Монтенегро - это вам не просто море!
Пребывание в стране Черногория само по себе уже увлекательно. Плаваете там в Адриатическом море или посещаете рестораны. Или просто прикидываетесь прожаренным овощем.
Мы не очень прям овощи, но и не совсем “Эге-гей”. Посередине. То есть, сегодня купаемся в кристально чистой воде и загораем на невозможном песчаном пляже (да, Могрен, да, в Будве, да, песчаный!), а назавтра сели в автобус и поехали кататься по горам и каньонам и остальным местам (озёра, к примеру). В основном конечно горы.
Погрузились в автобус. Не люблю я это все, но деваться некуда. Не придумали еще способ, как посмотреть в короткий срок то, что нам абсолютно необходимо посмотреть. Если б мы тут жили, даже и не навсегда, а на некоторое время, то нашли бы, как, но это не точно. А в нашем случае получилось - автобус и экскурсия и, елки-палки, куча недовольного народа и скучная тетенька-гид. Зато очень уверенный и самоотверженный водитель. Он даже аплодисменты получил в конце поездки. Искренние.
Но, вернемся к нашему путешествию. Сначала мы просвистели через тоннель, прорезанный сквозь гору. У них в Черногории очень сложные взаимоотношения со строителями и арендодателями, или как там они называются. Короче, у черногорцев ни денег, ни сил нету, чтобы строить дороги и прорываться сквозь толщи земные, поэтому они предоставляют свои горы тем, кто строить умеет, а мы потом, разумеется, платим денежку этим самым, кто умеет. Спасибо им, дороги более менее хорошие.
Но страшные.
Почти сразу после нашего вылета из горы мы наблюдали Скадарское озеро по правую руку (десно). Очень красиво, но слишком быстро, эээй водитель, притормози. Там же нам обещали редких птиц посмотреть и Албанию послушать (или наоборот?), ну и ладно, до Албании нам дела нет. Что то там виднеется в синей дымке.
Слева рассмотрели остатки крепости, в которой сражались войска Негоша с турками. Ну да ладно, мы тут в автобусе едем, а они пешком шли. Без дороги и тоннеля. Героические были люди. Лошади с пушками, ох, тяжело.
А мы уже едем вдоль каньона, по такой извилистой узкой дороге, справа от которой можно наблюдать, не знаю, что наблюдать, противоположную отвесную стену можно наблюдать, заросшую неимоверным, брутальным, великолепным лесом. А вот между нашей стеной и той, которая напротив, можно увидеть в самом низу сине изумрудную такую милую и чудесную реку Тару. Ага, милую. До нее 1300 метров вниз. Голова кругом идет.
Я конечно понимаю, что в мире встречаются каньоны и поглубже. Но! Я сейчас сижу в автобусе, который непосредственно в данный момент наклонился над этим каньоном в крутом развороте, а туристы, увлеченные рассказом, прилипли к окнам, желая рассмотреть единственную в мире железную дорогу на склоне каньона таааам внизу, Не знаю, удалось ли рассмотреть. Я смотрела в другую сторону. Для меня это слишком.
А гид еще приправляет это все рассказом о том, как в восьмидесятые годы прошлого века оттуда в пропасть обрушился поезд со студентами.
Не надо раскачивать автобус!!! Я, конечно, хотела бы посмотреть Тару вблизи, но потихоньку, пешком, а не изнутри автобуса в полете. Так что, поспокойнее.
Дорога проложена поверху, но тем не менее петляет и серпантинит. Пережить, конечно, можно. Особенно, если не слушать внимательно статистику, кто, когда и при каких обстоятельствам туда падал. Привет, Тара.
Но, не тут то было. Случилась по дороге заминка, оказалось, что вытаскивали из пропасти грузовик впереди. Не мы конечно вытаскивали, но страху прибавилось. Проехали потом мимо, вроде бы, ничего летального.
А на противоположной стороне, на узком выступе, (типа терраса), наблюдаем домики, неподалеку от них пасутся коровы. Дорог не видно. Мы дружно решили, что там обязательно нужно пожить. Когда выясним, как они туда попадают. Не верю я в тайные тропы высотой более километра.
Пока размышляли на такие важные темы, доехали до моста. Думаете, мостов что ли не видели? Видели, но такие не часто. Вниз 1350 метров. Слева гора, справа гора, между ними он. Имя ему мост Джурджевича. Воздушный, прекрасный. Тьфу бы с него, но сдувает обратно.
Мост Джурджевича называется так не по имени инженера, который его построил (всего лишь Миян Стоянович его построил), а по имени фермера, который фермерствовал неподалеку. На момент строительства это был самый большой железобетонный арочный мост в Европе.
С этим мостом и с именем одного из инженеров, причастных к его постройке, связана очень красивая и трагичная история. Во время второй мировой войны в 1942 году югославские партизаны при помощи того самого инженера взорвали пятую, самую широкую арку моста, сохранив все остальные (!), и в результате итальянские оккупанты не прошли. К сожалению, инженера расстреляли эти оккупанты, гореть им. Мост после войны восстановили. Поставили в благодарность памятник инженеру Л. Яуковичу
Отдельная история, современная, связана с любителями селфи. Лезут они на перила в погоне за красивыми снимками. Не знаю, как, ветер же и огромная высота. Рассказывают, что и падают.
Я к перилам подойти не смогла вплотную.
Маленькая смешная история про зип лайн. Протянута с одного берега до другого такая веревочка, 846 метров длиной, скажем так, не самая длинная в мире, но все равно страшновато, тебя туда прицепят и отпустят на другую сторону. Муж с дочерью решили прокатиться. Но, с этого берега до другого 20 евро с человечка. Да ну вас.
Погуляли мы все втроем по мосту, посмотрели с высоты на необыкновенно изумрудную реку внизу, пофотали. А на том берегу повстречали представителя зип лайна, забавный такой, даже по-английски говорит, он нам предложил прокатиться, но катаются вообще то с другой стороны на эту. Мы ему говорим - с другой же стороны? А он нам - ага. А мы ему – Так дорого же. – А если по 10 евро? – Так 10 минут осталось. – it will only take 2 minutes. А потом обратно доставим на джипе. Договорились.
И они полетели, муж и дочь. А я поскакала с камерой до автобуса, чтобы без нас не уехал. Чтобы вы не подумали, что камера - это телефон, камера эта, блин, помещается в разобранном виде в кофр побольше вашего рюкзака. Плюс воооот такой объектив. Я бежала, чуть не упала, а то оставят нас здесь жить.
А эти двое - ююююююююууууууххххх - пролетели над Тарой. и догнали нас потом на том самом джипе, еле еле успели. Довольные до невозможности. Они бесстрашные оба.
Ладно, коллеги наши по поездке оказались не очень сердитые, через полчаса брюзжать перестали. И начали спрашивать, как оно? А оно прекрасно. Я теперь тоже хочу, а тогда забоялась.
Тем временем отправились дальше, все выше и выше. Покажу Черное озеро (Црно езеро), его мы тоже посетили в эту поездку. Холодно там, в горах.
Безбашенности нашей не хватило, чтобы в нем искупаться, хотя некоторые отдельные морозоустойчивые граждане решились. Лед из морозильника когда растает, вот такая у него температура, и прохладность воздуха тоже не располагает к заплывам. Мы в курточках были. Ходили и любовались красотой.
На сегодня всё. Заберемся мы в следующий раз высоко - одно слово - в Острог. Но, это уже в другой день.
Спасибо за внимание.