Найти тему
Книжные раскопки Kopist

Колишемард с зубьями и паппенхаймер с пилой - необычные клинки из Швеции

Скандинавские музеи продолжают радовать необычными предметами. Ссылки на предыдущее статьи, про топоры и шпаги из норвежских музеев будут в конце. А сейчас — про шведские экспонаты.

Европа, Франция?, 1800-1820. Фото — Музей шведской Армии CC-BY
Европа, Франция?, 1800-1820. Фото — Музей шведской Армии CC-BY

Вот такой офицерский колишемард первой четверти 19 века. С нестандартной сильной частью.

Европа, Франция?, 1800-1820. Фото — Музей шведской Армии CC-BY
Европа, Франция?, 1800-1820. Фото — Музей шведской Армии CC-BY

Латунный эфес и часть клинка позолочены. Длина 1052 мм, клинок 875 мм, ширина сильной части до 30 мм. Вес 600 граммов.

Надпись на клинке CHASTES LIENS d'AMOUR - "невинные узы любви".

Сначала меня удивил сам факт колишемарда в начале 19 века, но в Швеции конца 18 - начала 19 века это было распространенным вариантом шпаги офицера пехоты. Несколько примеров из того же Музея шведской Армии:

А вот зазубрины — редкость. Теоретически, конечно, они для предотвращения соскальзывания клинка противника, но практически, скорее всего, просто выпендреж. И я очень сомневаюсь, что владелец планировал использовать шпагу как пилу наподобие саперного тесака. А вот со следующим экспонатом сложнее.

Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY
Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY

Вот такое необычное оружие хранится в музее Смоланда. Эфес — довольно редкая разновидность паппенхаймера с корзиной выше перекрестия. Клинок сложной раздоловки, обоюдоострый на конце, имеет ряд повреждений. Гравировки и надписи. И главное, пилу почти по всей длине обуха — если при таком строении клинка его правильно так называть.

Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY
Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY

Причем в данном случае пила и правда имеет структуру, похожую на пилы саперных тесаков. И если в предыдущем случае зубцы можно было нарезать на готовом клинке по пожеланию заказчика, здесь строение клинка выглядит спланированным мастером заранее.

Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY
Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY

К сожалению, ни размеров, ни даже фотографии с линейкой музей не опубликовал. Однако путь палаша (наверное) прослеживается с 1794 года, когда он был подарен епископу Векшё Улофу (Олафу) Уоллквисту (протестантская церковь Швеции сохраняет, по большей части, епископальную структуру).

Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY
Фото — Йенс Людвигсон и музей Смоланда CC-BY

Честно говоря, кто и зачем изготовил такой клинок — не могу предположить. Также сложно сказать, родной ли это эфес. Подобные описываются как предположительно скандинавские и датируются обычно 17 векам.

Фото — Уоллесс коллекшн
Фото — Уоллесс коллекшн

Около 1630 года, клинок — Золинген, эфес предположительно Скандинавия. Длина 1327 мм, вес 1390 граммов.

Дополнение.

И надо же так было случиться, что через несколько часов после публикации статьи я случайно нашел экспонат с близким строем клинка. Правда, изогнутого.

Золинген, середина 17 века. Фото — Немецкий музей клинков в Золингене
Золинген, середина 17 века. Фото — Немецкий музей клинков в Золингене

И также примерно середины 17 века. Золинген. Длина 892 мм; клинок 745 мм шириной 29 мм и толщиной 6 мм; вес 851 грамм.

Клинок подписан +HANS+ и +MOUM+ и лигатурой JM. Клеймо на клинке было зафиксировано в 1684 году в списке ремесленников Золингена на имя Jan Mumm. Что позволяет предположить либо семейное дело, либо полное имя мастера Йоханнес Мум.

Предыдущие необычности из Скандинавии

И их разгадка

Еще одно такое навершие из Музея шведской Армии, 16 век.

Фото — Музей шведской Армии CC-BY
Фото — Музей шведской Армии CC-BY

И норвежские топоры на гнутых рукоятях:

Другие музейные материалы

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!