Найти тему

Anna Nova рекомендует! Венецианская биеннале современного искусства 2024

С 20 апреля по 24 ноября в Венеции проходит юбилейная 60-я Венецианская биеннале современного искусства. Основательница галереи Anna Nova Анна Баринова посетила этот мегафестиваль современного искусства в начале мая и готова поделиться своими рекомендациями.

Важно отметить, что биеннале — это многосоставной проект. Обычно он включает: 1) основную выставку, которая проходит в здании Арсенала; 2) национальные павильоны стран-участников, которые располагаются в садах Джардини и на территории всего города; 3) параллельную выставочную программу, которая чаще всего занимает пространства исторических дворцов и палаццо. Мы подготовили избранную подборку проектов из каждой части.

В этом году тема биеннале, отобранная бразильским куратором Адрианом Педрозой, который на данный момент занимает пост креативного директора Музея искусства Сан-Паулу, звучит как «Foreigners Everywhere» (Чужестранцы повсюду). Педроза предлагает поразмышлять о феномене Другого и о таком мире, где каждый может ощутить себя чужестранцем.

Основной проект

-2

Основная выставка, которая также называется ‘Foreigners Everywhere’, занимает все историческое здание венецианского Арсенала. На ней представлено более 300 произведений искусства, исследующих темы миграции, идентичности и культурного обмена, подчеркивая, как движение людей влияет на современное общество и искусство. Чтобы осмотреть всю выставку, одного или даже пары часов будет недостаточно.

Куратор проекта объединил работы художников из разных стран. Инсталляции, видеоработы, скульптуры и перформансы демонстрируют личные истории мигрантов, их переживания и взаимодействие с новыми сообществами. Однако многие критикуют проект и считают его одним из самых слабых за последние годы. Возможно, куратору не удалось создать целостное и яркое высказывание на столь сложные темы. Проект структурно разделен на две условные части: историческую и современную, а его название отсылает к одноименной работе художников Фульвии Карнавале и Джеймса Торнхилла. Их работа встречает всех гостей выставки — это неоновые вариации фразы "Foreigners Everywhere" с переводом на языки тех стран, откуда происходят художники проекта.

Национальные павильоны

Перемещаемся в сады Джардини! В этом году свои павильоны представили более 80 стран. Каждая страна подготовила целостный и концептуально насыщенный проект! Анна Баринова выбрала свой ТОП-8 национальных павильонов, которые обязательно нужно посетить!

Павильон Узбекистана

-3

Национальный павильон Узбекистана представлен проектом «Don’t Miss the Cue» (Не пропусти свой выход). Авторы проекта — художница Азиза Кадыри, финалистка Всероссийского конкурса проектов молодых художников Nova Art 2021 года (отдельная гордость!), коллектив Qizlar и мастер сюзане Мадина Касымбаева. Павильон посвящён теме миграции и деколонизации. Центральный элемент экспозиции — театральный занавес с вышивками сюзани (это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово "сузани" с таджикского языка (сузан) означает иглу). Проект исследует женские коллективные практики и взаимоотношения между физическим телом и окружающим миром через синтез традиционных ремёсел и технологий.

Немецкий павильон

-4

В павильоне Германии представлен проект под кураторством Чаглы Илк, который называется «Пороги» (Thresholds). Павильон исследует темы переходов, неопределенности и кризисов современного мира. Шесть художников, участвующих в проекте, представляют различные взгляды на территориальные, социальные и национальные пороги. Центральное внимание уделяется вопросам миграции и идентичности. Важным новшеством павильона стало то, что часть проекта будет показана за пределами Джардини на острове Ла-Чертоза.

Проект имеет сложную структуру, в которой связываются, например, театральный перформанс немецкого режиссера Эрсана Монтага (перформанс, словно из потустороннего мира; история его деда, мигранта из Анатолии, который в Германии устроился на асбестовый завод и погиб от вызванных работой заболеваний) и видеоработы израильской художницы Яэль Бартаны (видеоэссе о скитаниях в космосе в поисках новых планет, горизонтов, территорий).

Павильон Ватикана

-5

Павильон Ватикана в этом году разместился в женской тюрьме на острове Джудекка, который ранее был монастырем XIII века. На открытии павильона присутствовал папа римский Франциск, который подчеркнул важность современного искусства. Главным объектом выставки стала работа Маурицио Каттелана «Своими глазами» — мурал на фасаде тюрьмы, изображающий огромные ступни и отсылающий к произведению Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». Внутри павильона проходят экскурсии по различным помещениям тюрьмы, где можно увидеть работы таких участников, как активистка Корита Кент, художник Марко Перего-Салдана и группа Claire Fontaine, чья работа дала название всей биеннале — «Чужестранцы повсюду». Для тюрьмы они создали другой слоган — Siamo con voi nella notte («Ночью мы с тобой»), — такими граффити в 1970-е в Италии подбадривали политзаключенных. Экскурсии по павильону проводятся под надзором охранников, и фотографировать или общаться с заключёнными запрещено.

Австралийский павильон

-6

Павильон представлен персональным проектом австралийского художника Арчи Мура «Kith and Kin» (Родные и близкие). Жюри признало этот национальный павильон лучшим, и за свой проект Мур получил «Золотого льва», главную награду биеннале. Тотальная инсталляция, созданная художником, посвящена его предкам-аборигенам и включает генеалогическое древо, уходящее на 65,000 лет назад и охватывающее 2400 поколений. В центре павильона — фрагмент, посвященный гибели австралийских аборигенов за последние 30 лет. Мур вручную создал родословную, покрывая стены и потолок именами своих предков.

Корейский павильон

ph: koreabizwire.com
ph: koreabizwire.com

Корейский павильон представил проект «Города Одорамы» (Odorama Cities) художницы Ку Чонг А под кураторством Ли Соль Хи и Джейкоба Фабрициуса. Эта выставка является коллекцией воспоминаний в виде запахов. Летом 2023 года команда павильона собрала более 600 письменных заявлений об ольфакторном опыте жителей Кореи и тех, кто связан с этой страной. Из этих историй были созданы 17 ароматов, представленных в павильоне. Внутри павильона расположены волнообразные скульптуры, в которых спрятаны диффузоры. В одной из комнат находится скульптура, изображающая прыжок, каждые 2 минуты испускающая аромат «Odorama Cities», отражающий воспоминания о периоде после Корейской войны.

Итальянский павильон

ph: theartnewspaper.com
ph: theartnewspaper.com

Павильон представлен сольным проектом Массимо Бартолини «Due qui» (Слышать) под кураторством Луки Черицца. В павильоне три зоны, каждая из которых посвящена уникальному акустическому опыту и взаимодействию со звуком. Первая зона содержит скульптуру бодхисаттвы в минималистичном пространстве. Вторая зона включает масштабные леса из железных труб, которые создают органную систему, играющую мелодию. Третья зона находится в саду на открытом воздухе, где зрители могут услышать хоровое пение.

Японский павильон

-9

Японский павильон представляет персональный проект Юко Мори «Moré Moré (Leaky)», курируемый Сук-Кенг Ли. Вдохновленная усилиями по остановке утечек воды в метро Токио, кинетическая инсталляция искусственно создаёт и устраняет потопы, используя предметы домашнего обихода и фрукты. Разложение фруктов генерирует звуки и свет. Внутреннее состояние фруктов постоянно меняется, модулируя высоту звукового тона и интенсивность света, в то время как они начинают испускать сладкий запах гниения, растворения или увядания. Фрукты, генерирующие звуки и свет, отражают изменения их внутреннего состояния. Выставка исследует, что значит работать вместе в условиях глобальных кризисов.

Параллельная программа

В этом году выставки из параллельной программы биеннале показались намного ярче и интереснее, чем основной проект и павильоны. Смотрите почему!

Проект Кристофа Бюхеля «Monte di Pieta» в Фонд Прада

-10

Одна из самых ярких выставок биеннале, которая затмила даже основной проект и национальные павильоны. Швейцарский художник Кристоф Бюхель создал потрясающую тотальную инсталляцию в Фонде Прада, превратив роскошный дворец Ка Корнер де ла Реджина в огромный склад, переполненный самыми разнообразными предметами. От подержанных велосипедов и матрасов до бижутерии и старых кассовых аппаратов — каждый уголок здания пронизан неожиданными находками. Эта инсталляция не только о визуальном опыте, но и о глубоком погружении в историю дворца: от средневековой Monte di Pieta, борющейся с ростовщиками, до архива Венецианской биеннале. Бюхель ловко вплел тему культурного наследия и исследование общественных норм и ценностей, делая каждый предмет и деталь частью широкой культурной и политической ретроспективы.

Проект Пьера Юига «Liminal» в Пунта-делла-Догана

-11

Это наиболее крупная на сегодняшний день персональная выставка французского художника Пьера Юига, которую точно необходимо посетить. Проект «Liminal» погружает зрителя в тревожную постчеловеческую реальность. Привыкая к мраку, на большом экране можно увидеть обнаженное тело без лица, которые каким-то образом следит за зрителями. Соприкасаясь с этим жутким образом, возникает желание научиться «не видеть» — подобно глубоководным рыбам, которые за миллионы лет жизни в тёмных подводных пещерах утратили зрение. Эти рыбки в соседнем зале не видят наблюдателей, но ощущают их присутствие. Юиг подчеркивает сходство между бессознательным машины и животного. Нечеловеческое бессознательное пугает сильнее, чем то, что мы можем обнаружить в себе. На одном из видео запечатлена обезьяна, обученная обслуживать посетителей кафе в покинутом после радиационной аварии. Обезьяна, в маске традиционного японского театра, кажется призраком. Рак-отшельник в аквариуме использует вместо раковины маску, напоминающую скульптуру Константина Бранкузи «Спящая муза», и выглядит как похититель лиц.

Проект Берлинде де Брёйкере «Город-убежище III» в Аббатстве Сан-Джорджо-Маджоре

-12

Выставка бельгийской художницы Берлинды де Брёйкере «Город-убежище III» проходит в аббатстве Сан-Джорджо-Маджоре, известном по картинам Клода Моне. Название отсылает к песне Ника Кейва и символизирует открытость искусства. В базилике  представлены скульптуры архангелов, сочетающие божественное и земное. В ризнице  — помещения, где хранятся богослужебные облачения и где монахи готовятся к службе, —  создана постапокалиптическая инсталляция из металла и стволов деревьев. В коридоре находятся восковые слепки шкур, напоминающие о жертвенных ритуалах. Выставка впечатляет мастерством работы с пространством и материалом, гармонично вписываясь в интерьер палладианской церкви.

Выставка китайского художника Zeng Fanzhi «Near and far/Now and then»

-13

«Near and Far/Now and Then» — это персональная выставка современного китайскойго художника Цзэна Фаньчжи (р. 1964). Проект демонстрирует последние достижения Цзэна и его амбициозное переосмысление абстрактного искусства. Впервые будут представлены две новые работы — масляные картины и произведения на бумаге ручной работы. Новые работы Цзэна, результат многолетних исследований в области теории цвета, основываются на импрессионистских и пуантилистских техниках, но переосмысляют их, используя многослойные мазки, создающие узнаваемые фигуративные элементы, которые растворяются при близком рассмотрении. Работы Цзэна на бумаге, выполненные чернилами, графитом, мелом, золотой пылью и другими минеральными пигментами, амбициозно соединяют христианскую, буддийскую и литературную иконографию, указывая на новое направление в его творчестве.