Доля автомобилей, поступающих на российский рынок путём параллельного импорта, составляет сейчас около 11%. Часть поставок по-прежнему идёт из Европы, несмотря на санкции и запреты. Речь о немецких моделях, которые приезжают в РФ через польскую, литовскую и латышскую границы. И в последние месяцы привезти такую машину стало сложнее. Вместе с брокерами и экспертами рынка разбираем проблемы на таможне и тонкости ввоза дорогих немецких иномарок.
Как санкции мешают параллельному импорту из ЕС
Ещё в самых первых санкционных пакетах европейские чиновники прописали запрет продажи россиянам автомобилей с моторами больше 1,9 литра и дороже 50 тысяч евро. Но если поначалу этот запрет перегонщики обходили легко, то со временем таможенные ограничения становились всё жёстче, усложняя ввоз иномарок в нашу страну. По словам одного из белорусских брокеров, Василия Филиповича, который занимается частными продажами немецких и польских машин россиянам, первые сложности рынок почувствовал этой весной.
«Проблемы на литовской таможне начались ещё в марте. На польской — в апреле. К лету ситуация усложнилась. Автомобили стоят в очередях по 5 дней, а таможенники принципиально пропускают по 10–12 машин в сутки, ссылаясь на зависшую базу данных. Все понимают, что это не так и законных оснований держать народ на границе у них нет, но предъявить им никто ничего не может. Просто пакостят нарочно. Латыши ещё пока не так строги, но если найдут неточности по документам, то не выпустят. Бумаги должны быть кристальными, это все знают давно», — рассказывает брокер.
Проблему с прохождением польской и литовской границ для немецких иномарок подтверждает и автомобильный блогер Кирилл Чернов на своём канале «Авторевизорро». По его словам, ситуация с июня стала совсем тяжёлой, потому что проблемы есть не только с прохождением границы, но и с оформлением покупки на территории Германии, возвратом НДС и оформлением сопутствующих бумаг.
«С июня, чтобы вывезти из Литвы или Польши автомобиль, купленный в Евросоюзе, необходимо предъявить таможенным службам документ о покупке ТС (договор купли-продажи или бумагу, подтверждающую поступление денег от покупателя продавцу), документы об оплате перевозки автомобиля (то есть выписку с банковского счёта транспортной компании с маршрутом перевозки), а также данные о конечном покупателе автомобиля (если это юрлицо, то выписку из свидетельства о регистрации компании)», — рассказывает Чернов.
Более того, по словам эксперта, таможенникам также нужно дать объяснения, где будет использоваться автомобиль, предъявить обязательства или подтверждение от экспортёра и получателя ТС о том, что машина не предназначена для России и не будет продана или передана кому-либо для эксплуатации в РФ.
С какими ещё проблемами столкнулись перегонщики
Сегодня импорт из ЕС затруднён даже в отношении машин с моторами объёмом до 1,9 литра и стоимостью до 50 тысяч евро. Хоть они и не попали под санкции, но сложности с их приобретением есть. Самая главная — машину стало сложнее оплатить. Брокерам, например, закрыли путь приобретения иномарок криптовалютой.
«Проблема не в переводе как таковом, а в том, что это должен быть кристально чистый перевод. Оплатить со счёта немецкой бабушки, греческой фирмы или биткоином берлинским обнальщикам уже не получится. Ещё одна проблема — возврат НДС. Знание о том, как должны быть оформлены бумаги, сейчас стоит очень дорого. Попытки выезда тоже не бесплатны. На сегодня актуальная стоимость доставки из Германии 1,5-литровой машины в возрасте 3–5 лет составляет минимум миллион рублей», — делится Кирилл Чернов.
Как теперь покупать машины из Европы
Гораздо сложнее брокерам привезти машину, которая попадает под санкции — с мотором мощнее 1,9 литра и дороже 50 тысяч евро. Логистика такого автомобиля затрагивает транзит через третьи страны, что отражается на итоговой стоимости машины. По словам Чернова, выбор сейчас такой — либо машина приезжает за большие деньги, либо не приезжает вообще.
«Никаких BMW Х5 на заказ за 5–6 миллионов рублей уже не будет. Гарантию того, что машина точно приедет, могут дать только мошенники. Пока всё, что мы заказали, приехало, но мы везём за свои деньги и рассчитываемся после того, как машина попадает в РФ. Если она не приезжает, то возвращаем предоплату», — объясняет блогер.
Таким же способом действуют и другие честные перегонщики. По словам Филиповича, его команда старается возить несанкционные автомобили и оформляет всё по европейскому законодательству, чтобы у таможенников не возникало вопросов. А работать по предзаказам брокеры почти перестали, так как гарантировать, что машина точно приедет, невозможно уже несколько месяцев. В итоге добросовестные брокеры покупают иномарки в Германии и Польше и продают их клиентам в России только после того, как машина физически приехала в страну.
«Последний раз мой сотрудник провёл в очереди на литовской таможне 5 дней. Ночевал в машине, ел что придётся. И таких было много, они даже группой ходили на КПП ругаться с таможней. Те специально “держат” очередь, из вредности. Потому и гарантии по срокам доставки машин никто не даёт. Но пугать тем, что таможня “встала” и путь закрыт, тоже не надо, это не так», — говорит перегонщик.
Чтобы привезти подсанкционную машину, перегонщики используют транзит через другие страны. В своём видео Кирилл Чернов, например, сетует на дорогую логистику через Сингапур и Австралию, объясняя этим более высокую стоимость своих машин. Но участие страны-посредника в параллельном импорте иномарок дороже 50 тысяч евро — давно не новость, подтверждает автоэксперт и автор канала carintrade Павел Карин.
«Манера запугивать людей мне не близка — это перегибы. Некоторые перегонщики тупо и в лоб говорят о том, что, мол, “только я молодец и привезти могу”. На самом деле куча народу возит и всё у них получается. Но общая ситуация видна всем — да, привезти сложно. Через Австралию никто не возит, конечно. Реально фигурирует, скорее, Турция», — делится Карин.
Поэтому полная предоплата машины и обещания двухнедельной доставки из ЕС, по словам перегонщиков, самые вероятные показатели встречи с мошенниками.
«Многие открыли фирмы по перегону и даже честно возили машины. Сейчас перегон для них закончился. И теперь они закрывают фирмы, набирают денег с клиентов и исчезают. Поэтому — трезво оценивайте риски. Не верьте картинкам в соцсетях. Прежде чем перевести деньги перегонщику, идите смотреть машину своими глазами и на месте вбивайте VIN в базу ФТС, чтобы увидеть, когда её завезли. И только если увидите, что машина реально приехала после 1 июня, начинайте разговор о покупке», — советует Кирилл Чернов.