998 подписчиков

История Александровского чугунолитейного завода

Александровский чугунолитейный завод занимает важное место в промышленной истории России. Основанный в середине 18 века, он был одним из первых предприятий на территории страны, специализировавшихся на изготовлении чугуна и стали, и играл значительную роль в развитии тяжелой промышленности. И сегодня мы посвятим статью этому заводу.

В 1789 году в Кронштадте начал свою работу государственный литейный завод для переплавки некачественных орудий и ядер. В 1801 году было решено переместить его в Санкт-Петербург на Петергофскую дорогу. Тем не менее, только одну печь и менее половины рабочих удалось перевезти на новое место. Получилось, что теперь вместо одного завода существовали два: Кронштадтский литейный и Санкт-Петербургский чугунолитейный, оба входили в состав Олонецких горных заводов.

Александровский чугунолитейный завод. Панорама 1840 года. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: аноним. копия c сайта[1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18799378
Александровский чугунолитейный завод. Панорама 1840 года. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: аноним. копия c сайта[1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18799378

Александровский литейный завод начал свою работу в Санкт-Петербурге в 1826 году. Изначально не предполагалось, что через несколько десятилетий он будет производить паровозы, подводные лодки и металлические скульптуры. Однако после начала строительства первой российской государственной железнодорожной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой по предложению П. П. Мельникова завод становится частью департамента путей сообщения и получает название Александровского Главного Механического Завода Петербурго-Московской Железной Дороги. В 1844 году для модернизации завода приглашаются американские высокопоставленные лица Эндрю Иствик, Джозеф Гаррисон и Томас Уайненс, а в 1868 году завод становится собственностью Главного Общества Российских Железных Дорог.

Завод гордился своими вагонами и паровозами, которые изначально изготавливались исключительно для Петербургско-Московской железной дороги (позже Николаевская). Для выполнения объема работ по заполнению путей составами, завод нуждался в модернизации: были построены бараки для сборки вагонов, закуплено оборудование и инструменты, а также обучен персонал.

Музейный ТГ102 с эмблемой Ленинградского тепловозостроительного завода. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Vitaliy Blanter. ТГ102, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59408440
Музейный ТГ102 с эмблемой Ленинградского тепловозостроительного завода. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Vitaliy Blanter. ТГ102, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59408440

В 1845 году был изготовлен первый паровоз. В честь этого события на территории завода был установлен памятник в виде мини-поезда. Через год началось производство вагонов трех различных классов. В 1858 году были разработаны модели более мощных паровозов, известных как "царские" или паровозы "особого назначения". Также началось проектирование первых уникальных локомотивов, работающих на сжатом воздухе, а не на паре.

В 1891 году был создан паровоз серии H, который стал основой всех унифицированных отечественных локомотивов. Его чертежи использовались на многих других заводах России. В 1893 году завод получил статус Главных паровозных и вагонных мастерских Николаевской железной дороги. В XX веке завод переключился на кораблестроение, но поезда не были забыты. В нулевых годах там, например, были изготовлены самоходные краны для работы на путях.

Сегодня завод, носящий имя Пролетарский, производит продукцию судового и энергетического машиностроения. Однако его заслуги в развитии железнодорожного транспорта до сих пор помнят.

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!