Найти тему
Alterlit Creative Group™

Сталкер уже не тот: обзор сериала «Оленёнок»

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Первый обзор от Романа Газеты.

Англосаксы склонны всё подряд подгонять под шаблоны и на любой поступок навешивать особенный термин. Помните, едва мы привыкли называть плоский чемоданчик не дипломатом, а кейсом — тут же оказалось, что кейс уже означает решение ситуации.

Дальше — больше. Нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого получило название «сталкинг». Соответственно, субъект сталкинга — сталкер. А не то, что думали мы с Тарковским.

Интересно, как у них именуется эта навязчивая шиза подгонять каждый поведенческий «кейс» под какое-нибудь специальное наименование?

-2

Мини-сериал «Оленёнок» (англ. Baby Reindeer), Великобритания, 2024.
Жанры: драма, биография, немного комедия, местами триллер.
Режиссёры: не оставившая заметных следов в интернете Вероника Тофильская и скандинавская актриса Жозефин Борнебуш, оставившая многочисленные следы на шведском языке.
Сценарист и шоураннер Ричард Гэдд; это экранизация его же автобиографической пьесы.
В главных ролях: Джессика Ганнинг («Фортитьюд»), Нава Мау (женщина, переделанная из мужчины), Майкл Уилдман, Дэнни Киррейн, Нина Сосанья, Шалом Брюн-Фрэнклин, Аманда Рут.
Рейтинг IMDb: 7.8 (ничего себе).

Обычно истории о стендап-комиках получаются несмешными и корявыми. Типичный пример — «Трепачи» со Стояновым. Жалкое зрелище, как говорил Ослик Иа. Но юмористы не сдаются и продолжают штурмовать синематограф. Смотреть такое решительно невозможно.

«Оленёнок», на удивление, не вызвал желания выключить с первых минут. Как так случилось — давайте разбираться.

Забегая наперёд, замечу, что многочисленные флешбэки в этот раз не раздражали, использовались правильно и помогали развивать историю.

Чего не скажешь о единственном флешфорварде, то есть о приёме с забеганием наперёд. Когда затравленный нерешительный парень жалуется полицейским на преследования со стороны некой женщины.

Давайте представим, что этой сцены нет: пусть повествование начинается в захудалом баре, куда однажды заходит некрасивая бодипозитивная дама (Джессика Ганнинг). Бармен Донни (Ричард Гэдд) проявляет чуточку обычной человеческой теплоты, и Марта — так зовут гостью — преображается, заливисто хохочет, беспрерывно болтает. Хотя, кажется, врёт напропалую.

Односторонние отношения развиваются стремительно, и вот уже влюблённая Марта буквально не даёт бармену прохода, атакует его и в реальном мире, и в цифровом. Донни разрывается между предчувствием катастрофы и жалостью к этой несчастной женщине, живущей в каком-то своём выдуманном мире.

Умело предъявлена отложенная экспозиция: только с третьей серии проясняется бредовая ситуация, с чего это шотландец Донни живёт бесплатно у матери своей бывшей девушки-мулатки. В двухуровневой лондонской квартире, ещё и с эркером, как у Груздева. Донни, эдакий провинциальный Бебуришвили, безуспешно оббивает пороги стенд-ап площадок, одновременно подрабатывая за барной стойкой.

-3

«Сталкерша» становится по-настоящему опасна, причём не только для скучного комика. От убедительности игры дрожь пробирает — ведь такие одержимые дамы действительно существуют.

До четвёртой серии всё идёт подозрительно неплохо и без традиционной повесточки. 
Но понеслась звезда по кочкам.

Тери, нынешняя девушка главного героя, оказывается тюнингованным мужиком латиноамериканского происхождения. Два в одном, ну вы поняли.

Понимаю, что в XXI веке стыдно не различать трансгендеров и транссексуалов, пришлось гуглить — короче, и персонаж переделанный, и актриса (актрис?) Нава Мау, её (его?) сыгравшая.

Из триады «секс, наркотики, рок-н-ролл» в сериале в основном наркотики, зато в огромном количестве. Основная по содержанию и хронометражу четвёртая серия, объясняющая, как Донни докатился до такой жизни, показана в сплошном дурмане. Но не только.

Присутствует блевотина в кадре крупным планом — уж не знаю, в какой методичке прописано это обязательное условие для современного кинематографа, причём не только англосаксонского.

Ну и святое — в шоу-бизнес через постель. Слишком уж идеально начинается сотрудничество провинциала со столичной звездой, и предчувствия оправдываются. Британцы странные: красивую подружку-мулатку со столичной пропиской главный герой игнорирует — зато предпочитает барбершопнутого на всю морду продюсера с традиционной для Европы нетрадиционной ориентацией. Эх, не тем достаются мулатки...

-4

Дальше идёт не совсем понятная рефлексия Донни по поводу своей сексуальной идентичности. Чтоб разобраться в себе, барбер-комик начинает трахаться со всеми подряд, независимо от возраста и пола. Может, так на самом деле и надо? Ведь как оно бывает: кого вампир укусит, тот тоже становится вампиром... Наверное, в шоу-бизнесе те же обычаи.

Для лондонского комика вполне по-пацански пойти в ментовку и накатать заяву на женщину за навязчивые знаки внимания, но при этом изнасилование мужиком — воспринимает как так и надо.

Впрочем, сценарист Гэдд в реальной жизни активно позиционирует себя пассивным. Ну да ладно. Как говорят в Голливуде, горбатого — гора исправит.

Сложилось впечатление, что автор, попытавшись усложнить неплохую внятную историю и придать ей какой-то псевдо-психологической мути, в итоге сделал только хуже.

Местами в сериале встречается неплохой юмор. Разумеется, не в монологах комика — те тоскливы. Носителем умных, в хорошем смысле мужских шуток выступает та самая Тери, бывший мужик.

Среди актёрской игры резко выделяется в хорошую сторону Джессика Ганнинг, охотница на оленей. Она бесподобна! И в одержимости, и в ярости, и в своей ранимой ненормальной страсти. Экранный образ выстроен умело, без лишнего разжёвывания; Марта врывается в сюжет, как ураган — и постепенно перетягивает на себя всё зрительское внимание.

Иногда — очень редко, не чаще, чем нужно — за массивным силуэтом злобной маньячки вдруг проступает удивительно искренний, трогательный образ несчастной женщины. Эту грань она умудряется передать буквально двумя репликами о своём детстве и любимой фигурке оленёнка. Высший пилотаж.

-5

Остальные актёры приятно удивляют нетипичными образами и не-голливудской внешностью. Ну удивление, нарушен негласный закон, по которому в кино нет некрасивых женщин, а все мужчины делятся исключительно на хороших и плохих.

Музыка неплохая, не специально написанный OST, а подборка не самых культовых поп-песенок конца 60-х: Гарри Нильссон, Джордж Харрисон, Сэнди Шоу и тому подобное.

В большинстве материалов о сериале его сравнивают с фильмом «Мизери», и даже Марта упоминает какую-то Кети Бейси, а именно так звали актрису, проснувшуюся знаменитой после экранизации романа Стивена Кинга. И даже скопирована сцена, в которой Марта ползёт с разъярённым лицом. Тем не менее это совсем другая история.

Все семь серий, в каждом эпизоде, даже в каждой сцене — обязательно присутствует комик Донни. То ли намеренный приём — зритель как бы проживает его жизнь и видит всё исключительно его газами — то ли драматургический косяк стендапера-сценариста.

В общем, думайте сами, решайте сами: смотреть или не смотреть. На вкус и цвет, как говорится. Тем более, насчёт доминирующего цвета я предупредил.

-6

P. S. В момент написания обзора появилась информация, что некая Фиона Харви, послужившая прототипом Марты, подаёт в суд на компанию Netflix. Она заявляет, что сериал, в котором Марта показана как сталкерша — это вымысел (!), и требует 170 млн. долларов компенсации. Честно говоря, тут я снова запутался: как можно предъявлять претензии за вымышленную историю?

Другое дело, если это рекламная шумиха вокруг сериала. В любом случае, оскорблённая женщина — страшная сила. Причём в жизни ещё страшнее, чем в кино.

Р. P. S. Оказалось, в современном английском языке действительно есть специальный термин для обозначения присваивания людям или их действиям ярлыков, основанных на стереотипах и упрощённых представлениях. Даже три термина: labeling, stereotyping и categorization.

Роман Газета для сайта Альтерлит