В этой статье я хочу рассказать про одну коллекцию военно-исторических миниатюр, которая долгое время сохранялась в строгой тайне. С меня было взято клятвенное обещание, что всё что я увижу, останется в секрете. Было это в 1992 году. Мне тогда было 15 лет, и я честно выполнил данную клятву. Но учитывая давность лет и причину, по которой данная коллекция была сокрыта в тайне, я решил, что теперь я уже могу о ней рассказать, не раскрывая полной информации о её владельце. Да простит он меня, если увидит данную статью в Дзене, если он вообще меня ещё помнит...
Имена и место действия в дальнейшем повествовании изменены. Любые совпадения являются случайностью.
История эта произошла со мной в один из будних весенних дней, если не изменяет память, на дворе был апрель. Путь от школы до дома был не длинным, минут 10 пешком, не более. Но иногда у меня на преодоление данного расстояния уходило значительно больше времени. Как будто проваливаясь через портал времени, стоявший у меня на пути, я исчезал на целые часы. А учитывая, что стоял погожий апрельский день, в этом вообще не было ничего удивительного… Так было и в тот раз. Неведомая сила изменила направление моего движения буквально перпендикулярно направлению от школы до дома. Я как тот самый Винни-Пух из известной сказки подумал, а не зайти ли мне в гости, к кому-нибудь из знакомых. Ноги сами собой несли меня по необдуманной до конца траектории.
Так, в конце концов, что называется «на автомате», я зашёл в магазин хозтоваров. Ходил там какое-то время между витринами, делая вид, что интересуюсь содержимым прилавков. И в тот самый момент, когда я подошёл к последнему прилавку и решил было уже направиться к выходу, нос к носу столкнулся с одноклассником. В нашем классе он учился с нами первый год. В своём рассказе его имя я обозначу просто инициалами, А.Ц. Выглядело так, как будто А.Ц. тоже слонялся без определённой цели. Но на самом деле это было не так. Он покупал листовую наждачную бумагу с абразивом разной крупности.
На вопрос, что я тут делаю, я что-то соврал, не очень убедительное. А он сказал, что живет в этом доме и зашёл в магазин прикупить кое-что нужное. В общем слово за слово, он пригласил меня зайти к нему в гости. Надо сказать, что его мама и бабушка были учителями, работали в нашей школе. Ну а отец его был ... В общем об отце не будем, к данной истории это отношения не имеет.
В квартиру, где обитал А.Ц., мы зашли примерно в промежутке между 15:00 и 16:00. Кажется так. Внутренняя обстановка была не богатой. Бывал я в гостях у других одноклассников и друзей, и у них всегда что-то было из современной техники, у некоторых были даже видеомагнитофоны с кассетами, на которых были записаны разные зарубежные фильмы, боевики или фантастика. В данном же случае было понятно, что семья жила небогато, одним словом, на учительскую зарплату...
Но были в этой квартире, вещи, которых я не встречал ранее до этого момента ни у кого из друзей. Так, например, в гостиной на стене висел кремневый дульно-зарядный пистолет XVII века с залитым металлом стволом. По потёртостям, царапинам и неглубоким вмятинам, было видно, что это не стилизованная реплика, а вполне настоящий пистолет, видавший виды. Примерно такой:
Это был не бретёрский вариант, а настоящее боевое оружие. А.Ц. увидев мой интерес, снял его со стены, со словами «трофейный, дед из германии привёз на память», передал мне его в руки посмотреть. Для меня это был просто подарок судьбы, так как до сих пор я никогда не держал в руках настоящего, да ещё и исторического оружия. В музеях видел, но подержать в руках, как вы сами понимаете там подобные экспонаты не давали. Пистоль был увесистый, я тогда ещё подумал, что после выстрела, он вполне может сойти за боевой молоток, и в рукопашной схватке может быть полезен.
На журнальном столе лежали книги в жёстком переплёте, из которых торчали полоски закладок из цветной бумаги. А.Ц., открыв одну из книг, показывал мне репродукции с литографий из истории Отечественной войны 1812 года на вощёной бумаге.
Было видно, что А.Ц. был увлечён историей. У него вообще было много документальной и художественной литературы на военные темы.
Впоследствии мы довольно крепко сдружились, так как во мне жил юный моделист-любитель, и у нас было достаточно много общих тем для обсуждения.
Надо отметить, что о его интересах и увлечениях в классе никто не знал и даже не догадывался. И вообще он был пареньком довольно спокойным, скромным. Он не был выскочкой, не стремился во чтобы то ни стало привлечь к себе внимание, как поступали многие другие. Он довольно серьёзно заявил, что обязательно должен в будущем надеть форму и послужить Родине. Так в конце концов впоследствии и получилось, он поступил в высшую школу милиции в Москве.
Видя мой горячий интерес ко всему, что он показывал и рассказывал, он предложил мне посмотреть его коллекцию. Но пред тем, как открыть комод, в котором она хранилась, А.Ц. попросил меня пообещать, что я не стану никому об этом рассказывать. Меня его просьба удивила, но я вполне серьёзно пообещал, что никому ни слова… Он мне поверил, и я сдержал своё слово.
Когда он открыл дверцы комода, то удивлению и восхищению моему не было предела. Увиденное просто поразило меня.
Моему взору предстала целая Наполеоновская армия. Сей час я точно уже не помню сколько там было оловянных фигурок в масштабе 1/72, приблизительно, около трёх сотен не меньше. На четырёх, переделанных вручную, полках выстроились ровными прямоугольниками полки солдат в разных мундирах исторически-достоверных цветов. Впереди стояли знаменосцы и барабанщики. Тут была и Наполеоновская гвардия, Польский и Саксонский полки, французские пехотные линейные полки. У самого края полок важно расхаживали офицеры в бикорнах. Младшие офицеры осуществляли доклады старшим. На двух нижних полках была выстроена кавалерия. Среди них был отряд лёгких польских улан с пиками. Тут были и кирасиры, драгуны, французские гусары и конные егеря. Зрелище прекрасное: жеребцы и лошади у всех были различной масти, раскрашенные и выписанные тончайшими кистями вручную. Примерно треть верхней полки занимала лёгкая конная наполеоновская артиллерия. Тут же примостились повозки с боеприпасами, порохом, ядрами и картечью.
Как сказал, А.Ц. большая часть из этой коллекции собиралась довольно длительное время, наборы покупались на карманные деньги, что-то дарилось ему по праздникам. Но часть он отливал из олова самостоятельно, практически вручную. Отливку начинал с изготовления деталей и стволов для артиллерии, потом перешёл и к изготовлению не сложных фигур солдатиков, дорабатывая их поле отливки тонкими резцами и алмазными надфилями. Раскрашивал всё самостоятельно, руководствуясь цветными репродукциями из тех самых книг, про которые я рассказывал. На всё это великолепие у него ушло около пяти лет.
Его армия стояла как будто готовая перейти к действию, только в ожидании приказа Наполеона, фигура которого тоже присутствовала в данной коллекции. Но А.Ц., по каким-то своим соображениям, отправил её на задний план. Если бы он не показал мне фигурку Наполеона, то я скорее всего её бы и не увидел среди всего этого великолепия.
А.Ц. также поделился со мной своими планами начать собирать Русскую армию во главе с Кутузовым и известными Русскими генералами. Я так никогда и не узнал, удалась ли ему эта задумка или нет.
Из его квартиры я вышел в начале седьмого вечера. Время пролетело очень быстро. Никогда до той поры я не видел такой прекрасной частной коллекции. Даже теперь, вспоминая увиденное, я восхищаюсь ею. От осмотра этой коллекции я получил тогда колоссальное эстетическое удовольствие.
Причина, как впоследствии я понял, по которой А.Ц. просил меня никому не говорить об его коллекции заключалась в том, что он небезосновательно полагал, что его станут дразнить. Ведь в умах большинства даже взрослых людей коллекционирование солдатиков, считается детским и недостойным мужчины занятием. При этом мало кто догадывается, сколько исторической литературы необходимо изучить прежде, чем так обдуманно и системно подойти к созданию своей коллекции. А уж сколько времени, терпения и средств на это нужно...
Ну а у меня навсегда сохранилось уважение к коллекционерам и мастерам, увлечённым коллекционированием и изготовлением военно-исторических миниатюр. И ещё от себя я добавлю, что на мой взгляд, подобной коллекции вполне мог позавидовать какой-нибудь музей с исторической экспозицией.
А что думаете Вы о подобных частных коллекциях? Доводилось Вам самим заниматься данным увлекательным делом? Делитель своими комментариями и отзывами.