Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Гнев потерянных» К. Форрестера: черепа для Трона Императора

Тот неловкий момент, когда, закрывая книгу, размышляешь не об основном посыле и проблематике, а о том, зачем было ковать кандалы именно из метеоритного железа. Впрочем, роман Криса Форрестера «Гнев потерянных» содержит довольно много спорных моментов. И сегодня у меня об этой книге есть немного очень личного мнения.

Книга посвящена ордену Расчленителей. Орден небольшой, но специфическая агрессивность сынов Сангвиния плюс харизматичный Габриэль Сет на посту магистра — все это стяжает ему известность. Действие происходит уже в актуальном таймлайне. Расчленителей давно нет на Кретации — они сражаются с тиранидами, оставив на родном мире незначительный гарнизон. Однако Сет резонно приходит к выводу, что этого мало, и нужно отправить часть контингента с приказом обеспечить безопасность Кретации. И Расчленители отправляются туда, на родной мир, о котором знают только понаслышке. В первых строках крепость-монастырь посещают только сервы ордена, которые никогда не видели повелителей.

Изначально «неукротимой планетой Вархаммера» был Катачан, но в последние годы это переходящее знамя несет именно Кретация. Ужасающий мир смерти с невероятно агрессивной флорой и фауной — только Расчленители это не про взаимопонимание, как у Гаррисона, это про насилие в чистом виде. Недаром сервы с орбитальной станции так легко поверили, что Расчленители продались Кхорну.

Вначале конфликт разворачивается между «старой гвардией» ордена и вновь принятыми в него космодесантниками-примарис. Их не то чтобы шпыняют, но при каждом удобном случае напоминают, что они не дети Кретации. Капеллану Думе, например, бросают: «Разве Мясник не учил тебя, что…»

Мясник — вы же догадались, что это Жиллиман, да?

Капеллану Думе наряду с капитаном Тантием, апотекарием Барахиэлем и другими придется защищать Кретацию. Хотя она даже на гололитическом изображении внушает ему отвращение. То ли будет, когда он увидит ее воочию… Впрочем, тогда вид Кретации окажется последней из его проблем.

абриэль Сет. Худ.  Ricardo Muñoz
абриэль Сет. Худ. Ricardo Muñoz

Сет в этой книге хорош. Ну то есть он именно Сет, излучающий агрессию и нетерпимость, но в то же время способный к взвешенным решениям и умеющий убеждать. Что же до остальных… Форрестер их отнюдь не идеализирует. Даже друг с другом Расчленители резки, нетерпеливы, неуважительны, легко переходят к угрозам и оскорблениям; смертных же попросту убивают по поводу и без повода. Хотя людей у них не хватает, и это нередко ставит операции ордена под угрозу.

Любопытный момент: один из Расчленителей, Туриэль, сохранил на лице бандитскую татуировку с Некромунды.

В этой книге становится ясно, что примарисы так же подвержены Красной Жажде и Черной Ярости, как и карланы. Для них это огромная трагедия; хорошо показано, как разрушаются их надежды на то, что Коул победил Черную Ярость. В исполнении примариса она выглядит еще страшнее. И порождает много споров: создавать ли Роту Смерти-примарис или даровать милость Императора сразу, пока своих не перерезали с кличем «Бей Хоруса!».

По части моральных качеств примарисы ничуть не лучше старой гвардии ордена. Взаимная ненависть и продуманные планы убийства братца? — запросто. Апотекарий, который бросается на поиски приключений вместо выполнения своих прямых обязанностей? — запросто. Лотары на него нет… Убить слугу за неловкое слово? — пфф, берите выше, как насчет убить собственного адъютанта, очень нужного для работы? А еще Расчленители пьют кровь. Не в порядке ритуала, не в виде экстремальной самопомощи, не под влиянием Тзинча, как Кровопийцы, — они ее просто пьют. Шах и мат, фанаты «Сумерек», настоящие красавцы-кровопийцы носят циркулярную пилу на наплечнике. И с этой потребностью у них связано много забот и хлопот: например, не обескровить ли очередную десятину с очередного мира?

Где-то на третьей главе меня посетила мысль, что с такими лоялистами и кхорнитов не надо… (Нет, в других историях об этом ордене они тоже не показаны как приятные люди, но именно в «Гневе потерянных» их агрессивность невероятно зашкаливает).

Между тем на Кретации дела плохи. Заняться ими следовало куда раньше. Население начали успешно совращать, верным внушили, что Расчленители таки охаосели, остальных либо убили, либо запугали, гарнизон астартес… но не будем забегать наперед. Альфа-Легион как котики гримдарка: все делают лучше. И это вторая менее объемная, но не менее важная сюжетная линия, второй центральный конфликт книги, так что Расчленителям придется сражаться на два фронта: против врагов и против собственного Изъяна.

В какой-то момент капеллан Дума предлагает вообще покинуть Кретацию. Родной мир для него становится символом угрозы всего: Черной Ярости, вырождения и падения в Хаос ордена, разрыва связей с другими орденами-наследниками и через них — с самим Сангвинием.

Расчленители. Худ. Diana Martinez
Расчленители. Худ. Diana Martinez

Самый большой интерес, по-моему, в книге представляют переживания примарисов, их борьба с подступающим безумием, их попытки опомниться и прийти в себя. Но для тех, кому важно мясо… его будет не много, а очень много. Схватки — с животными, с ксеносами, обильная расчлененка, кровища по колено, жуткая атмосфера насилия и безнадеги — в общем, все, за что мы любим гримдарк. Но временами это выглядит утрированно, гримдарк ради гримдарка — то самое «метеоритное железо», не обусловленное сюжетом. Лично мне в «Гневе потерянных» не хватило, пожалуй, того трудноуловимого, что раньше называлось «изящной словесностью», — более высокого уровня литературного мастерства. Книга читабельна, но не шедевр.