотом», за которым охотно приезжали торговцы из самых разных стран.

Именно поэтому самым крупным центром работорговли на территории Золотой Орды стал Крым, а именно города Гёзлеве (Евпатория) и Кафа (Феодосия), которые представляли собой один большой базар, большую часть которого занимал рынок невольников.

За месяц своеобразный «товарооборот» мог достигнуть отметки в 30 тысяч человек. При этом ценились как самые простые «рабочие руки», так и ремесленники, а так же бывшие военные, которые часто попадали в армии других стран и добивались своего права не только вернуть себе свободу, но и вернуться домой.

Работорговцы охотно брали на продажу женщин и детей – взрослая представительница прекрасного пола уже была способна принести много пользы любому хозяйству, а её привязанность к ребёнку, которого можно было воспитать «на любой лад», держала мать на невидимой привязи ничуть не хуже, чем самые прочные цепи.

С территории современного Крымского полуострова «живой товар» распространялся в Африку, Азию и в саму Монгольскую империю. Именно поэтому, в это время, «славянский корень» распространился по всему свету, став тем же явлением, которое сравнимо с нынешним распространением «добровольных китайских рабочих».

Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года между русско-половецким войском и передовыми туменами татаро-монголов, закончившаяся поражением первых и отступлением последних, ничему не научила...-3

Рабство – не конец

Естественно, многие пытались бежать. И, к большому сожалению, подавляющая часть таких «побегов отчаяния» заканчивалась поимкой и жестоким наказанием. Вплоть до решения вообще лишить раба возможности быстро передвигаться целенаправленным нанесением физического увечья.

Но были невольники и невольницы, которые только делали вид, что полностью подчинены ситуации. Однако, прибыв на место, начинали активно отвоёвывать своё положение.

К примеру, Анастасия Гаврилова Лисовская – дочка священника Гаврилы из города Рогатины, путём невероятных злоключений оказалась в Стамбуле, в гареме султана Сулеймана Великолепного. И настолько хорошо продемонстрировала свои умения и таланты, что вошла в историю под именем Роксоланы – одной из влиятельнейших женщин своей эпохи.

Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года между русско-половецким войском и передовыми туменами татаро-монголов, закончившаяся поражением первых и отступлением последних, ничему не научила...-4

Ещё один пример – мальчик по имени Бейбарс, который оказался на невольничьем рынке в Крыму, но смог стать царём Египта и Сирии. И, в память о своей исторической Родине, крупный государственный лидер профинансировал строительство на полуострове самой первой и самой древней мечети.

Но, конечно же, в процентном соотношении, 99,8% всех невольничьих историй оканчивалось печально – человек до конца своих дней полностью смирялся с собственной несвободой, а то и вовсе «исчезал» на территории известного мира. Поэтому, среди исследователей истории Крымского полуострова бродит одна очень красивая легенда – якобы, по ночам, если хорошо прислушаться к полночной тишине древних дорог, ещё можно услышать плач и лязганье цепей от бесконечных караванов рабов, против своей воли идущих навстречу своей судьбе.

С уважением, Иван Вологдин.

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки, делайте репосты и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.