Найти в Дзене
cubewan abides

Обман как связь "Гонзо-Журналистики" Хантера Томпсона и "Экстатической Правды" Вернера Херцога

Интересная аналогия ОБМАНА как необходимого элемента в «фирменных» изобретениях от Хантера Томпсона (Гонзо-Журналистика) и Вернера Херцога (Экстатическая Правда). По поводу происхождения термина ходят разные спекуляции. https://en.wikipedia.org/wiki/Gonzo_journalism
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонзо-журналистика Одно из самых внятных определений можно прочитать в эссе Томпсона «Jacket Copy for Fear & Loathing in Las Vegus:A Savage Journey to the Heart of the American Dream» опубликованном в 1979's "The Great Shark Hunt: Gonzo Papers, Volume I." и в издании «Страха и Ненависти в Лас-Вегасе» от Modern Library в 1996 году. Этот текст также можно прочитать на сайте Criterion: Jacket Copy for Fear and Loathing in Las Vegas: A Savage. So I called Sports Illustrated—from the patio of the Polo Lounge—and said I was ready to do the “Vegas thing.” They agreed…and from here on in there is no point in running down details, because they’re all in the book.
More or less… and this q
Оглавление

Интересная аналогия ОБМАНА как необходимого элемента в «фирменных» изобретениях от Хантера Томпсона (Гонзо-Журналистика) и Вернера Херцога (Экстатическая Правда).

ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКА

По поводу происхождения термина ходят разные спекуляции.

https://en.wikipedia.org/wiki/Gonzo_journalism
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонзо-журналистика

Одно из самых внятных определений можно прочитать в эссе Томпсона «Jacket Copy for Fear & Loathing in Las Vegus:A Savage Journey to the Heart of the American Dream» опубликованном в 1979's "The Great Shark Hunt: Gonzo Papers, Volume I."

-2

и в издании «Страха и Ненависти в Лас-Вегасе» от Modern Library в 1996 году.

-3

Этот текст также можно прочитать на сайте Criterion:

-4

Jacket Copy for Fear and Loathing in Las Vegas: A Savage.

So I called Sports Illustrated—from the patio of the Polo Lounge—and said I was ready to do the “Vegas thing.” They agreed…and from here on in there is no point in running down details, because they’re all in the book.

More or less… and this qualifier is the essence of what, for no particular reason, I’ve decided to call Gonzo Journalism. It is a style of “reporting” based on William Faulkner’s idea that the best fiction is far more
true than any kind of journalism—and the best journalists have always known this.

Which is not to say that Fiction is necessarily “more true” than Journalism—or vice versa—but that both “fiction” and “journalism” are artificial categories; and that both forms, at their best, are only two different means to the same end. This is getting pretty heavy…so I should cut back and explain, at this point, that
Fear & Loathing in Las Vegas is a failed experiment in Gonzo Journalism. My idea was to buy a fat notebook and record the whole thing, as it happened, then send in the notebook for publication—without editing. That way, I felt, the eye & mind of the journalist would be functioning as a camera. The writing would be selective & necessarily interpretive—but once the image was written, the words would be final; in the same way that a Cartier-Bresson photograph is always (he says) the full-frame negative. No alterations in the darkroom, no cutting or cropping, no spotting… no editing.

But this a hard thing to do, and in the end I found myself imposing an essentially fictional framework on what began as a piece of straight/crazy journalism. True Gonzo reporting needs the talents of a master journalist, the eye of an artist/photographer and the heavy balls of an actor. Because the writer
must be a participant in the scene, while he’s writing it—or at least taping it, or even sketching it. Or all three. Probably the closest analogy to the ideal would be a film director/producer who writes his own scripts, does his own camera work and somehow manages to film himself in action, as the protagonist or at least a main character.

The American print media are not ready for this kind of thing, yet.

В 2005 году издательство Харпер Коллинз выпустило «Fear and Loathing in Las Vegas» с бонус-добавленем  — эссе, посвященным истории и анализу/влиянию романа Глава P.S. Ideas, interviews & features …

-5

https://www.amazon.com/Loathing-Harper-Perennial-Modern-Classics/dp/0007204493

В подразделе «What is Gonzo?» там пускаются в пространные спекулирования и даже приплетают Гонзо персонажа из Маппет-Шоу....

Gonzo (Muppet) - Wikipedia

-6

Причем Gonzo как порно-термин благополучно обошли стороной...

https://en.wikipedia.org/wiki/Gonzo_pornography
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонзо-порнография

-7
-8

В многочисленных интервью Томпсон также довольно часто старался прояснить про гонзо-журналистику:

-9

https://youtu.be/ZsRqLcD-1sE

ЭКСТАТИЧЕСКАЯ ПРАВДА

По поводу происхождения термина Херцог много где рассказывал.

Несколько упоминаний, включая свои самые первые открытия ОБМАНА как необходимого элемента для привлечения внимания к ПРАВДЕ, есть в вышедшей в 2022 году Автобиографии.

-10

ГЛАВА 17. Privilegium Maius, Pittsburgh /  Privilegium maius, Питтсбург

Впрочем, учась в университете, я очень заинтересовался некоторыми вещами и не бросал их. По истории Средних веков я написал работу о Privilegium Maius. Речь идет об абсолютной подделке 1358/59 годов – вообще-то это целых пять довольно грубо сфальсифицированных документов, которые взаимно удостоверяют подлинность друг друга, а два из этих декретов будто бы были изданы еще Юлием Цезарем и Нероном. В этом подложном юридическом документе речь идет о расширении власти набиравших силу Гогенцоллернов, в данном случае Рудольфа IV, и об определении территории, которая почти совпадает с современным государством Австрия. Благодаря этой подделке были созданы правовые факты, которые в конце концов привели к возникновению австрийской государственности. Что эти документы подложны, понял уже итальянский поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка, но с исторической точки зрения подделка оказалась весьма успешной. По сути, речь шла о феномене fake news, и в своей работе я, не зная об этом, разработал метод, который прежде нигде не применялся. Поскольку в моих фильмах меня по сей день занимает вопрос о фактах, реальности и правде, а также и о том, что я назвал экстатической правдой, я кратко это объясню. Я трактовал Privilegium как подлинный, даже когда это противоречило логике, и вбил в историческую почву опоры, чтобы рассмотреть документы со всех сторон, исходя при этом из аргументации того времени – право сильного, перемены в обществе, представление о правах, соотношение военных сил, – а в конце все эти опоры можно было извлечь, но убедительный каркас аргументации при этом сохранялся. Иными словами: фальшивка, fake news, внутренне преобразовалась в правду, потому что сама история закрепила в этом кодексе свои изменения.

Этот подход, при работе казавшийся мне само собой разумеющимся, привлек внимание.
For a class on medieval history, I wrote a paper on the Privilegium Maius.

This was a flagrant forgery from 1358 or 1359; in fact, it was a set of five clumsy mutually reinforcing forgeries, one supposedly going all the way back to Julius Caesar and Nero. This feigned title deed had to do with expanding the power of the rising Habsburgs, in this case, Rudolf IV, and the definition of their territory, which is almost identical with that of present-day Austria. The false documents led to the establishing of legally binding conditions and ultimately to the creation of the state of Austria. The falsification was already recognized by the Renaissance poet Petrarch, but in historical terms, it was crowned with success. It was an early instance of fake news, and I developed in my work a method that—not that I knew it—had never previously been used. Because my films to this day are preoccupied with questions of factuality, reality, and truth, in the sense of what I am pleased to call “ecstatic truth,” I offer no more than a short account of it here. I declared, even if it was illogical, that the “privilegium” was a true account and knocked props into the ground to view the documents from all possible perspectives while always using a contemporary argumentation of the time—power politics, social change, understanding of the law, balance of military power—and at the end, one could take out the props and one still had a supportable tissue of argument.

In other words, the falsification, the fake news, turned in its structure to truth because history had anchored its changes there, as in an evolving truth.

What seemed to me a natural way of proceeding somehow got attention.

ГЛАВА 28. The Truth of the Ocean / Истина океана

С самых первых лет своей работы я сталкивался с фактами. Их нужно принимать всерьез, потому что они задают норму, но мне никогда не было интересно делать фильмы, построенные исключительно на фактах. Истина не обязательно должна совпадать с фактами. Иначе телефонный справочник Манхэттена был бы Книгой книг. Четыре миллиона записей, все они фактологически корректны, все проверяемы. Но это ничего не скажет нам ни об одном из десятков Джеймсов Миллеров, которые там есть. Его номер и адрес указаны верно. Но почему он каждую ночь рыдает в подушку? Только поэзия, только поэтический вымысел могут сделать видимым более глубокий слой, своего рода истину. Я придумал для этого понятие экстатической правды. Чтобы объяснить его как следует, понадобилась бы отдельная книга, поэтому здесь я сделаю лишь несколько беглых замечаний. Однако по этому вопросу я до сих пор публично сражаюсь с представителями cinema verite, «правдивого кино», которые претендуют на истину во всем жанре документального кино. Автор фильма, по их мнению, должен совсем исчезнуть, превратиться в муху, сидящую на стене. Если это так, банковские камеры видеонаблюдения следовало бы провозгласить идеальным инструментом кинотворчества. Но лично я мухой быть не хочу – я хочу быть жалящим шершнем. «Правдивое кино» – это идея шестидесятых годов прошлого века, его сегодняшних представителей я называю «бухгалтерами правды». Из-за этого на меня яростно нападали. Мой ответ тем, кто возмущался, был таким: счастливого Нового года, бездари.
From early on in my work, I was confronted by facts. You have to take them seriously because they have a normative force, but making purely factual films has never interested me. Truth does not necessarily have to agree with facts. Otherwise, the Manhattan phone book would be The Book of Books. Four million entries, all factually correct, all subject to confirmation. But that doesn’t tell us anything about one of the dozens of James Millers in there. His number and address are indeed correct. But why does he cry into his pillow every night? It takes poetry; it takes the poetic imagination to make visible a deeper layer of truth. I coined the phrase “ecstatic truth.” To explain that fully would take another book, so I’ll just sketch out a few lines of it here. It’s on this question that I have sought public conflict with the proponents of the so-called cinema verite who claim for themselves the truth of the whole genre of documentary films. As the auteur of a film, you are not allowed to exist, or not more than a fly on the wall anyway. That creed would make the CCTV cameras in banks the ultimate form of filmmaking. But I don’t want to be a fly; I’d rather be a hornet. Cinema verite was an idea from the 1960s; its representatives nowadays I call the “bookkeepers of the truth.” That got me furious attacks.

My answer was “Happy New Year, losers.”

Еще одна ремарка по поводу «Экстатической Правде» в Автобиографии в связи с псевдо-игровом фильме снятым в Японии ООО «Семейный роман» (2019)

https://en.wikipedia.org/wiki/Family_Romance,_LLC
https://ru.wikipedia.org/wiki/ООО_«Семейный_роман»

-11

Основатель агентства, Юити Исии, играет в моем фильме главную роль. Его нанимает мать одиннадцатилетней девочки, чтобы он изображал ее мужа, отца девочки, с которым она развелась и который будто бы стремится завязать с дочерью контакт. Так как родители разошлись, когда девочке было два года, она понятия не имеет, как он выглядит. Кстати, в моем фильме и девочка – не настоящая дочь, а хорошо подготовленная актриса. Юити Исии дал интервью телеканалу NHK, и его попросили предоставить контакты какого-нибудь клиента, пользовавшегося услугами агентства. Затем канал NHK взял интервью у пожилого человека, который, спасаясь от одиночества, однажды нанял в агентстве «друга» на день. Но после передачи в интернете появилось множество сообщений, что этот самый «клиент» тоже никакой не клиент, а прощелыга, что он-де из агентства Исии и лишь притворялся, что одинок. Канал извинился перед зрителями за то, что плохо проверил информацию. Потерять лицо таким вот образом в Японии постыднее всего. Ну что ж, а теперь самое интересное. (Все дальнейшее я знаю только с чужих слов.) В свою защиту Юити Исии выдвинул такой довод: он намеренно послал на интервью актера из своего агентства, потому что настоящий клиент, самый что ни на есть настоящий и очень одинокий старик, был бы правдив разве что наполовину. Чтобы не потерять лицо и не позволить слишком глубоко заглянуть себе в душу, настоящий клиент, скорее всего, все приукрасил бы, и это была бы ложь, по меньшей мере отчасти. Но предоставленный Юити Исии «мошенник» и «обманщик» уже сотни раз играл роль «друга» одиноких людей и точно знал, о чем говорит, что именно происходит в душе одинокого человека. Только от такого мошенника можно было узнать настоящую правду. Без этакого кульбита ее не достичь, и вот это-то я и зову экстатической правдой.
Yuichi Ishii defended himself with the argument that he had deliberately sent in an actor from his own agency because a true customer, a real old man in miserable solitude, would at most have spoken half the truth. A real customer, to save face and not give too much insight into his innermost being, would presumably have put a gloss on everything, would most likely have lied at least some of the time. But the “swindler” provided by Yuichi Ishii, the “cheat” who had played the part of the “friend” to lonely people hundreds of times, he knew exactly what was going on in the heart of the lonely person. It was only from the swindler that the real truth could be gleaned. And that doesn’t exist, and so I call it “ecstatic truth.”

Werner Herzog: The Ecstatic Truth | Eye Filmmuseum...

Херцог Вернер - Каждый за себя, а Бог против всех. Мемуары [2023, FB2, RUS]

Werner Herzog, Klaus Kinski / Вернер Херцог, Клаус Кински - Собрание Книг (50 книг) (обновлено 10.08.2022) [1980-2022, FB2/MOBI/EPUB/PDF/DjVu, ENG/RUS]

ДОПОЛНИТЕЛЬНО СМ.

Мемуары Вернера Херцога 2022-2023 — Свинья, решившая полакомиться свежими человеческими мозгами...