В первый день Петрова поста желаю поделиться некоторыми размышлениями с вами, дорогие братья и сестры!
Дело в том, что в последнее время среди православных блогеров-миссионеров существует интересный тренд: отвечать на различные вопросы из повседневной церковной жизни, давая какие-то однозначные решения. Сколько причащаться? Как исповедоваться? Как держать пост? Кому приступать к соборованию? Таких вопросов сотни и тысячи. И миссионеры терпеливо отвечают уже известными и банальными истинами на вопрошания простых христиан.
Так вот, в преддверии Петрова поста совершенно естественно, что самый актуальный вопрос звучит следующим образом: как правильно поститься в разгар отпусков и семейного отдыха? И простые верующие хотят получить однозначный ответ или рекомендацию, которой бы они четко следовали. В эпоху Древней Церкви или христианского Средневековья такие вопросы даже не надо было озвучивать, потому что христианство было государственной религией и, соответственно, светская власть внимательно следила за соблюдением церковных нравственных норм и канонических постановлений.
Достаточно привести такой пример: во времена святого Юстиниана Великого во время Великого поста закрывали общественные бани и ипподромы как центры народного развлечения, переставали работать городские рынки, на которых можно было приобрести мясо или скоромные продукты. Богохульство или святотатственный поступок были не просто проявлением безбожия, но и уголовно наказуемым преступлением.
Государственная и церковная власти на институциональном уровне следили за благочестием христианского населения, поэтому вопрос о возможности несоблюдения того или иного поста просто не поднимался. Существовал довольно строгий надзор и контроль над соблюдением этических и дисциплинарных правил христианами. То есть во времена христианских государств (такие государства в политологии относят к клерикальному типу государственного строя) жизнь и благочестие каждого христианина были объектом чуткого надзора. Религия – это, так сказать, дело публичное, социальное.
Но сейчас мы живем в светских обществах, где религия – дело частное, интимное, индивидуальное. Когда говорят «вера у меня в душе», речь идет в том числе и об ослаблении социальной роли религии. Церковь так же продолжает призывать в проповедях молиться, поститься, совершать добрые дела, но священнического всестороннего надзора над простыми верующими уже не существует, поэтому совершенно очевиден поток обращений мирян в отношении правил и рекомендаций следования пути духовной жизни. И совершенно очевидно, что люди хотят получать однозначные ответы.
Но в этой ситуации существует внутренний «лукавый» подтекст. В чем он заключается, спросите вы? Дело в том, что нынешние духовные советы и пастырские наставления священнослужителей на фундаментальном уровне не имеют обязательного характера для мирян. Собственно, по форме такие советы воспринимаются как информация к сведению. Миряне не обременены никакими обязательствами по отношению к Церкви. Когда священник дает пастырский совет в области духовной жизни современному мирянину, он не может осуществлять полноценный надзор над его выполнением. В светском обществе епитимья практически не используется, духовный надзор отсутствует. Вся сфера духовных обязательств зиждется на личной ответственности каждого мирянина.
Призыв к строгому пощению в Петров пост или, наоборот, к послаблению поста? Совершенно неважно каким является содержание пастырского наставления (принцип строгости-акривии или послабления-икономии), разные миряне будут их воспринимать по-разному, и это будет зависеть исключительно от их личных качеств, степени воцерковленности, общинной сознательности, богословской просвещенности, внутренней мотивации и др.
Современная наука социология религии установила такую интересную вещь, что существует несколько уровней религиозности (религиозный симпатизант – номинальный христианин – захожанин – прихожанин – приходской активист – церковнослужитель). Так вот, открытия продолжаются: оказывается, социологи установили, что и среди воцерковленных христиан существует множество типов (фундаменталисты, просветители, либералы, консерваторы и пр.). Духовные запросы различных типов мирян и определяют духовной ландшафт современной церковной жизни.
Именно по этой причине на такой вроде бы простой и односложный вопрос «как правильно провести Петров пост?» существует множество вариаций ответов, которые в действительности подходят под разные типы верующих. Именно поэтому и не существует единственно правильного или оптимального ответа, подходящего для всех. Вернее сказать, он существует давно: «Просто следуйте Типикону Православной Церкви». Но, как мы видим, далеко не все миряне готовы ему следовать, ища либо послаблений и оправданий к этим послаблениям, или, наоборот, радикализируя требования Устава. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29).
И с началом Петрова поста, дорогие друзья!