АРТ--ПРОЕКТ
Я нашёл на сегодняшний день стержень моих интересов как художника: это классическая древнегреческая философия и современные теории квантовой физики.
На сегодняшнем этапе своего творческого пути я вижу сквозной смысл моего искусства в философском подходе и поисках истинной сути вещей. Прожитые годы и жизненный опыт подвели меня к возможности делать широкие обобщения, а геометрическая абстракция и минимализм будто специально созданы для визуальных обобщений. Эйдос Платона по сути является структурой моих картин. Я очищаю повседневные изображения от конкретного и от случайного и пишу идеальное. Эйдос может реализовываться у меня в различных формах и цветах, однако всегда принимает обличье моих фирменных «цветоформ».
Репрезентация моих идей на холсте подобна реализации эйдосов в физическом мире. За каждой репрезентацией окружающего мира лежит эйдос, но он от нас скрыт. Я пытаюсь раскрыть его в моих картинах. В абстракциях я предлагаю зрителю взглянуть на моё понимание истинной структуры и сути вещей. Платоновская пещера олицетворяет видимый мир повседневного опыта, где люди как узники пещеры строят свои предположения на основе своих иллюзий и лишь выйдя во внешний мир, который состоит из вечных и неизменных форм, они могут обрести ясное представление об истине. Хотя мои философские размышления пока недоказуемы научно, они визуально демонстрируются в моих картинах. Моё понимание мира платоновское и одновременно квантовое.
Мы каждый - эйдос самого себя как человека, и весь мир - эйдос самого себя как мира. Для меня эйдос - это аналог информационной матрицы и ноосферы, он перекликается с квантовой теорией параллельной вселенной, в которой каждый предмет, явление и действие уже прописаны. Там всё предопределено и в то же время ничего не предопределено, потому что в мире всё взаимосвязано. Квантовая запутанность - это одно из частных проявлений такого недетерминированного детерминизма. Мои абстракции как раз и показывают стройную гармонию как результат случайного воплощения неисчислимого количества случайностей в кажущемся хаосе причинности - беспричинности.
В апреле 2023 года я выпустил мелодекламационную сюиту, где декламировал уместное здесь стихотворение Игоря Северянина
Любовь — беспричинность
Любовь — беспричинность. Бессмысленность даже, пожалуй.
Любить ли за что-нибудь? Любится — вот и люблю.
Любовь уподоблена тройке, взбешённой и шалой,
Стремящей меня к отплывающему кораблю.
Куда? Ах, неважно… Мне нравятся рейсы без цели.
Цветенье магнолий… Блуждающий, может быть, лёд…
Лети, моя тройка, летучей дорогой метели
Туда, где корабль свой волнистый готовит полёт!
Топчи, моя тройка, анализ, рассудочность, чинность!
Дымись кружевным, пенно-пламенным белым огнем!
Зачем? Беззачемно! Мне сердце пьянит беспричинность!
Корабль отплывает куда-то. Я буду на нём!
Стихотворение Игоря Северянина тем более уместно, что Платон – основатель духовности в понимании западного мира и автор понятия платонической любви.
Платон актуален, потому что он видел мир и Вселенную примерно в таком духе, как сейчас её начинают видеть квантовые физики. Недавно я вдохновился идеями Платона, поэтому у меня родилась концепция нанизать мои картины на стержень философии Платона и прошить их нитью философии квантовости, которой я интересовался последние три года. Я считаю, что концепция выставки убедительно на этом держится. Абстракции свойственна концептуальность в особой мере, и она особо проявляется в моём миропонимании и в моих картинах. Вникая в философское наследие Платона, я спрашиваю у него: «В чём природа человека? В чём природа искусства?»
Я разворачиваю и исследую в своём творчестве две истории: философия Платона, которой две с половиной тысячи лет, и философия новейших теорий квантовой физики, а затем ищу параллели и переношу найденные личные открытия и переклички в пространство творчества. Творчеством я ищу ответы на вопрос «Что общего между Платоном и квантовостью?»