Найти тему

От повышения ключевой ставки до автокредитов и онлайн-покупок. Экономист Игорь Костиков подвел итоги недели

Оглавление

Неделя с 24 по 30 июня принесла немало важных экономических новостей. Среди самых обсуждаемых тем: аналитики ВТБ прогнозируют очередное повышение ключевой ставки, с 1 июля начали действовать увеличенные надбавки к коэффициентам риска по автокредитам, а с товаров из ЕАЭС, проданных на маркетплейсах, хотят взимать НДС.

Когда кредиты станут дороже, как надбавки к коэффициентам риска по автомобильным займам отразятся на стоимости машин и ждать ли любителям онлайн-покупок обновления цен на товары — на эти и другие вопросы ОТР ответил профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.

ВТБ составил четыре сценария по ключевой ставке: ЦБ в июле может оставить ставку на уровне 16%, повысить на 1% до 17%, повысить на 2% до 18% или повысить на 4% до 20%. Какие из предложенных сценариев, на ваш взгляд, наиболее реалистичные и почему?

Ожидаемая ключевая ставка Банка России повысится до 18–18,5%. По данным ЦБ, годовая инфляция в мае резко возросла до 8,3%. Ускорение темпов инфляции ставит задачу на ее сдерживание, используя доступные монетарные инструменты.

Очевидным инструментом является изменение льготной ипотеки с 1 июля, что, безусловно, приведет к охлаждению ипотечного рынка и скажется на темпах инфляции. Другим инструментом, который использует Банк России, является изменение резервных требований по отношению к потребительским кредитам, что должно привести к сокращению объема выдаваемых потребительских кредитов, снижению объема потребительского спроса и сказаться на темпах инфляции. И наиболее существенный инструмент — это повышение ключевой ставки.

Задача Банка России — прекратить рост инфляции доступными инструментами с целью достижения таргета по инфляции к концу 2025 года в 4–4,5%. На мой взгляд, не следует ожидать более высокого уровня ключевой ставки, хотя есть рыночные ожидания и в 20%. Но такой рост существенно скажется на ситуации на валютном рынке, который не показывает тренда на существенное повышение стоимости рубля. Исходя из указанных факторов и использования нескольких инструментов монетарной политики, наиболее вероятным повышением является ставка в 18–18,5%.

Российская нефтепереработка в июле–августе может увеличиться до рекордных уровней в этом году в 5,6–5,7 миллиона баррелей в сутки, поскольку вновь заработают приостанавливающие работу из-за атак НПЗ. Тем временем цены – что биржевые, что розничные топливные на АЗС росли весь июнь. Как будет развиваться ситуация в этой сфере?

С 1 июля многие российские нефтяные компании смогут нарастить производственные мощности в связи с восстановлением поврежденных объектов. Существенный рост производства нефтепродуктов позволит преодолеть значительное увеличение цен на нефтепродукты в июле–августе.

Несмотря на ожидаемый подъем объемов производства, нефтепереработки в июле–августе, в том числе бензина, оптовые биржевые цены на бензин демонстрировали в июне повышательный тренд на основе роста спроса.

Банк России повысил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам для заемщиков с высоким показателем долговой нагрузки — более 50%. Скажется ли это на ценах на авто, действенная ли вообще мера? Снизится ли спрос на кредитование и каких в целом последствий ждать?

Безусловно, повышение надбавок к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам и надбавки по автокредитам приведут к изменениям на рынке потребительского кредитования, а также скажутся на ценах на автомобили в среднесрочном плане. Такие шаги, кроме сокращения объемов необеспеченных кредитов, служат антиинфляционной мерой.

С учетом ускорения роста инфляции в мае, Банк России рассматривает доступный ему спектр инструментов монетарной политики для контроля над темпами инфляции. Повышение надбавок к резервам — это один из инструментов наряду с управлением ключевой ставкой.

С 1 июля при продаже товаров из стран ЕАЭС на маркетплейсах будут взимать НДС. Сильно ли нововведение скажется на итоговых ценах товаров для потребителей? Чем полезна мера и почему решили ее ввести?

Инициатива введения НДС в трансграничной торговле была внесена в ЕАЭС Белоруссией и Казахстаном в основном в отношении электронных товаров из Китая. В то же время, по мнению экспертов, большая часть указанных товаров выставляется на маркетплейсах российскими предпринимателями, которые уже заплатили все налоги. То есть большей части товаров указанный налог в размере 20% не коснется.

Однако крупнейшие российские маркетплейсы обратились к правительству с просьбой не вводить соответствующий налог, поскольку они предполагают, что многие потребители после этого не смогут приобрести необходимые им товары. Кроме того, более дешевые товары, представляемые иностранными поставщиками на маркетплейсах, способствуют развитию конкуренции и сдерживают рост цен. В то же время число иностранных поставщиков на российских маркетплейсах не составляет значимый объем — порядка 10–12%, что, по мнению правительства, существенно не скажется на рынке.