Прежде, чем приступать к продвижению того или иного проекта, в том числе, в области культуры, нам необходимо понять, на кого этот проект ориентирован. Другими словами, нужно определить целевую аудиторию проекта.
Целевая аудитория - группа людей, обладающих сходными чертами (демографического, географического, поведенческого и/или иного характера), которые являются потенциальными потребителями товара или услуги, в нашем случае - читателями, зрителями, слушателями, участниками.
Но у создателей фестивалей, спектаклей, авторов книг и музыки часто нет вИдения своей целевой аудитории, то есть они не понимают, кому нужно свой проект презентовать, чтобы получить, условно говоря, толпу поклонников. Вариант "все, кому интересно" или "кому понравится - те и ЦА" - не вариант. от слова "совсем". Для того, чтобы ваш проект стал успешным, вы должны чётко понимать, кто относится к вашей аудитории, поскольку именно после определения её характеристик осуществляется позиционирование проекта и разрабатывается тактический и стратегический план его развития и, в частности, продвижения.
Я выделяю два подхода к формулированию описания целевой аудитории. Первый можно назвать "опытным", второй - "проектным". О них будет рассказано в следующих статьях (поэтому подпишитесь на мой канал прямо сейчас!), поскольку они требуют детального рассмотрения и применяются в разных ситуациях.
А сейчас - несколько наиболее частых ошибок, связанных с определением целевой аудитории культурного проекта.
- Игнорирование понятия целевой аудитории как такового. Хуже нет, чем отсутствие планирования, основанного на конкретных показателях. Проект может зайти в тупик или столкнуться с проблемами, а Вы даже не поймёте сразу, что это случилось из-за обращения не к "своей" аудитории.
- Работать "для всех, кому интересно". На языке маркетологов это называется слишком широким позиционированием. С одной стороны, целевую аудиторию Вы стараетесь выделить, с другой - включаете в неё и тех, кто к ней относится разве что очень условно. Или не относится вовсе. В итоге происходит неэффективное расходование ресурсов (не только финансовых, но и трудовых, временных и т.д.).
- Фокусироваться на узком сегменте, отбрасывая остальные. Эта ошибка - прямо противоположна предыдущей, она называется слишком узким позиционированием. В этом случае Вы отсекаете часть аудитории, которая является Вашим целевым зрителем, слушателем, читателем, посетителем, подписчиком и т.д. В результате реальная аудитория проекта оказывается гораздо меньше, чем могла бы быть.
Если у Вас остались вопросы, касающиеся определения целевой аудитории культурного проекта - пишите в комментариях или в личные сообщения ВКонтакте.
Зинаида Варлыгина, писатель, член Русского ПЕН-центра, профессиональный литератор и маркетолог