Найти в Дзене
Азбука отцовства

Развитие бодрствования и сна на 4-6-ом месяце.

Цель воспитания: до 6-го месяца ребёнок спит 16-17 часов в сутки, из которых 10-11 часов приходится на ночной сон, а оставшиеся часы распределяются на 1.5-2 часа четырехкратного дневного сна. Дети бодрствуют пять раз по 1.5-2 часа. По сравнению с 3-хмесячным ребёнком периоды дневного бодрствования увеличиваются.

Влияние на бодрствование и сон. И в этом возрасте развиваются бодрствование и сон; на их развитие можно положительно и отрицательно воздействовать внешними раздражителями. Если ребёнка в период бодрствования активно занимать описанными в этой главе упражнениями, то обнаружим, что он действительно будет активно бодрствовать, а после укладывания в кроватку быстро заснёт и спокойно спит. Потребности во сне у детей различны, это зависит от индивидуальности. Ввиду этого указанные выше нормы сна действительны для большинства детей; другие дети имеют потребность во сне в большей или меньшей степени. По этой причине необходимо постоянно наблюдать за ребёнком и при появлении первых признаков усталости укладываем его спать. Если уложить ребёнка спать вовремя, то он быстро заснёт и спокойно спит; если же ребёнок «перегуляет», то он трудно засыпает, беспокойно спит, рано просыпается и следующий за сном период бодрствования бывает беспокойным и вялым. Если часто повторяется «перетягивание» нормального периода бодрствования, то ребёнок к этому привыкнет, но его нервная система будет этим перегружена, и мы тем самым создаём условия для возникновения невроза.

Как мы узнаём, что ребёнок устал и его нужно уложить спать

Утомление у детей проявляется по-разному. Считается, что признаки утомления у детей проявляются зевотой, потиранием глаз, снижением подвижности, отсутствием интереса к игре и т. д. Существует, однако, тип детей – называем их возбудимыми, утомление у которых напротив проявляется в беспокойстве и ещё более активных движениях и т. д. и лишь опытный наблюдатель распознает, что эта активность имеет примитивный характер, и не является проявлением свежести и силы, а подавлением процессов активного торможения – ребёнок уже не может контролировать себя и его поведение более примитивно. Ввиду этого приведём ряд признаков, которые свидетельствуют об усталости ребёнка:

Если ребёнок утомлён:

(а) уровень развития его активности снижается, поведение ребёнка становится как 1-2 месяца ранее, навыки, которые только были освоены, у него в этом состоянии не проявляются;

(б) настроение становится неустойчивым, ухудшается или резко ухудшается после слабого неприятного раздражителя, который ребёнок в бодром состоянии почти не замечает:

(в) активность приобретает ритмичный характер; ребёнок ритмично двигает головой, телом, конечностями – исчезает также точность движений и повторяются лишь некоторые примитивные движения. Более взрослые дети в бодром состоянии лепечут различные звуки, а в состоянии утомления начинают ритмично урчать, повторяя один и тот же звук;

(г) появляются примитивные рефлексы; трудно вызвать сложные реакции, зато появляются примитивные рефлексы, например, сосание пальцев;

(д) усталость проявляется в движениях и положении тела; ребёнок в положении на животе незначительно приподнимает голову и часто опускает её, игрушку лишь держит, ничего не делает с ней;

(е) взаимодействие падает; бодрый ребёнок, например, на занятиях взаимодействует, утомлённый ребёнок бывает пассивным, заспанным, интереса не проявляет;

(ж) у ребёнка красные веки, он трёт глаза и зевает;

(з) усталость также может проявляться в двигательном беспокойстве; ребёнок бесцельно проделывает множество движений.

Об этих возбуждаемых детях родители думают, что им ещё не хочется спать. Если этих детей уложить спать до наступления «моторного беспокойства», они в большинстве случаев быстро засыпают и спокойно спят. При наступлении «моторного беспокойства» они засыпают очень плохо, сон неспокойный, дети быстро пробуждаются.

Если родители постоянно занимаются ребёнком, то они узнают ещё некоторые индивидуальные признаки, которые им подскажет утомление. При появлении признаков усталости прекращаем занятия с ребёнком и укладываем его спать. Нельзя дожидаться пока ребёнок проявит утомление плачем, криком, протестом и т. д. в этом случае мы бы нездорово перегружали ребёнка, что могло бы иметь неблагоприятные последствия как для физического, так и духовного здоровья ребёнка.

Если позаботиться о том, чтобы в период бодрствования ребёнок был активный, а в период сна у него были хорошие условия (тишина, свежий воздух и т. д.), то уже на 3-ем месяце установится ритм чередования бодрствования и сна, а на 4-5-ом месяце установится как ритм чередования различных периодов сна, так и различных периодов бодрствования. Из опыта известно, что сон ребёнка состоит из различных стадий; в определённые периоды ребёнок спит спокойно и не просыпается даже при воздействии сильных мешающих раздражителей, в другие периоды ребёнок при слабом шорохе проснётся. Состояние ребёнка изменяется также и в период бодрствования, эти изменения состояния в период бодрствования необходимо учитывать при воспитании, как мы уже упоминали ранее.