Найти в Дзене
Live Today

Как там выживают люди и звери?: Удивительные кадры из «современного» Чернобыля

Оглавление

Что происходит в Чернобыле спустя 38 лет ужасной трагедии, когда на АЭС случилась авария по вине слишком самоуверенных ученых? Из-за взрыва реактора в воздух поднялись тысячи тонн смертельного радиоактивного пепла и накрыли пол-Европы. Воздух, вода, леса и животные оказались мгновенно заражены огромными дозами радиации. Погибли люди — отважные ликвидаторы аварии. И много лет болеют те, кто жил на тех территориях в момент аварии.

Сегодня в «зоне отчуждения» обитают десятки и сотни видов диких и домашних животных, а также люди. Как они выживают? Правда ли, что в лесах водятся огромные грибы и волки-мутанты? И насколько опасно посещать место аварии обычным людям?

Мало кто знает: что случилось со станцией

-2

Это очень странно, но почему-то раньше эта информация была известна лишь специалистам. Я вообще думал, что после массовой эвакуации и сооружения бетонного саркофага станция была закрыта навсегда и обезлюдела на долгие годы. Но все было совсем не так.

Факт № 1: после того, как над 4 энергоблоком был сооружен саркофаг, 1, 2 и 3 - блоки в том же, 1986 году запустили в работу вновь. А почему? Потому что станция вырабатывала нужное для промышленности электричество и заменить этим мощности в то время было нечем.

Но в 1991 году на 2-м блоке случился пожар и его закрыли. А вот 1 и 3 - й реакторы успешно работали вплоть до 1993 года. Но работали не сами по себе — на станции был персонал, живые люди. Они работали там добровольно, понимая, какая на них лежит ответственность и чем они рискуют, находясь практически в эпицентре аварии.

-3

З-й блок станции не отключили полностью и он работал на малых мощностях до 2000 года. Зачем это понадобилось, точно неизвестно, но видимо у властей и руководства были на то причины.

Факт №2: хотя сегодня станция не работает и не производит электричество, там работают люди. Часть из них следит за безопасностью периметра, а другая — за оборудованием и его сохранностью, не допуская разрушения защитного сооружения.

Всего на территории чернобыльской «зоны отчуждения» проживают несколько тысяч человек: сотрудники станции и «самоселы». О последних расскажу ниже — кто они такие и почему рискуют жизнью.

Кто живет в «рыжем» лесу

-4

Станция была окружена лиственно-сосновым лесом, который сильно пострадал от аварии. Большинство деревьев в нем в первые же сутки порыжели — как будто резко состарились. Часть растительности погибла, так как не вынесла чудовищных доз радиации.

Сегодня лес потихоньку восстанавливается. Тем более, что животные никуда не делись. Они пережили первый шок, но дальше продолжили жить в лесу, так как деваться им было некуда.

В 1998 году ради эксперимента в зону завезли несколько десятков диких лошадей Пржевальского. Лошади спокойно пережили повышенные дозы радиации и размножились. Сегодня по лесу бегают табуны более чем из 100 особей, оглашая окрестности диким ржанием. Интересно, что дикие жеребцы часто уводят из деревень самоселов домашних кобыл, скрещиваясь с ними и пополняя свое дикое стадо.

-5

В лесу много рысей — самых обычных, европейского вида. На них некому охотиться, поэтому эти крупные кошки чувствуют себя вольготно, охотясь по ночам.

Увеличилась и популяция волков. Если в середине 80-х в лесах жили всего 3 стаи хищников, то сегодня ученые насчитывают по меньшей мере 7 стай, в каждой из которых состоят по 10 взрослых волков, не считая волчат.

Все исследования Чернобыльской зоны ведутся биологами-активистами, которым интересно узнать, как животный мир отреагировал на аварию и что там сегодня творится.

-6

В зоне отчуждения живут и замечательно себя чувствуют еноты и енотовидные собаки, белки, лисы, зубры и лоси. Из крупных птиц вьют гнезда черные аисты и цапли.

-7

Мелкого зверья тоже много: вот, например, орешниковая соня — жива, здорова и радиации словно не замечает.

-8

Диких кабанов также достаточно, но их популяцию контролируют волчьи стаи. Судя по фото хрюшки чувствуют себя неплохо — выглядят упитанными, да и недостатка в корме нет.

-9

Лисы свободно перемещаются по всей заброшенной территории станции и окрестностей и совсем не боятся туристов. Берут у них еду из рук, охотно позируют на камеру. Видно понимают, что люди не причинят им вреда. Охота в здешних лесах запрещена.

На территории Припяти расплодились выдры. Врагов у них мало, люди на них не нападают, поэтому зверьки прекрасно размножились.

В лесах замечены летучие мыши и бурые медведи. Косолапые свободно разгуливают вокруг станции, люди их не беспокоят. Выглядят медведи обычно — в мутантов они не выродились.

Сомы-мутанты

-10

В огромном пруду, который раньше охлаждал станцию, теперь водятся гигантские сомы. Туристы специально приезжают их покормить и удивиться невероятным размерам рыб. Бывалые рассказывают, что здешние сомы вырастают до 3 — 5 м в длину, но научного подтверждения этому нет. Все рыбы, которые живут в пруду, не превышают в длину вместе с хвостом 2 м. А это вполне обычный размер речного сома.

Сомов нельзя вылавливать и тем более, употреблять в пищу. Так как туристы их постоянно кормят, рыбы раздобрели и чувствуют себя настоящими звездами, постоянно толпясь у берега в ожидании подачки.

«Самоселы» и другие обитатели зоны отчуждения

-11

В результате чернобыльской аварии было заражено почти 22% сельской территории Белоруссии. Но даже после массовой эвакуации людей из 4 000 населенных пунктов, четвертая часть жителей вернулась в свои дома раньше срока.

-12

Сегодня в бывшей зоне бедствия на белорусской территории проживает примерно 1 миллион человек. В основном это люди старшего возраста, которые не пожелали покинуть родные места, несмотря на грозную опасность. Они возвратились в свои деревни, и начали снова сажать огороды и держать домашний скот.

Город Ветка в Гомельской области в Белоруссии стали пострадал больше всех. Самое интересное, что окрестные деревни отселялись только через 4 года после аварии, то есть в 90-х годах! До этого времени сельчане жили на зараженной территории — о чем думали власти, неизвестно.

-13

Но город удалось сохранить. Деревья в парках выкорчевали и заменили на новые привезенные. Мелкую растительность также вывезли и закопали, высадили новые кустарники. Большую часть территории города заасфальтировали, чтобы зараженная земля «не фонила», здания отмыли, крыши поменяли и сегодня в городе отбоя нет от новых жителей. Конечно, радиация осталась, но по заверениям руководства, она уже не представляет серьезной угрозы для жителей Ветки.

В Белоруссии строго следят за тем, чтобы с зараженных территорий — в основном это гомельский район не поступали радиоактивные продукты в магазины. Это молоко, мясо и прочие дары природы. И с 2011 года таких случаев не фиксируется.