Найти тему
Исторический Ляп

Писатель Марк Солонин: Когда в Финляндии началась революция, руководство социал-демократической партии растерялось

Анархия, в пучину которой к концу 1917 г. окончательно погрузилась русская армия, несомненно, снижала значимость русских войск в Финляндии как боевой единицы — зато это был прекрасный источник «бесхозного» вооружения и «активистов» для формирующейся Красной гвардии, численность которой к концу января составляла уже 30 тыс. человек. Руководство финской социал-демократической партии находилось в полной растерянности, повторяя таким образом трагический опыт русских «меньшевиков». В ночь на 28 января 1918 г. в Хельсинки началась революция. В первые часы события развивались в полном соответствии с петроградским Октябрьским образцом: отряды Красной гвардии начали с захвата банков, мостов и вокзалов, правительственных учреждений. За несколько дней мятежники поставили под свой контроль столицу и основные центры южной промышленно развитой части страны: Турку, Тампере, Выборг. Законное правительство, сформированное парламентом 26 ноября 1917 г., вынуждено было бежать на север, в крестьянские районы Финляндии.

«25 июня. Глупость или агрессия?», 2010 г.

Чтобы разоблачить брехню Солонина, исследователю наших войн с Финляндией Олегу Киселёву оказалось достаточно указать партийную принадлежность, членов созданного участниками переворота правительства, которое получило название Совет народных уполномоченных. Почти все они оказались активистами и лидерами именно Социал-Демократической партии Финляндии.

Председатель СНУ Кулерво Маннер – председатель СДПФ.

Уполномоченный по иностранным делам Юрьё Сирола – депутат парламента от СДПФ, в 1906-1911 гг. сопредседатель и член правления партии.

Уполномоченный по делам просвещения Отто Куусинен – депутат парламента от СДПФ в 1908-1909 и 1911-1913 гг.

Уполномоченный по снабжению Оскари Токой – член СДПФ, председатель парламента в 1913-1914 гг. и первый председатель Сената (правительства Финляндии) в марте-октябре 1917 года.

Кроме них в СНУ вошли:

Уполномоченный по внутренним делам Ээро Хаапалайнен – член СДПФ, председатель объединения профсоюзов Финляндии в 1907-1911 гг.

Уполномоченный по финансам Яало Кохонен – депутат парламента от СДПФ.

Уполномоченный по сельскому хозяйству Эверт Элоранта – депутат парламента от СДПФ.

Уполномоченный по делам почты и телеграфа Эмиль Эло – член СДПФ, журналист.

Уполномоченный по транспорту Конста Линдквист – депутат парламента от СДПФ.

Уполномоченный по труду Юсси Лумивуокко – депутат парламента от СДПФ.

Уполномоченная по социальным делам Хилья Парсанен – депутат парламента от СДПФ.

Уполномоченный по юстиции Лаури Летонмяки – депутат парламента от СДПФ в 1913-1916 гг.

Прокурор Матти Туркиа – депутат парламента от СДПФ.

Командующий финской Красной гвардией Адольф Тайми – ещё в 1902 году вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, но состоял и в СДПФ.

Отказались поддержать восстание лишь двое парламентариев от СДПФ, включая будущего лидера партии Вяйнё Таннера. Киселёв справедливо отмечал, что «из 92 депутатов-«эсдэков», избранных в парламент в 1917 году, сорок были вынуждены бежать в Россию, а пятьдесят взяты в плен победителями и ожидали своей участи в лагерях. Пятеро из них были казнены».

К этому можно добавить, что часть депутатов от СДПФ, сбежавших в Россию, например Маннер и Харьялайнен, были расстреляны в 1937-1939 гг. Линдквиста и экс-депутата Вяйнё Йоккинена 31 августа 1920 года убили советские курсанты-финны, действовавшие по приказу другого бывшего парламентария Войтто Элоранты, затем также казнённого. Куусинен, напротив, сделал блестящую карьеру в СССР, став главой Карело-Финской ССР и членом Президиума ЦК КПСС. Некоторые из арестованных в Финляндии, например Парсанен и Туркиа, после освобождения снова попали в парламент. Эло окончил свои дни в Великобритании, а Токой в США.