Долгие годы Кронштадт был закрытым городом. Военно- морская база. Попасть туда можно было только с соответствующим пропуском. Да и добраться туда можно было только водным путем. На катере.
Новая демократическая власть в 1996 году уничтожила этот атавизм тоталитаризма. А в 2011 году наконец-то завершили строительство дамбы. И теперь за десяток минут можно с ветерком домчаться до этого города. Включенного в список Всемирного наследия Юнеско.
А с недавних пор тут еще парк «Остров фортов». С военно- морским музеем.
Главный экспонат- первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». 627 проекта. «К-3».
Совершила шесть боевых служб и четыре дальних похода, суммарно прошла 128443 морских мили.
Как она уцелела? Загадка.
В 1990-е друзья- американцы щедро спонсировали утилизацию нашего подводного флота. «К-3» в эту программу не попала. Старенькая. Партнеры из НАТО деньги давали на только на уничтожение относительно новых кораблей.
В 2010-е годы об утилизации легенды подводного флота заговорили уже в Объединенной судостроительной корпорации. Мол, только зря место занимает. У причальной стенки. На СРЗ «Нерпа».
Почему-то, руки не дошли.
И вот- чудо. Решили передать прабабушку российского атомного подводного флота в музей. На «Острове фортов».
Но как? Если бы на иголки порезали- погрузили бы по вагонам, и всех делов.
А тут- такая махина. Не в самом лучшем состоянии.
Целую операцию пришлось разработать.
3 сентября 2022 года завели «Ленинский комсомол» на полупогружную баржу «Атлант».
И отправили в Кронштадт. Но не в музей. А на Кронштадтский морской завод.
Надо было лодку в порядок привести.
И «музеефицировать». Чтобы посетители лбами о притолоки не бились. И в люках не застревали.
И вот лодка в музее.
На ее фоне не стыдно сфотографироваться нынешним руководителям КБ- проектанта лодки- «Малахита»- В.Ю.Дорофееву и завода строителя- Севмашпредприятия- М.А. Будниченко.
Теперь не только директорам. Простым гражданам можно на лодку пройти.
За небольшую плату. В 1000 р.
Вход через кормовой отсек.
Здесь рулевые машины и другое вспомогательное оборудование.
Обыватель, за свои небольшие деньги, может познакомиться с передовыми достижениями научно- технической мысли середины прошлого века.
Заглянуть на камбуз.
В рубки специалистов.
Каюты экипажа.
В переборках прорублены нормальные, человеческие двери.
Не приходится сквозь люки пролезать.
Кругом интерактивные панели. Об устройстве корабля, его истории.
АПЛ К-3 стала известна всему миру, когда 17 июля 1962 года она прошла подо льдами и всплыла в полынье над Северным полюсом.
Героями Социалистического Труда стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома, главный конструктор В.Н. Перегудов, директор СМП Е.П. Егоров
Героем Советского Союза, впервые со времен войны, стал командир лодки Л.Г. Осипенко.
Носовой отсек- торпедный.
Ночью 8 сентября 1967 года при возвращении с боевой службы здесь возник пожар. Распространившийся и на второй отсек.
Причина? Якобы, вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита. Прокладка не выдержала. Огнеопасная гидравлическая жидкость прыснула на раскаленную лампу.
Лодке удалось всплыть. Но 39 человек погибли.
От предложенной американцами помощи, Генеральный штаб МО СССР отказался.
Подлодка сохранила ход, и самостоятельно, без замены экипажа, вернулась в пункт базирования.
Комиссия, созданная по результатам аварии, признала действия экипажа правильными и даже героическими.
Весь экипаж был представлен к государственным наградам. Пятеро – к званиям Героев Советского Союза, из них двое – посмертно.
До указа дело не дошло.
Мол, за аварию героев не даем. Даже министрам.