Найти в Дзене

Малыши, англоистерия и наука

Оглавление

С какого возраста ребенку лучше начинать учить иностранный язык

На идею этой статьи меня натолкнул недавний разговор с моей хорошей знакомой, мамой кругленького полуторагодовалого карапуза. Моему сыну года еще нет, но он скоро тоже попадет в группу рекламного риска. Надеюсь, этим текстом я кому-нибудь помогу получше разобраться в теме и не наделать ошибок, хотя подружку переубедить пока не удалось.

У Али растет здоровый румяный Лешка, который уже ходит, учится бегать, но из слов произнести может только "мама" и "баба", "дай", "нет" и "да". Жить бы им да не тужить, но неделю назад у Али возникла головная боль: сыну аж год и пять, а он еще не учит английский. Как быть, что делать, куда бежать, и так далее. На моё недоумённое "а зачем Леше учить иностранный язык, если он еще даже не говорит предложениями на родном", знакомая высыпала в трубку что-то похожее на маркетинговый скрипт, общую суть которого можно выразить так: надо, ой надо, а то как же без него. И вообще, старшая дочка (шестиклассница с тройкой по английскому) в пять уже знала, цитирую, "ван, ту, сри, фо, файф, сикс, сэвэн, ейт, найн тэн".

Прежде чем я перейду к своим доводам, напишу то, что сказала Але по телефону. Если вы мама или папа малыша - пожалуйста, оставьте своих детей и иностранный язык в покое.

Не оставите? Тогда слушайте.

Одна очень хорошая школа

В 19 лет я устроилась на свою первую в жизни работу в детскую языковую школу, хозяева которой были далеки от педагогики, но купили ее по франшизе и развернули бурную преподавательскую деятельность. Предприятие их закончило плохо, об этом в другой раз, но оригинальная методика была прекрасной. Я очень благодарна этому опыту, ведь половина всего, что я сейчас знаю и умею, приобретена именно там.

В очень хорошей школе был один существенный, на мой взгляд, недостаток: они брались учить всех подряд. Буквально. Самая младшая группа, например, принимала детей от полутора лет. Мне, конечно, этих крошек не дали (помню, злилась, так хотела с ними заниматься), но без малышей я не осталась. В мою группу приводили двух- и трехлетних детей.

Как бы вам описать наши уроки... В общем, шла я туда, как на каторгу, и морально готовилась к этому одному 35-минутному занятию всю неделю. В группу из 5-6 двухлетних человек приходили и их папы, мамы, бабушки - таким было требование, чтобы родители играли в английский вместе с детьми. До сих пор перед глазами несчастное лицо огромного такого дядьки, которого вместе с его малышкой заставляли хлопать в ладоши, прыгать и петь малопонятные песенки. А Давид, которого я, как мартышку, ловила по всей комнате, пыталась завлечь игрушками под осуждающим взглядом его бабушки... Вспомнишь-вздрогнешь, короче говоря.

Точно в таком же состоянии я уроки вела
Точно в таком же состоянии я уроки вела

Далекие от педагогики владельцы этой очень хорошей школы по франшизе обещали родителям впечатляющий результат (за одно 35-минутное занятие в неделю, напомню). Что сказать, он действительно меня впечатлил на всю жизнь. Да и не только меня, наверное, потому что всего через месяц таких вот веселых уроков в группе 2-3 лет остался один ребенок, через два месяца в 4-5 тоже один, и еще одного грудного малыша упорно и на полном серьезе продолжала носить на занятия его мама.

Спустя полгода я услышала разговор одногруппниц, одной из которых тоже повезло учить двухлеток. Она была в таком же восторге от своей работы, как и я тогда, и повторяла только одно слово: "Зачем?".

Ну, на этот вопрос мы, пожалуй, ответим. Кто ж не знает? Любой нормальный родитель желает своему ребенку самого лучшего, раньше начнешь - раньше закончишь, ранние пташки росу пьют и всё такое, разве нет?

Да, да и еще раз да! Но есть нюанс. О нем ниже, а пока вот вам

Научные факты из реальных исследований

Изучение иностранных языков в младшем школьном возрасте улучшает когнитивные (познавательные) способности детей, в том числе их умение логически мыслить, решать задачи и выстраивать коммуникацию, а также память и интеллект. В это время детям легче дается новый язык благодаря более высокой нейропластичности мозга (то есть его способности наращивать и упорядочивать новые нейронные связи), а еще потому, что маленькие дети учатся косвенным, более естественным образом через взаимодействие с учителем, игры и песни. Они подражают звукам, как делали это в родном языке. Ими движет желание общаться. В этом возрасте у ребят также меньше комплексов, что помогает им не переживать из-за ошибок и спокойнее воспринимать исправления учителя.
Уже с 11-летнего возраста у детей больше языкового опыта, чем у младших, и их металингвистические навыки (способность сознательно размышлять о структуре языка и описывать ее терминами) позволяют быстрее набирать словарный запас.
Focus On: Is younger always better when it comes to learning a foreign language?
Дети, начавшие изучать иностранный язык в возрасте 11 лет, справляются с заданиями качественнее и быстрее, чем 8-летние, но вторые со временем "догоняют" старших и достигают даже более высокого уровня владения языком.
Старшие ученики показывают отличные результаты, только если они постоянно погружаются в иностранный язык (например, дети мигрантов), в то время как младшие чаще показывают хороший уровень владения им в дальнейшем, несмотря на то, что изучают язык косвенно и намного дольше.
The Barcelona Age Factor Project (BAF) – RiPL

Теперь интереснее.

В исследовании ниже цитируются работы нескольких ученых, которые наоборот приводят доводы в пользу того, что люди, изучающие иностранный язык даже не в среднем школьном, а во взрослом возрасте, делают это быстрее, легче и эффективнее, чем маленькие дети. Например, эта мысль есть в труде по ссылке: https://asian-efl-journal.com/pta_Feb_04_TTMG.pdf.

Интересно, что "младшими" здесь называют учеников аж до 12 лет!

В целом же автор указывает, что сам он не примкнул ни к тому, ни к другому лагерю, но, по результатам его исследования, для каждого возраста требуются особенные, только в нем эффективные методики.

https://www.atlantisjournal.org/old/ARCHIVE/30.1/2008Dooly.pdf

Обещанный нюанс

Вернемся к очень хорошей школе. Что у них-то пошло не так? Методика ведь действительно была отличная, по возрасту, и родители были вовлечены в процесс, и учиться дети начали рано - ну, чтобы точно к школе успеть.

А дело в том, что мне не удалось найти ни одного научного исследования, в котором говорилось бы: "Кормите двухлетних (и уж тем более полуторагодовалых) детей иностранным языком полчаса-час в неделю, и будет им счастье". Да что там, я не встретила ни одной работы, из которой следовало бы, что от учебы будет вообще хоть какой-нибудь толк, если вашему ребенку меньше пяти лет.

А как же примеры юных полиглотов из истории, нашей родной литературы, Белла Девяткина, в конце концов?

Белла в четыре года вполне уверенно говорила на 9 языках. Сколько она знает сейчас, даже боюсь представить
Белла в четыре года вполне уверенно говорила на 9 языках. Сколько она знает сейчас, даже боюсь представить

И маленькую Беллу, и детей наших аристократов в царские времена, и Толстого, и Татьяну Ларину, которая "по-русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном", объединяет то, что их воспитывали билингвами и полилингвами - то есть людьми, свободно говорящими на двух или более языках чуть ли не с рождения.

Это значит, что такие дети с младенчества живут в атмосфере иностранного языка, на котором постоянно говорят родители, няни или их сверстники в детском саду. Другими словами, маленькие полиглоты слышат и практикуют язык если не семь дней в неделю, то несколько часов подряд ежедневно. Можете создать своему малышу такие условия? Если да - чудесно, ему можно только позавидовать, ведь у него никогда не будет проблем с английским.

Если же няню-филиппинку вы нанимать не планируете, и на лето отправляете детку не в Калифорнию, а к бабушке в Рязань, то ради всего святого, не тратьте время и деньги зря на пару часов иностранного в неделю хотя бы до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. Как показывает практика, в этом возрасте большинство детей уже имеют развитую родную речь, понятие о слове, букве, числе (или готовы к нему) и могут постепенно приобретать иностранный язык, но исключительно в игре, и только когда им самим это очень интересно и доставляет радость.

Не тешьте себя пустыми надеждами, что вашу годовалую или трехлетнюю крошку научат языку по очередной "передовой" методике без регистрации и смс, и она/он будет читать Шекспира в оригинале, сидя на горшке. В лучшем случае вы просто выбросите уйму денег на песни-пляски, которые, кстати, можете устроить и сами в домашних условиях, а в худшем - воспитаете в ребенке ненависть к учебе и иностранному языку на долгие годы.

В конце концов, никто не запрещает учить английский и позже - при правильном подходе и мотивации именно взрослые студенты показывают самые удивительные результаты.