Давно известно, когда одно лечится, то другое калечится, не всегда явно и без трагических последствий. Противоопухолевое лечение не обходится без негативных изменений, рак предстательной железы, как правило, развивается в преклонном возрасте, когда нежелательна любая токсичность…
Выявленный в метастатической стадии рак как будто бы не оставляет времени на размышления – требуется начинать лечение, и пациенты просят «побыстрее», тогда как онкологи избегают спешки – сначала необходимо выяснить истинное состояние организма и только тогда приступать к выбору оптимальной терапии. А выбирать при раке предстательной железы (РПЖ) есть из чего – одних таблеток целый список.
Исследования показали, что добавление к стандартной андрогендепривационной терапии (АДТ) ингибитора передачи сигналов андрогенных рецепторов (ИАР) при метастатическом РПЖ улучшает выживаемость. В клинических рекомендациях Минздрава после упоминания АДТ с ИАР – абиратероном, апалутамидом или энзалутамидом указывается «пациентам, которые могут перенести данную схему лечения». Намёк прозрачный и не беспочвенный – токсичность комбинации АДТ с ИАР вынуждает к осторожности, предполагается, что повреждение сердечно-сосудистой системы может привести к фатальным последствиям.
Специалисты Манчестерского университета провели мета-анализ частоты развития сердечно-сосудистых событий (ССС) у пациентов, получавших комбинацию АДТ с одним из ИАР, для чего в базах PubMed, Scopus, Web of Science, EMBASE и ClinicalTrials.gov с начала их ведения и до мая 2023 года отобрали все публикации по теме. Нашлось 24 рандомизированных клинических исследования с участием 22 166 пациентов среднего возраста в диапазоне 63-77 лет. Сроки наблюдения различались, но были не менее 3,9 и не более 96 месяцев, во всех комбинация АДТ+ИАР сравнивалась со стандартной АДТ.
Применение комбинации действительно увеличила частоту ССС на 75%, а тяжёлых ССС – в 2,1 раза. АДТ+ИАР увеличила частоту всего спектра СС-патологий 3 степени тяжести: гипертензии – в 2,2 раза, острого коронарного синдрома – в 1,9 раз, аритмий – в 1,6 раз, цереброваскулярных – почти в 1,9 раз и внезапной сердечной смерти – вдвое. Причём тяжёлая системная токсичность прослеживалась при лечении любого варианта карциномы простаты и в каждой подгруппе пациентов.
Авторы мета-анализа заключили, что добавление ингибиторов андрогенных рецепторов «к традиционной АДТ связано с повышенным риском сердечно-сосудистых событий во всём спектре заболеваний раком предстательной железы», и пациентов необходимо предупреждать об этом.
Отечественные клинические рекомендации без упоминания вероятной токсичности, корректно предлагают «пациентам, не желающим рассматривать АДТ в сочетании с терапией <…> абиратерона ацетатом в комбинации с преднизолоном, апалутамидом, энзалутамидом <…> или не подходящих для вышеуказанного лечения, следует предложить только АДТ в сочетании с терапией антиандрогеном или без него». Слишком тонкий намёк, однако…
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!