Главным действующим лицом на прошедшем Петербургском международном юридическом форуме стал Александр Иванович Бастрыкин. Его выступление вызвало бы ажиотаж в любом случае – в конце концов, к этому располагает занимаемая Бастрыкиным должность. Однако глава Следственного комитета сумел привлечь внимание общественности не только высоким положением, но и резонансными заявлениями.
Лекция Александра Ивановича касалась экономических, политических, миграционных и социальных процессов. Больше всего население заинтересовали высказывания о последних двух сферах, которые оказались тесно связаны между собой.
Глава Следственного комитета подчеркнул, что есть практика, позволяющая сократить количество злоумышленников среди новоиспечённых граждан России. Здесь важную роль играет постановка на воинский учёт при получении паспорта РФ. Таким образом, уже 10 тысяч «новых россиян» были направлены в зону СВО, где приносят пользу стране.
Говорилось и о взаимосвязи миграционной политики с наличием рабочих мест для коренного населения страны. Помимо дешёвой рабсилы, бизнес обязан задействовать внутренние трудовые ресурсы. И в этом случае, вопреки фразам о «ценных иностранных специалистах», огромное количество мигрантов становится в оппозицию к развитию технологий и уровня жизни россиян.
– Давайте сделаем так, чтобы русский народ был счастлив, чтобы была хорошая зарплата, хорошая работа… Ни фига себе, вы извините за эмоциональность, просто ко мне народ обращается, и всех это достало. И винят все бизнес. И плохой, и хороший винят, – говорит Глава СК.
Александр Иванович в своём выступлении выразил почти общенародное мнение. Вопросам миграционной политики была посвящена подавляющая часть выступления, однако некоторые политические деятели постарались сместить акцент с обсуждения поистине важных вопросов в область личных переживаний.
Так, например, Вячеслава Володина очень сильно задело расхожее выражение о «Государственной дуре», к которому прибегнул Бастрыкин.
– Депутаты избраны гражданами Российской Федерации, он оскорбил народ, – сказал председатель Государственной Думы.
При этом среди населения какого-то ущемления не почувствовали. Быть может, высказывание было несколько резким, но суть его была, очевидно, не в оскорблении нижней палаты Федерального собрания. Бастрыкин взял на себя смелость выразить мнение части населения, которое негодует от текущей миграционной политики.
Схожее мнение выразила и депутат Государственной Думы Сардана Авксентьева. Она подчеркнула, что так же, как и Бастрыкин, разделяет недовольство в отношении принятия законов в сфере миграции.
– Меня спрашивают, не обиделась ли я на Бастрыкина. Поясню: я разделяю его недовольство скоростью принятия Госдумой законов в сфере миграции. Про Госдуру — так люди говорят, он просто процитировал. Поэтому у меня это в отличие от коллег по парламенту удивления не вызывает, чаще общайтесь с людьми и не такое услышите, – написала депутат в своём Телеграм-канале.
В дальнейшем тема с «Госдурой» своего продолжения не получила. Став «мемом дня», она ушла достаточно быстро. Зато фраза о радикальных исламистах явилась началом заочного, но притом публичного спора Бастрыкина с двумя главами мусульманских регионов – Чечни и Дагестана.
Что же такого сказал Александр Иванович? Он назвал совершивших теракты в Дагестане и захват заложников в ростовском СИЗО «исламистами-террористами».
Не совсем ясно, что именно вызвало негодование главы Чеченской республики, ведь Бастрыкин не называл всех мусульман террористами. Наоборот, он конкретно заострил своё внимание на «исламистах». Исламизм как таковой – это термин, давно применяемый в наших СМИ именно по отношению к радикальной религиозной (и опасной для общества) деятельности. Большое количество исламистских (именно исламистских) организаций внесены Верховным судом РФ в список террористических.
В этом споре поддержал Рамзана Ахматовича глава Дагестана Сергей Меликов. Вот только в отличие от Кадырова, тот выбрал несколько оборонительную тактику. Руководитель региона не назвал Бастрыкина напрямую, но делал весьма ясные намёки на некие «выступления высоких спикеров».
– Нас обвиняют в радикализме, смешивают преступников со всеми верующими, усматривают признаки террора в никабах, дают публично неосторожные, я бы даже сказал, опасные комментарии. Иначе как травлей это не назовешь. Как будто весь Дагестан и лично гражданская власть в моем лице назначены ответственными за бандитов, от которых мы и так пострадали и с которыми каждый из нас готов биться до последнего патрона, – пишет Меликов.
Цитата выглядит максимально странной. В особенности зная о ситуации с главой Сергокалинского района Магомедом Омаровым, сыновья которого были участниками одного из терактов в Дагестане. Сам глава, по сообщениям издания Baza, заявил на допросе, что знал о радикальной религиозности своих детей.
Знал и ничего не делал.
Бастрыкин же, выйдя с подобными заявлениями в публичное поле, поднял крайне важную и во многом необходимую тему – вовлечённости в проблемы и нацеленности на их решение.
И в этом нет какой-то травли в отношении региона или тем более народа. Ведь крайне важно не отмалчиваться и избегать, а находить и решать. Планомерно, постепенно. Своим выступлением Бастрыкин всколыхнул общественность, вызвав как одобрение большей части населения, так и недовольство отдельных представителей власти. Хотя в чём по итогу, отбросив личные предпочтения и обиды, оказался неправ глава Следственного комитета. Неужели в том, что назвал вещи своими именами и отказался от учтивых условностей?