Нет, никаких запрещений от ГИМС (по поводу хождения с поставленным тентом) я пока не слышал. Мы сегодня поговорим о другом:
"Нормально ли это — когда в штормовую погоду люди поднимают тент (на обычных бескаютных лодках) и идут под ним, спасаясь от дождя и ветра"... Можно ли так делать? Не добавляет ли это опасности?
Про шторм есть хороший старый анекдот:
Спрашивают моряка:
— Был ли случай, чтобы вам стало реально страшно?..
— Перевозили мы как то груз: 100 000 детских кукол.
И попали в шторм.
И вот, когда судно накренилось вправо, то все 100 000 кукол хором сказали: "Мама! ".
Вот тут я и обделался...
Всё чаще можно увидеть (особенно в роликах на Ютубе), что на моторных лодках ходят под тентом. Причём, не в водоизмещающем, а в глиссирующем режиме. В дождливую и ветреную погоду.
"Не опасно ли это?.." Давайте обсудим.
У глиссирующей лодки, с поднятым тентом, сильно увеличивается ПАРУСНОСТЬ. Чем меньше ширина лодки (и чем выше её тент), тем опаснее ходить по воде в свежую погоду.
При сильных порывах ветра, может опрокинуть даже на невысокой скорости. Согласитесь, держать курс строго против ветра получается не всегда.
Лодочный тент, штука не просто полезная — а даже необходимая (в большинстве случаев). Уровень комфорта, с ним, повышается в разы.
Кроме спасения от дождя и ветра, лодочный тент имеет и другие плюсы:
Но запомните!
Чем крупнее (шире и длиннее) лодка, тем она устойчивее. И вес, тоже играет роль.
Поэтому, крупная корпусная лодка (например, в размере 4,6 — 5) будет менее подвержена опрокидыванию (оверкиль), при резком порыве бокового ветра, чем четырёхметровая румпельная кроха.
Тем более, если тент не слишком высокий, относительно всего корпуса, как на фото выше.
А не такой непропорционально огромный, как на этой лодке (фото ниже). Да ещё с высотой в человеческий рост.
В свежую погоду, идти по волнам с таким тентом (на этой лодке) я бы не советовал...
Хочется дать совет всем, кто ещё не попадал в подобные ситуации:
"Лучше не ходить в свежую погоду под тентом, если нет крайней необходимости".
Для владельцев нешироких лодок (в размере 3,5-4 метра): Не советую изготавливать (покупать) высокий тент, под которым можно стоять в рост (как на фото выше) — если собираетесь под ним передвигаться по воде.
Если желаете, под тентом:
- И комфортно стоять на ногах.
- И ходить по всему кокпиту лодки.
- И двигаться в штормовую погоду...
Тогда просто купите большую лодку, с шириной в два метра, общим весом около тонны. И с мотором около сотни лошадей. Если, конечно, есть такая возможность...
Я не видел рекомендации от производителей лодок — с какой силой ветра можно ходить на данной лодке, поставив ходовой тент, а с какой силой, уже нельзя.
И рекомендованные параметры тента (хотя бы по высоте) тоже не встречал. А было бы неплохо, видеть такие рекомендации от конструктора лодки.
Или просто я не заметил, а такие советы есть?.. Пишите, обсудим.
Есть мнение, что ходовой тент даже помогает в штормовую погоду. Говорят, что он спасает от заливания воды в кокпит (если высокая волна захлёстывает через стекло). Комфорт, для многих, важнее безопасности...
Не понимаю, почему эти люди так уверены, что лодка никогда не повернётся к ветру бортом — и тогда выяснится, что брызги в кокпит, это не самое страшное...
Штатные тенты, которыми комплектуют лодки на производстве, чаще всего бывают не очень высокими.
На лодках советских времён, вообще были (как правило) низкие и неудобные тенты. Но зато они были не очень парусными.
Хотя, даже и с таким тентом, надо включать голову — а не думать, что "я в домике, мне никакой шторм не страшен".
Время и прогресс не стоят на месте... На современных моторных лодках, хождение под тентом стало более надёжным, чем было на советских. Появились материалы, из которых делают большие боковые окна.
Современные тяжёлые (длинные, а главное — широкие) лодки не так легко опрокинуть (хотя, безумие и отвага могут всё...).
Минусы, при движении под тентом в штормовую погоду:
- Ухудшается боковой обзор.
- Повышается парусность лодки.
- В случае опрокидывания лодки (которое может произойти и не по вине тента) будет сложно выбраться из-под тента на поверхность воды.
Представьте ситуацию:
Лодка с поднятым тентом идёт по волне. Сильный ветер с порывами. Вдруг, на очередной волне, лодку немного разворачивает (почти бортом к ветру).
И порыв ветра, в это время (и тоже, немного не "в лоб"). А лодка на гребне волны, значит менее остойчива.
Оверкиль....
Уверены, что сможете выплыть из-под опрокинувшейся лодки, с застёгнутым тентом?
Даже если не дойдёт до оверкиля — при движении в штормовую погоду, поднятый тент затрудняет маневрирование. Что вам важнее: Комфорт (сухо и тепло) или безопасность людей в лодке (за которых вы отвечаете)?..
Даже так называемый биминитоп (фото ниже) может сослужить неприятную услугу во время сильного ветра. Уж не говоря о тенте с боковинами.
Если в вашем регионе часто штормит, а усидеть на берегу невозможно, есть подобные варианты. Можно заранее изготовить тент с возможностью постановки только передней части (от забрызгивания и задувания).
Для ночёвки или под дождём, недолго пристёгнуть всё остальное...
В любом случае, в штормовую погоду лучше не строить из себя человека-паука, Джека Воробья или Ихтиандра... Геройство надо проявлять в другом месте.
Если непогода застала вас на воде, постарайтесь найти более спокойный залив или пристаньте к берегу. Подождите, пока ветер немного утихнет — только потом отправляйтесь в обратный путь.
Что делать, если лодка у вас небольшая (особенно здесь важна ширина), а в лицо летя брызги, капли дождя... и дует холодный ветер?..
На календаре середина октября, по берегам уже снег местами...
Хочется укрыться под тентом — но он высокий. Проектировался, чтобы комфортно стоять под ним в полный рост. Или устраиваться на ночёвку...
Ссылка на подробности "Почему я ночую в лодке, а не в палатке".
Лично я предпочитаю не ходить под тентом, даже на широких современных лодках. Уж не говоря о своём "Крыме" (всё видно на фото ниже).
Лодочный тент, для меня, это возможность укрыться от дождя во время рыбалки — и отличная крыша для ночёвки. Но не вариант для глиссирования в непогоду.
Изготавливая тент, я даже не стал делать боковые окна. Для сна они мне не нужны.
А как делать вам, решайте сами. Вы — хозяин своей судьбы.
Советую: "ПВХ лодки: 5 заблуждений, от которых надо избавляться".