Когда начался процесс распада Советского Союза, Азербайджан не был среди тех республик СССР, которые во что бы то ни было рвались на выход из состава Союза. Наоборот Азербайджан был готов участвовать в тех конфедеративных объединениях, которые предлагал Горбачёв ради сохранения единой страны. Единственная претензия Азербайджана к союзному центру касалась Карабаха. И руководство Азербайджанской ССР, и жители этой Советской Республики считали, что союзный центр не остановил вовремя националистические стремления Армянской ССР и жителей НКАО АзССР, что фактически привело к тому, что Степанакерт перестал подчиняться Баку.
Союзный центр находился в сложной ситуации. С одной стороны они подчеркивали невозможность изменения границ советских республик, то есть Нагорный Карабах должен остаться в составе Азербайджана, с другой стороны было сложно игнорировать стремление большинства жителей Нагорного Карабаха, которые были этническими армянами, присоединиться к Армянской ССР.
В декабре 1991 года Советский Союз распался, и проблема Нагорного Карабаха перестала быть головной болью Москвы, а стала головной болью только для Еревана и Баку. Тем не менее, вопрос Карабаха продолжал оставаться важным пунктом в российско-азербайджанских отношениях, ибо Армения, как военный союзник Москвы в рамках ОДКБ, получала существенную военную помощь из России, что не могло не раздражать Баку. В этих условиях Азербайджан усилил экономические и военные связи с Турцией, однако при этом заявил о своём нейтралитете и абсолютном нежелании вступать в Евросоюз и НАТО. Это успокоило Москву.
В 1994 году при посредничестве Москвы удалось добиться завершения фазы активных боевых действий в Карабахе. Азербайджан остался недоволен результатами конфликта, но с другой стороны получил возможность развивать экономику в мирных условиях.
Азербайджан старался не создавать условия, когда он зависит только от России или только от Запада. Например при экспорте своего главного экономического ресурса - нефти, Азербайджан использовал как западный маршрут (через Грузию и Турцию), так и российский маршрут (через порт Новороссийск). При закупке вооружения Азербайджан покупал как западное оружие (турецкое, израильское), так и российское. При этом Азербайджан ставил жёсткое условие странам Запада, чтобы территория Азербайджана ни при каких обстоятельствах ни в политических, ни в экономических, ни в военных целях не использовалась против России. В Москве ценили такую политику Азербайджана, поэтому не препятствовали экономическим связям Азербайджана со странами Запада, а также развитию стратегических связей между Азербайджаном и Турцией.
При этом нерешённость Карабахского вопроса оставляла некоторое напряжение в отношениях между Москвой и Баку. Баку считал, что у Москвы есть рычаги для влияния на Армению, чтобы последняя смягчила свою позицию по Карабаху. Москва пыталась зондировать почву в Ереване, чтобы как-то решить затяжной карабахский конфликт, но окрылённые победой 1994 года и армянское руководство, и армянское общество не готовы были даже обсуждать возможность каких-либо уступок по Карабаху. В какой-то момент стало понятно, что войны избежать невозможно.
В 2020 году конфликт снова перешёл в горячую фазу. В ходе конфликта Москва предлагала обеим сторонам заморозить ситуацию, учитывая изменившиеся реалии на земле. И если бы Армения согласилась, то потери были бы не такими существенными. Но армянское руководство на тот момент ещё не осознавало всей тяжести ситуации на линии фронта. Осознание пришло лишь в ноябре 2020 года, когда азербайджанская армия уже находилась в двух шагах от Степанакерта.
На этот раз армянское руководство приняло предложенные Москвой условия перемирия, но эти условия уже были гораздо жёстче, чем в октябре 2020 года. Азербайджанская армия оказалась на голову сильнее армянской армии и местных карабахских формирований. По трёхсторонней договоренности между Москвой, Ереваном и Баку на территории Карабаха разместились российские миротворцы, которые обеспечивали мир и безопасность пока между Степанакертом и Баку не будет найдено политическое решение вопроса.
Москва подчёркивала, что готова быть медиатором (посредником) этого конфликта с учётом интересов азербайджанского государства и местного армянского населения в Карабахе, однако армянское руководство пошло на поводу у Запада, и в итоге само признало территориальную целостность Азербайджана включая Карабах.
Этот шаг стал неожиданным для Москвы, ибо признание со стороны Армении Карабаха частью Азербайджана означало, что Москва больше не может быть посредником в этом конфликте. Если Карабах - это часть Азербайджана, то сам конфликт является внутригосударственным, то есть является внутренним делом Азербайджана. Ни Москва, ни даже сама Армения больше не могут вмешиваться в этот конфликт. В итоге ошибочные действия армянского руководства привели к тому, что Азербайджан решил этот конфликт так, как посчитал нужным. В сентябре 2023 года по результатам однодневной военной операции азербайджанской армии местные карабахские формирования были разгромлены, а 100 тысяч карабахских армян были вынуждены покинуть свои дома и переехать в Армению.
Российские миротворцы предоставили укрытие карабахским армянам и обеспечили их безопасный выезд на территорию Армении. Учитывая сложные отношения между Арменией и Азербайджаном, если бы не присутствие российских миротворцев, то этот исход мог бы обернуться жесточайшей трагедией.
Через несколько месяцев было объявлено о выводе российских миротворцев из карабахского региона Азербайджана, так как конфликт по факту завершён. Во время решения таких конфликтов практически никогда не бывает ситуации, чтобы обе стороны были довольны. И понятно, что армянское общество осталось недовольно сложившейся ситуацией. Однако факт остаётся фактом, конфликт который длился больше 35 лет, и отравлял жизни народов на Южном Кавказе, при посредничестве Москвы, наконец, был завершен. Это создало условия для подписания окончательного мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Что же касается российско-азербайджанских отношений, то после решения карабахского конфликта в них не осталось никаких даже мелких проблем и противоречий. Отношения Москвы и Баку переходят на новый стратегический уровень.
Пример Азербайджана показывает, что можно развивать свою страну, развивать свои внешние связи, в том числе экономические и торговые, строить своё государство и укреплять свою нацию, при этом не порывая полностью своих исторических, культурных, экономических связей с Россией. Мы жили когда-то в одном государстве СССР, нас много чего ещё связывает, в том числе и великий русский язык. Давайте не забывать свою историю и свои корни.