До 3-го месяца кормим ребёнка 6 раз через 3-3.5 часа (ночью интервал больше), с 3-го месяца ребёнок обычно уже не нуждается в ночном кормлении и в этой связи кормим его 5 раз через 3.5 часа. Мы упоминали, что кормление перед сном полезнее, чем после сна.
Накормить ребёнка означает гораздо больше, нежели ввести определённое количество продуктов в его тело: кормление - важный акт воспитания с первых дней жизни ребёнка. В связи с кормлением возникают первые опосредованные реакции, создаётся основа взаимоотношений между мамой и ребёнком, возникают предпосылки различных способностей, отношений, навыков и т. д. Рассмотрим, как уже с первых дней жизни неправильным кормлением можно вызвать негативное отношение ребёнка к еде, последствия которого он будет ощущать всю жизнь. Аппетит зависит от следующих условий:
(1) На отношение пищеварительного центра (аппетит к еде). Когда ребёнок сыт, то состояние раздражения в пищеварительном центре в мозге на низком уровне, у ребёнка отсутствует аппетит к еде, если же его принуждают, то у него может возникнуть обратная реакция – отсутствие аппетита;
(2) Общее состояние организма. Ребёнок ест с аппетитом, когда здоров, бодр или немного утомлен, если насильно кормить больного, не выспавшегося ребёнка и т. д., то опять можно вызвать потерю аппетита;
(3) В присутствии другого доминирующего очага раздражения. Если ребёнок плачет, сильно возбуждён, очень увлечён чем-либо, то он плохо ест, ввиду этого необходимо успокоить ребёнка перед едой:
(4) От вкуса и качества пищи. Что нравится нам, не обязательно нравится ребёнку. Дети часто не принимают новые непривычные продукты; ввиду этого привыкаем к новым продуктам медленно, постепенно, без насилия. Готовим, например, новое блюдо, чтобы его вкус напоминал вкус привычной для ребёнка еды, и постепенно изменяем вкус нового питания так, чтобы оно приближалось к типичному вкусу этого питания;
(5) От опыта ребёнка с приёмом пищи. Если кормление обычно связано с неприятными впечатлениями, со сценами нервной мамы и т. д., то у ребёнка вообще возникает отрицательное отношение к кормлению;
(6) От возможности активно участвовать в кормлении. Чем больше самостоятельности предоставляем ребёнку при кормлении, тем лучше его аппетит.
Из этого можно сделать довольно простое правило, как правильно кормить ребёнка: ребёнка кормим, когда он голоден, спокоен и здоров, предоставляем ему больше самостоятельности, не связываем кормление с неприятными ситуациями и раздражителями, например, с ссорами, раздражением, руганью и т. д. Уважительно относимся к состоянию ребёнка: cсонному и уставшему ребёнку дадим прежде всего отдохнуть (вернее; не допускаем, чтобы ребёнок был сонный и усталый!), больного ребёнка кормим очень внимательно
Как направляем ребёнка к активности и самостоятельности при кормлении
В конце 3-го месяца ребёнок придерживает бутылочку или материнскую грудь. На 5-ом месяце активно держит бутылочку и материнскую грудь, многие уже способны самостоятельно держать бутылочку и засовывать соску в рот. Примерно в 3-4-е месяца ребёнок учится принимать пищу из ложечки, что требует совершенно иных движений, чем при сосании жидкой пищи из соски или груди.
С биологической точки зрения очень важно, чтобы ребёнок как можно дольше сосал материнскую грудь. Ввиду этого нужно избегать ошибок при воспитании, которые способствовали бы отказу ребёнка от материнской груди. Причиной может стать нервозность мамы, неправильное прикармливание и т. д. При кормлении ребёнка из бутылочки, он должен иметь одинаковые условия, как и при кормлении грудью. Мама при кормлении из бутылочки должна удерживать ребёнка также, как при кормлении грудью, а отверстие в соске должно быть такого размера, чтобы при сосании ребёнок прикладывал такие же усилия, что и при сосании груди.
Активность ребёнка при кормлении стимулируем, например, демонстрацией ребёнку бутылочки перед кормлением, а затем подаём её таким образом, чтобы ребёнок находился напротив бутылочки и сам стремился захватить соску ртом. Некоторые дети протягивают и руки к бутылочке. На 4-ом месяце, а иногда и раньше, учим принимать пищу из ложечки. Ребёнок должен научиться тянуться к ложке, открывать рот, захватывать ложку губами, стягивать пищу и глотать. Следующую порцию пищи подаём лишь после того, как ребёнок проглотит предыдущую часть, если подаём ложку с едой до того, как ребёнок проглотит предыдущую порцию, то тем самым отучаем его при обнаружении ложки открывать рот и захватывать её. Никогда не открываем ребёнку рот ложкой. На 6-ом месяце можно дать ребёнку в руку часть рогалика или кусок яблока, чтобы он учился подносить еду ко рту и кусать. Первоначально он мусолит еду, а затем кусает
С младенческого возраста приучаем ребёнка к чистоте при кормлении. При кормлении ложкой повязываем слюнявчик, вытираем испачканное лицо, поддерживаем чистоту на столе, говорим, что грязный рот и стол «плохо» и воспитываем отвращение к грязи.