Присуждение Нобелевской премии по литературе — одно из главных событий в мире культуры. Каждый год мы гадаем, кто же получит эту высокую награду. Порой Нобелевский комитет сильно удивляет широкую публику: иногда премию заслуженно получает действительно знаковая фигура в литературе той или иной страны, но иногда бывает и обратная ситуация. В сегодняшнем лонгриде — великие книги великих авторов, которые не просто вошли в школьные и университетские программы, они оказали и до сих пор оказывают мощнейшее влияние не только на культуру, но и на политическую и общественную жизнь многих стран.
Генрик Сенкевич. За выдающиеся заслуги в области эпоса
Начну свой лонгрид с незаурядного писателя и человека — Генрика Сенкевича . По происхождению он был татарин с литовскими и белорусскими корнями, воспитан как истинный патриот Польши. На момент присуждения премии в 1905 году был подданным Российской Империи, поэтому его часто ошибочно заносят в список лауреатов из России. Пожалуй, самым известным и выдающимся произведением Сенкевича является «Камо грядеши» о Древнем Риме и христианстве. Но Нобелевку Генрик получил за другой роман — «Потоп» , который является второй частью исторической трилогии о событиях в Польше 17 века. В трилогию входят также романы «Огнем и мечом» и «Пан Володыевский» . Все они считаются классикой польской литературы.
Редьярд Киплинг. За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя
От исторического эпоса мы внезапно переходим к… сказкам. И следующий лауреат не просто стал первым писателем, получившим премию за сказку, но еще и самым молодым лауреатом в истории. Да-да, мы говорим о Редьярде Киплинге , забравшем премию в 1907, и его известнейшем сборнике «Книга джунглей» . Кто в детстве не смотрел и не пересматривал советский мультфильм про Маугли? Наверное, таких людей нет. Сам Киплинг писал свои произведения под впечатлением жизни в Азии (он родился в Индии, бывал в Китае, Бирме и Японии). Все свои сказки, а помимо «Джунглей» он является автором «Отважных мореплавателей» и «Семи морей» , он посвящал своим детям, любовь к которым считал самым высшим проявлением чувств на Земле.
Сельма Лагерлёф. Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения
Продолжая тему сказок, не могу не рассказать про писательницу, которая стала первой женщиной в истории вручения Нобелевки по литературе. Знаменитая шведская писательница Сельма Лагерлёф получила премию в 1909 за сказку «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» . Я очень любила эту сказку в детстве и знаю ее почти наизусть, поэтому не смогла пройти мимо. Вручение премии и последующее обсуждение этой новости среди литературной элиты не были спокойными. Например, Август Стриндберг (шведский писатель и публицист), узнав о присуждении премии Сельме, презрительно скривился и сказал: «Ну да, вручили этой тетушке, сказочнице». Действительно, она не принадлежала к культурной элите страны, и ее книги были скорее массовой литературой, но они были нужны читателям не меньше, чем произведения интеллектуалов того времени.
Сигрид Унсет. За запоминающееся описание скандинавского средневековья
Всего премию вручали 113 писателям, из которых женщин было всего 14. Поэтому в продолжение рассуждений о Сельме Лагерлёф хочется выделить еще одну писательницу — норвежку Сигрид Унсет , получившую премию в 1928 году. Сигрид рано начала писать новеллы, рассказы и даже пьесы, выпустила несколько романов, но мировая известность, как и Нобелевка, пришли к ней после создания романа-трилогии «Кристин, дочь Лавранса» . Дочь археолога, знаток и восторженная поклонница скандинавского Средневековья, Сигрид с удивительной достоверностью воссоздала атмосферу 14 века. Но в первую очередь ей удалось создать психологическую и философскую драму, в центре которой судьба главной героини и ее любовь, ради которой она пожертвовала всем, что у нее было.
Морис Метерлинк. За многогранную литературную деятельность, и особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией
И в нашем хаотическом передвижении (я честно стараюсь сохранять хронологию), мы снова (обещаю, что в последний раз), обратимся к сказке и 1911 году. Наверное, многие знают детскую сказку «Синяя птица» , но не многие знают, что изначально ее автор — бельгийский драматург Морис Метерлинк . Он написал произведение как пьесу, и лишь позже его жена Рене адаптировала ее в качестве детской книги. В начале 20 века мир был болен «Синей птицей»: она появлялась в стихах, песнях и фильмах, в честь нее называли самолеты и гоночные автомобили. И, как и большинство популярных культурных символов, сводилась к простой метафоре: синяя птица счастья. Помните песню группы Машина Времени «Синяя птица»? Старые рокеры точно помнят.
Кнут Гамсун. За монументальное произведение “Соки земли” о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.
Норвежский автор Кнут Гамсун , получивший Нобелевку в 1920 за труд «Соки земли» , начинал как лектор и философ модернизма, речи которого были известны своими новаторскими идеями о превосходстве новаторской литературы от устаревшей. Эпоха гуманизма девятнадцатого века ушла, а вместе с веком двадцатым пришли идеи воспитания нового индивида. Гамсуновские герои имеют в характерах наивность, но цинизм, страстность, но с темным подтекстом, воинственность, но ради жизненных потребностей.
Бернард Шоу. За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой
Ирландский драматург и романист Бернард Шоу не просто стал Нобелевским лауреатом за пьесу «Пигмалион» в 1925, но получил также «Оскар» за сценарий к одноименному фильму. Название знаменитой пьесы отсылает к древнегреческому мифу, в котором скульптор влюбляется в созданную им статую. В пьесе Шоу мастер также влюбляется в свое творение с той только разницей, что «творением» становится уличная цветочница, которую главный герой на спор с лучшим другом взялся обучать аристократическим манерам. Смешная пьеса о вечных ценностях, любви и дружбе на самом деле поднимает серьезные философские и идеологические вопросы. Библиограф Марина Иванкова отмечает: «Бернард Шоу был убежденным социалистом и активистом, поэтому в пьесе реализовывал свою идею о классе и непреодолимости социальной психологии человека, которая определяет его, его поступки и поведение. Собственно основным конфликтом и является столкновение социальных психологий героев».
Томас Манн. Прежде всего, за великий роман “Будденброки”, который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет
Следующий лауреат, про которого мы поговорим, — немецкий писатель Томас Манн , получивший премию в 1929. Его первый роман, семейная сага «Будденброки» , стал классикой, интерес к которой действительно не остывает. Главные герои: отец, его сыновья и дочь, их дети и куча родственников и знакомых вокруг. Как они вели свои дела, кого выбирали в жены и мужья, как воспитывали детей, чем жертвовали во имя семьи и к чему всё это привело. История о том, что бывает, когда люди идут не по своему пути. Когда они сознательно выбирают не то, к чему лежит их душа, либо когда им не дают сделать выбор. Или они даже не знают о существовании этого выбора, потому что с детства их готовили к другому. Актуально на все времена, согласитесь.
Джон Голсуорси. За высокое искусство повествования, вершиной которого является “Сага о Форсайтах”
Ну и как же не вспомнить автора другой семейной саги — английского писателя Джона Голсуорси , ставшего лауреатом в 1932. Известнейший из его романов (вернее, цикл романов) — «Сага о Форсайтах» — родился не только благодаря писательскому таланту автора, но и благодаря тому, что Голсуорси описал в произведении собственную историю любви. Главной и единственной женщиной в жизни писателя бала Ада Голсуорси (в девичестве Купер), которая являлась женой брата писателя. Брак был заключен поспешно, по расчету, и, соответственно, оказался несчастливым. Писатель и его невестка увлеклись друг другом с первого взгляда, и именно Ада обратила Голсуорси на стезю писательства. Однажды она сказала ему на прощание: «Почему вы не пишите? Вы обязательно должны писать». Пара так и не смогла пожениться и завести детей, поэтому мечты о безоблачном счастье писатель выразил в «Саге»: главные герои, прототипами которых являются сам писатель и его возлюбленная, живут долго и счастливо.
Иван Бунин. За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы
Первым исконно русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, стал Иван Алексеевич Бунин в 1933. Тогда внимание Нобелевского комитета привлек роман, поэма в прозе, «Жизнь Арсеньева» . Автор статьи позволит себе рекомендовать к прочтению также сборник «Темные аллеи» , постановки по которым в свое время стали первым шагом в моей театральной деятельности. Цикл рассказов до сих пор считается одной из самых популярных книг о любви. Несмотря на то, что сам Бунин считал «Темные аллеи» вершиной своего творчества, многие его современники цикл не приняли, обвиняя писателя в излишнем смаковании эротических подробностей и даже аморальности. Я думаю, что нападки на его творчество были связаны в первую очередь с тем, что сам Бунин открыто недолюбливал коллег по цеху и позволял себе резкие высказывания в адрес Достоевского , Гоголя , Набокова , Маяковского , Горького , Цветаевой и многих других. Но тот же Горький искренне восхищался творчеством Ивана Алексеевича: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».
Герман Гессе. За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль
Немецкий писатель и художник Герман Гессе получил Нобелевскую премию по литературе в 1946 году в знак признания его литературной карьеры. Интерес к восточной мистике и духовной сфере, а также ненасытный поиск новых ценностей и смысла жизни привели автора к написанию романа «Игра в бисер» , благодаря которому Гессе и стал лауреатом. Это история происходит в далеком будущем в фантастической стране Касталии. Мир романа основан избранными высокообразованными людьми, которые видят свою цель в сохранении интеллектуальных ценностей человечества. Им чужд жизненный практицизм, они наслаждаются чистой наукой, высоким искусством, сложной и мудрой «игрой в бисер». Сам Гессе определял свое творчество как «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития» — «биографией души».
Уильям Фолкнер. За значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа
Первый американец в моем сегодняшнем списке — выдающийся писатель Уильям Фолкнер . Он изменил представление о времени в тексте и познакомил мирового читателя с нравами американского Юга. Фолкнер родился в семье аристократов-плантаторов. Воспитание в консервативном и патриархальном ключе не только не сделало будущего автора таким же, как и все его знакомые того времени, а наоборот сподвигло разоблачить ту несправедливость, которая до сих пор царила на юге. В итоге это привело к созданию огромного цикла, начало которому было положено в романе «Шум и ярость» . Однако Нобелевку в 1949 году писатель получил за роман «Осквернитель праха» о чернокожем парне, которого несправедливо обвиняют в убийстве. Этот роман стал также самым коммерчески успешным произведением Фолкнера: студия «Метро-Голдвин-Майер» заплатила автору за права на экранизацию 50 тысяч долларов.
Эрнест Хемингуэй. За высокое мастерство в искусстве повествования, продемонстрированное недавно в “Старике и море”, и за влияние, которое автор оказал на современный стиль
Ну и, конечно же, я не могла пройти мимо моего любимого американского писателя Эрнеста Хемингуэя . Его произведениями я зачитывалась с детства, и они несомненно оказали влияние на мое мировосприятие. А знаменитая повесть «Старик и море» , которую мы, кстати, проходили в школе, принесла писателю ту самую Нобелевскую премию в 1954. Еще один любопытный факт: в 2000 году вышел одноименный отечественный мультфильм, получивший позже «Оскар». Его создатель, русский мультипликатор Александр Петров, использовал особую технику «ожившей живописи» (рисование масляными красками по стеклу). Этот очень красивый мультфильм и впрямь стоит того, чтобы его увидеть.
Борис Пастернак. За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа
Русского поэта и прозаика Бориса Леонидовича Пастернака выдвигали на Нобеля много раз, прежде чем роман «Доктор Живаго» в 1958 году принес писателю награду. Но финал истории трагичен: советские власти вынудили Пастернака отказаться от премии, так как он рассматривался ими как писатель, оскорбивший революцию, представивший ее как хаос и разрушение. Руководство страны восприняло новость о победе Пастернака как недоброжелательный акт по отношению к советской общественности. Признание Пастернака на родине произошло только в 1988 году, после чего диплом и медаль лауреата наконец-то передали родственникам писателя на торжественной церемонии. Кажется, Ницше сказал: «Гений — это тот, кто осуществляет себя». Пастернак свою мечту вымечтал, выстрадал. Он хотел написать прозу, которая произвела бы впечатление в мире и вобрала бы в себя всё то, что он как художник хочет сказать миру. И он сделал это.
Джон Стейнбек. За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением
Американский писатель Джон Стейнбек еще с юношества знал, что хочет стать писателем. И не просто писателем, а знаменитым. Мечта юноши сбылась, когда после долгих скитаний, поиска себя и своего места в литературе Стейнбек выпустил «Гроздья гнева». Критики впервые заговорили о Стейнбеке как о крупном писателе, а сама книга вызвала огромный резонанс в обществе. Роман, повествующий о временах Великой депрессии, на протяжении двух лет возглавлял списки бестселлеров. Успех книги даже привлек внимание деятелей Голливуда, и в 1940 году режиссер Джон Форд снял ее экранизацию. В этом же году за «Гроздья» Стейнбеку присудили Пулитцеровскую премию. Нобеля писатель получил сильно позже, в 1962, причем не только за свой самый известный роман, но и в целом за заслуги перед литературным обществом.
Жан-Поль Сартр. За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время
Французский писатель, драматург и философ Жан-Поль Сартр стал единственным писателем в истории премии, который добровольно отказался от этой награды. Писатель заявил о своем нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Сам писатель проповедовал философскую идею экзистенциализма: он считал, человек самостоятельно наделяет жизнь смыслом в изначально бессмысленном мире. Никакие моральные и ценностные категории, а также нормы поведения, существующие в обществе, не имеют для экзистенциалистов значения, поскольку все они искусственны. Главные свои идеи он вложил в знаменитый трактат «Бытие и ничего», за который вместе с романом «Тошнота» и был выдвинут на Нобелевскую премию в 1964 году.
Габриэль Гарсиа Маркес. За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента
Горячо любимый автором статьи писатель и публицист Габриэль Гарсиа Маркес стал первым колумбийским автором, получившим Нобелевскую премию в 1982 году. Роман «Сто лет одиночества» стал первым произведением в мире в так называемом стиле магического реализма. Сюжет романа нельзя пересказывать. Это произведение, которое нужно прочувствовать и пережить. Книга Маркеса наполнена самыми разными событиями: военными действиями, инцестами, рождением детей, магией и чудесами. Этот динамичный калейдоскоп жизни порождает в читателе прямо противоположное ощущение плавного, неумолимого течения времени и чувство одиночества. Всеохватывающего и всепоглощающего одиночества, которым пронизана судьба каждого из героев.
Уильям Голдинг. За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание
Следующий наш лауреат, получивший премию в 1983, — Уильям Голдинг . Всемирную известность ему обеспечил первый из его романов — «Повелитель мух» , считающийся одним из самых выдающихся произведений мировой литературы XX века. «Повелитель мух» — классическая антиутопия, написанная в лучших традициях жанра. Но выделяет ее на фоне других подобных произведений пронзительное ощущение ужаса, ведь главные герои романа — дети. Они из благополучных семей, образованные и воспитанные, волей случая попали в чрезвычайную ситуацию вдали от взрослых, и вместо того, чтоб сообща решать проблемы, разделились на племена и начали жестоко воевать между собой. «Повелитель мух» стал поистине революционным произведением — до Голдинга никто не рисковал так открыто критиковать человеческую природу. Роман стал мировым бестселлером сразу же после выхода и вызвал оживленную дискуссию в обществе, а через десять лет попал в учебные программы многих школ и колледжей.
Иосиф Бродский. За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии
Еще один русский писатель, получивший премию находясь в эмиграции, — Иосиф Александрович Бродский . Начинающий поэт начал писать стихи еще в детстве, а Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь. В 24 года поэта арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке за пропаганду тунеядства. После освобождения писателю вскоре пришлось эмигрировать сначала в Вену, а затем и в США. Бродский стал одной из центральных фигур сразу в двух культурах — российской и американской. Его интонации оказались заразительными для подавляющего большинства современных русских поэтов, а сборник эссе «Меньше единицы» был в 1986 году признан лучшей литературно-критической книгой в США, а через год получил и Нобелевскую премию. После Владимира Набокова Бродский — второй русский литератор, который стал писать на английском как на родном. Он, как никто другой, много сделал для сближения англоязычной и русской литератур. А еще Бродский стал последним русским лауреатом Нобелевки, замыкая пятерку предыдущих авторов: Бунина, Пастернака, Шолохова и Солженицына .
Гюнтер Грасс. За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории
Выдающегося писателя, скульптора, художника и графика Гюнтера Грасса в Германии считали «совестью нации». Дебютный роман писателя «Жестяной барабан» мгновенно сделал Грасса знаменитым, а через много лет, уже в 1999, принес автору Нобеля. Гротескная история мальчика, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен, вернула послевоенную Германию в мировую литературу, а самого Грасса сделала «голосом обожженного поколения» немцев. В 1979 году экранизация «Жестяного барабана» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар».
Джон Кутзее. За создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних
Южноафриканский писатель, критик и лингвист Джон Кутзее не просто стал Нобелевским лауреатом в 2003 году, но также стал первым в истории писателем, кто получил Букеровскую премию дважды. Романы, принесшие ему этот успех, — «Жизнь и время Михаэла К.» (премия получена в 1983) и «Бесчестье» (1999 год). Позже за «Бесчестье» писатель был удостоен Нобеля. Поскольку детство и юность автора прошли в Южной Африке, в своем культовом романе он говорит о смене правящих классов — боль и трагедия всего народа, вне зависимости от того, за кем правда. «В последние 40 лет Южная Африка оказалась страной с огромным моральным долгом. И жителям пришлось открыть глаза и это увидеть», — говорил Кутзее. И добавлял, что империя жестко защищала свои интересы, но и ответные меры сопротивления были равносильны по жестокости.
Светлана Алексиевич. За ее многогласное творчество — памятник страданию и мужеству нашего времени
Последняя женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе в 2015 году — белорусская писательница и журналистка Светлана Александровна Алексиевич . В 1985 году вышла ее книга «У войны не женское лицо» — роман о женщинах-фронтовичках, принесший писательнице Нобелевку. До этого произведение пролежало в издательстве два года — автора упрекали в пацифизме и развенчании героического образа советской женщины. Общий тираж книги достиг 2 млн экземпляров, по ней было поставлено несколько десятков спектаклей. Критики называли роман «новым открытием военной прозы». Небольшая личная история. Я познакомилась с этим произведением, случайно обнаружив у дочки приятельницы графическую версию романа. Я с любопытством взяла комикс в руки: рисовка и раскадровка были настолько классическими для подобных изданий, что я даже удивилась. Вернувшись домой, я стала искать информацию об авторе, в этот же вечер засела читать сам роман. Слезы катились из глаз практически безостановочно — я читала и читала всю ночь, пока не закончила. До сих пор считаю это произведение не просто журналистским, но и художественным, настолько пронзительно описаны судьбы женщин, воевавших во времена Второй мировой. Поэтому, помимо прочего, это и моя личная рекомендация.
Кадзуо Исигуро. Писатель, который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром
И завершить сегодняшний список я решила японо-британским писателем Кадзуо Исигуро , ставшим третьим автором, родившимся в Японии, который был удостоен Нобелевской премии по литературе. Но начнем не с победителя, а с проигравшего в качестве небольшой шутки. Спит Харуки Мураками , и ему снится сон: Стокгольм, белый зал, толпы журналистов, выходит спикер Шведской академии. Выдержав вахтанговскую паузу, она читает по бумажке: «Нобелевская премия по литературе достается Мураками! Рю Мураками !» Наверное, что-то похожее случилось и в 2017, когда Нобелевку вручили Кадзуо Исигуро. Да, конечно, они совершенно разные. Исигуро только по рождению и по фамилии японец, он неотъемлемая часть великой британской литературы. Хотя их часто сравнивают: Мураками — самый вестернизированный японский прозаик, Исигуро принес в западную литературу японскую аккуратность и погруженность в прошлое. У Мураками больше тиражи, Исигуро воспринимают серьезнее. Теперь Исигуро окончательно победил (скажу по секрету, к моему величайшему огорчению). Кадзуо — главный отличник мировой литературы. Он тщательный, он умелый, он безупречный. Его тексты минималистичны в том, что касается реальности, но зато изобильны там, где дело касается прошлого. Он передает словами холод и тепло, звуки и молчание. Вручение премии Исигуро — это сигнал таким же отличникам: нет, награждают не только за эксперименты. Награждают за верность себе и традициям.
Список нобелевских лауреатов и их чудесных произведений настолько велик, что написать о них можно еще множество статей. Все указанные в статье писатели и произведения — личные рекомендации автора, который не умаляет заслуг других лауреатов. А какие книги писателей, получивших Нобеля, вы читали и оценили?
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина