Найти тему
LiveLib

Самые крутые книги нобелевских лауреатов и почему их стоит прочитать

    Самые крутые книги нобелевских лауреатов и почему их стоит прочитать
Самые крутые книги нобелевских лауреатов и почему их стоит прочитать

Присуждение Нобелевской премии по литературе — одно из главных событий в мире культуры. Каждый год мы гадаем, кто же получит эту высокую награду. Порой Нобелевский комитет сильно удивляет широкую публику: иногда премию заслуженно получает действительно знаковая фигура в литературе той или иной страны, но иногда бывает и обратная ситуация. В сегодняшнем лонгриде — великие книги великих авторов, которые не просто вошли в школьные и университетские программы, они оказали и до сих пор оказывают мощнейшее влияние не только на культуру, но и на политическую и общественную жизнь многих стран.

Генрик Сенкевич. За выдающиеся заслуги в области эпоса

-2

Начну свой лонгрид с незаурядного писателя и человека — Генрика Сенкевича . По происхождению он был татарин с литовскими и белорусскими корнями, воспитан как истинный патриот Польши. На момент присуждения премии в 1905 году был подданным Российской Империи, поэтому его часто ошибочно заносят в список лауреатов из России. Пожалуй, самым известным и выдающимся произведением Сенкевича является «Камо грядеши» о Древнем Риме и христианстве. Но Нобелевку Генрик получил за другой роман — «Потоп» , который является второй частью исторической трилогии о событиях в Польше 17 века. В трилогию входят также романы «Огнем и мечом» и «Пан Володыевский» . Все они считаются классикой польской литературы.

Редьярд Киплинг. За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя

-3

От исторического эпоса мы внезапно переходим к… сказкам. И следующий лауреат не просто стал первым писателем, получившим премию за сказку, но еще и самым молодым лауреатом в истории. Да-да, мы говорим о Редьярде Киплинге , забравшем премию в 1907, и его известнейшем сборнике «Книга джунглей» . Кто в детстве не смотрел и не пересматривал советский мультфильм про Маугли? Наверное, таких людей нет. Сам Киплинг писал свои произведения под впечатлением жизни в Азии (он родился в Индии, бывал в Китае, Бирме и Японии). Все свои сказки, а помимо «Джунглей» он является автором «Отважных мореплавателей» и «Семи морей» , он посвящал своим детям, любовь к которым считал самым высшим проявлением чувств на Земле.

Сельма Лагерлёф. Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения

-4

Продолжая тему сказок, не могу не рассказать про писательницу, которая стала первой женщиной в истории вручения Нобелевки по литературе. Знаменитая шведская писательница Сельма Лагерлёф получила премию в 1909 за сказку «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» . Я очень любила эту сказку в детстве и знаю ее почти наизусть, поэтому не смогла пройти мимо. Вручение премии и последующее обсуждение этой новости среди литературной элиты не были спокойными. Например, Август Стриндберг (шведский писатель и публицист), узнав о присуждении премии Сельме, презрительно скривился и сказал: «Ну да, вручили этой тетушке, сказочнице». Действительно, она не принадлежала к культурной элите страны, и ее книги были скорее массовой литературой, но они были нужны читателям не меньше, чем произведения интеллектуалов того времени.

Сигрид Унсет. За запоминающееся описание скандинавского средневековья

-5

Всего премию вручали 113 писателям, из которых женщин было всего 14. Поэтому в продолжение рассуждений о Сельме Лагерлёф хочется выделить еще одну писательницу — норвежку Сигрид Унсет , получившую премию в 1928 году. Сигрид рано начала писать новеллы, рассказы и даже пьесы, выпустила несколько романов, но мировая известность, как и Нобелевка, пришли к ней после создания романа-трилогии «Кристин, дочь Лавранса» . Дочь археолога, знаток и восторженная поклонница скандинавского Средневековья, Сигрид с удивительной достоверностью воссоздала атмосферу 14 века. Но в первую очередь ей удалось создать психологическую и философскую драму, в центре которой судьба главной героини и ее любовь, ради которой она пожертвовала всем, что у нее было.

Морис Метерлинк. За многогранную литературную деятельность, и особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией

-6

И в нашем хаотическом передвижении (я честно стараюсь сохранять хронологию), мы снова (обещаю, что в последний раз), обратимся к сказке и 1911 году. Наверное, многие знают детскую сказку «Синяя птица» , но не многие знают, что изначально ее автор — бельгийский драматург Морис Метерлинк . Он написал произведение как пьесу, и лишь позже его жена Рене адаптировала ее в качестве детской книги. В начале 20 века мир был болен «Синей птицей»: она появлялась в стихах, песнях и фильмах, в честь нее называли самолеты и гоночные автомобили. И, как и большинство популярных культурных символов, сводилась к простой метафоре: синяя птица счастья. Помните песню группы Машина Времени «Синяя птица»? Старые рокеры точно помнят.

Кнут Гамсун. За монументальное произведение “Соки земли” о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

-7

Норвежский автор Кнут Гамсун , получивший Нобелевку в 1920 за труд «Соки земли» , начинал как лектор и философ модернизма, речи которого были известны своими новаторскими идеями о превосходстве новаторской литературы от устаревшей. Эпоха гуманизма девятнадцатого века ушла, а вместе с веком двадцатым пришли идеи воспитания нового индивида. Гамсуновские герои имеют в характерах наивность, но цинизм, страстность, но с темным подтекстом, воинственность, но ради жизненных потребностей.

Бернард Шоу. За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой

-8

Ирландский драматург и романист Бернард Шоу не просто стал Нобелевским лауреатом за пьесу «Пигмалион» в 1925, но получил также «Оскар» за сценарий к одноименному фильму. Название знаменитой пьесы отсылает к древнегреческому мифу, в котором скульптор влюбляется в созданную им статую. В пьесе Шоу мастер также влюбляется в свое творение с той только разницей, что «творением» становится уличная цветочница, которую главный герой на спор с лучшим другом взялся обучать аристократическим манерам. Смешная пьеса о вечных ценностях, любви и дружбе на самом деле поднимает серьезные философские и идеологические вопросы. Библиограф Марина Иванкова отмечает: «Бернард Шоу был убежденным социалистом и активистом, поэтому в пьесе реализовывал свою идею о классе и непреодолимости социальной психологии человека, которая определяет его, его поступки и поведение. Собственно основным конфликтом и является столкновение социальных психологий героев».

Томас Манн. Прежде всего, за великий роман “Будденброки”, который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет

-9

Следующий лауреат, про которого мы поговорим, — немецкий писатель Томас Манн , получивший премию в 1929. Его первый роман, семейная сага «Будденброки» , стал классикой, интерес к которой действительно не остывает. Главные герои: отец, его сыновья и дочь, их дети и куча родственников и знакомых вокруг. Как они вели свои дела, кого выбирали в жены и мужья, как воспитывали детей, чем жертвовали во имя семьи и к чему всё это привело. История о том, что бывает, когда люди идут не по своему пути. Когда они сознательно выбирают не то, к чему лежит их душа, либо когда им не дают сделать выбор. Или они даже не знают о существовании этого выбора, потому что с детства их готовили к другому. Актуально на все времена, согласитесь.

Джон Голсуорси. За высокое искусство повествования, вершиной которого является “Сага о Форсайтах”

-10

Ну и как же не вспомнить автора другой семейной саги — английского писателя Джона Голсуорси , ставшего лауреатом в 1932. Известнейший из его романов (вернее, цикл романов) — «Сага о Форсайтах» — родился не только благодаря писательскому таланту автора, но и благодаря тому, что Голсуорси описал в произведении собственную историю любви. Главной и единственной женщиной в жизни писателя бала Ада Голсуорси (в девичестве Купер), которая являлась женой брата писателя. Брак был заключен поспешно, по расчету, и, соответственно, оказался несчастливым. Писатель и его невестка увлеклись друг другом с первого взгляда, и именно Ада обратила Голсуорси на стезю писательства. Однажды она сказала ему на прощание: «Почему вы не пишите? Вы обязательно должны писать». Пара так и не смогла пожениться и завести детей, поэтому мечты о безоблачном счастье писатель выразил в «Саге»: главные герои, прототипами которых являются сам писатель и его возлюбленная, живут долго и счастливо.

Иван Бунин. За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы

-11

Первым исконно русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, стал Иван Алексеевич Бунин в 1933. Тогда внимание Нобелевского комитета привлек роман, поэма в прозе, «Жизнь Арсеньева» . Автор статьи позволит себе рекомендовать к прочтению также сборник «Темные аллеи» , постановки по которым в свое время стали первым шагом в моей театральной деятельности. Цикл рассказов до сих пор считается одной из самых популярных книг о любви. Несмотря на то, что сам Бунин считал «Темные аллеи» вершиной своего творчества, многие его современники цикл не приняли, обвиняя писателя в излишнем смаковании эротических подробностей и даже аморальности. Я думаю, что нападки на его творчество были связаны в первую очередь с тем, что сам Бунин открыто недолюбливал коллег по цеху и позволял себе резкие высказывания в адрес Достоевского , Гоголя , Набокова , Маяковского , Горького , Цветаевой и многих других. Но тот же Горький искренне восхищался творчеством Ивана Алексеевича: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Герман Гессе. За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль

-12

Немецкий писатель и художник Герман Гессе получил Нобелевскую премию по литературе в 1946 году в знак признания его литературной карьеры. Интерес к восточной мистике и духовной сфере, а также ненасытный поиск новых ценностей и смысла жизни привели автора к написанию романа «Игра в бисер» , благодаря которому Гессе и стал лауреатом. Это история происходит в далеком будущем в фантастической стране Касталии. Мир романа основан избранными высокообразованными людьми, которые видят свою цель в сохранении интеллектуальных ценностей человечества. Им чужд жизненный практицизм, они наслаждаются чистой наукой, высоким искусством, сложной и мудрой «игрой в бисер». Сам Гессе определял свое творчество как «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития» — «биографией души».

Уильям Фолкнер. За значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа

-13

Первый американец в моем сегодняшнем списке — выдающийся писатель Уильям Фолкнер . Он изменил представление о времени в тексте и познакомил мирового читателя с нравами американского Юга. Фолкнер родился в семье аристократов-плантаторов. Воспитание в консервативном и патриархальном ключе не только не сделало будущего автора таким же, как и все его знакомые того времени, а наоборот сподвигло разоблачить ту несправедливость, которая до сих пор царила на юге. В итоге это привело к созданию огромного цикла, начало которому было положено в романе «Шум и ярость» . Однако Нобелевку в 1949 году писатель получил за роман «Осквернитель праха» о чернокожем парне, которого несправедливо обвиняют в убийстве. Этот роман стал также самым коммерчески успешным произведением Фолкнера: студия «Метро-Голдвин-Майер» заплатила автору за права на экранизацию 50 тысяч долларов.

Эрнест Хемингуэй. За высокое мастерство в искусстве повествования, продемонстрированное недавно в “Старике и море”, и за влияние, которое автор оказал на современный стиль

-14

Ну и, конечно же, я не могла пройти мимо моего любимого американского писателя Эрнеста Хемингуэя . Его произведениями я зачитывалась с детства, и они несомненно оказали влияние на мое мировосприятие. А знаменитая повесть «Старик и море» , которую мы, кстати, проходили в школе, принесла писателю ту самую Нобелевскую премию в 1954. Еще один любопытный факт: в 2000 году вышел одноименный отечественный мультфильм, получивший позже «Оскар». Его создатель, русский мультипликатор Александр Петров, использовал особую технику «ожившей живописи» (рисование масляными красками по стеклу). Этот очень красивый мультфильм и впрямь стоит того, чтобы его увидеть.

Борис Пастернак. За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа

-15

Русского поэта и прозаика Бориса Леонидовича Пастернака выдвигали на Нобеля много раз, прежде чем роман «Доктор Живаго» в 1958 году принес писателю награду. Но финал истории трагичен: советские власти вынудили Пастернака отказаться от премии, так как он рассматривался ими как писатель, оскорбивший революцию, представивший ее как хаос и разрушение. Руководство страны восприняло новость о победе Пастернака как недоброжелательный акт по отношению к советской общественности. Признание Пастернака на родине произошло только в 1988 году, после чего диплом и медаль лауреата наконец-то передали родственникам писателя на торжественной церемонии. Кажется, Ницше сказал: «Гений — это тот, кто осуществляет себя». Пастернак свою мечту вымечтал, выстрадал. Он хотел написать прозу, которая произвела бы впечатление в мире и вобрала бы в себя всё то, что он как художник хочет сказать миру. И он сделал это.

Джон Стейнбек. За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением

-16

Американский писатель Джон Стейнбек еще с юношества знал, что хочет стать писателем. И не просто писателем, а знаменитым. Мечта юноши сбылась, когда после долгих скитаний, поиска себя и своего места в литературе Стейнбек выпустил «Гроздья гнева». Критики впервые заговорили о Стейнбеке как о крупном писателе, а сама книга вызвала огромный резонанс в обществе. Роман, повествующий о временах Великой депрессии, на протяжении двух лет возглавлял списки бестселлеров. Успех книги даже привлек внимание деятелей Голливуда, и в 1940 году режиссер Джон Форд снял ее экранизацию. В этом же году за «Гроздья» Стейнбеку присудили Пулитцеровскую премию. Нобеля писатель получил сильно позже, в 1962, причем не только за свой самый известный роман, но и в целом за заслуги перед литературным обществом.

Жан-Поль Сартр. За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время

-17

Французский писатель, драматург и философ Жан-Поль Сартр стал единственным писателем в истории премии, который добровольно отказался от этой награды. Писатель заявил о своем нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Сам писатель проповедовал философскую идею экзистенциализма: он считал, человек самостоятельно наделяет жизнь смыслом в изначально бессмысленном мире. Никакие моральные и ценностные категории, а также нормы поведения, существующие в обществе, не имеют для экзистенциалистов значения, поскольку все они искусственны. Главные свои идеи он вложил в знаменитый трактат «Бытие и ничего», за который вместе с романом «Тошнота» и был выдвинут на Нобелевскую премию в 1964 году.

Габриэль Гарсиа Маркес. За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента

-18

Горячо любимый автором статьи писатель и публицист Габриэль Гарсиа Маркес стал первым колумбийским автором, получившим Нобелевскую премию в 1982 году. Роман «Сто лет одиночества» стал первым произведением в мире в так называемом стиле магического реализма. Сюжет романа нельзя пересказывать. Это произведение, которое нужно прочувствовать и пережить. Книга Маркеса наполнена самыми разными событиями: военными действиями, инцестами, рождением детей, магией и чудесами. Этот динамичный калейдоскоп жизни порождает в читателе прямо противоположное ощущение плавного, неумолимого течения времени и чувство одиночества. Всеохватывающего и всепоглощающего одиночества, которым пронизана судьба каждого из героев.

Уильям Голдинг. За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание

-19

Следующий наш лауреат, получивший премию в 1983, — Уильям Голдинг . Всемирную известность ему обеспечил первый из его романов — «Повелитель мух» , считающийся одним из самых выдающихся произведений мировой литературы XX века. «Повелитель мух» — классическая антиутопия, написанная в лучших традициях жанра. Но выделяет ее на фоне других подобных произведений пронзительное ощущение ужаса, ведь главные герои романа — дети. Они из благополучных семей, образованные и воспитанные, волей случая попали в чрезвычайную ситуацию вдали от взрослых, и вместо того, чтоб сообща решать проблемы, разделились на племена и начали жестоко воевать между собой. «Повелитель мух» стал поистине революционным произведением — до Голдинга никто не рисковал так открыто критиковать человеческую природу. Роман стал мировым бестселлером сразу же после выхода и вызвал оживленную дискуссию в обществе, а через десять лет попал в учебные программы многих школ и колледжей.

Иосиф Бродский. За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии

-20

Еще один русский писатель, получивший премию находясь в эмиграции, — Иосиф Александрович Бродский . Начинающий поэт начал писать стихи еще в детстве, а Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь. В 24 года поэта арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке за пропаганду тунеядства. После освобождения писателю вскоре пришлось эмигрировать сначала в Вену, а затем и в США. Бродский стал одной из центральных фигур сразу в двух культурах — российской и американской. Его интонации оказались заразительными для подавляющего большинства современных русских поэтов, а сборник эссе «Меньше единицы» был в 1986 году признан лучшей литературно-критической книгой в США, а через год получил и Нобелевскую премию. После Владимира Набокова Бродский — второй русский литератор, который стал писать на английском как на родном. Он, как никто другой, много сделал для сближения англоязычной и русской литератур. А еще Бродский стал последним русским лауреатом Нобелевки, замыкая пятерку предыдущих авторов: Бунина, Пастернака, Шолохова и Солженицына .

Гюнтер Грасс. За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории

-21

Выдающегося писателя, скульптора, художника и графика Гюнтера Грасса в Германии считали «совестью нации». Дебютный роман писателя «Жестяной барабан» мгновенно сделал Грасса знаменитым, а через много лет, уже в 1999, принес автору Нобеля. Гротескная история мальчика, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен, вернула послевоенную Германию в мировую литературу, а самого Грасса сделала «голосом обожженного поколения» немцев. В 1979 году экранизация «Жестяного барабана» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар».

Джон Кутзее. За создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних

-22

Южноафриканский писатель, критик и лингвист Джон Кутзее не просто стал Нобелевским лауреатом в 2003 году, но также стал первым в истории писателем, кто получил Букеровскую премию дважды. Романы, принесшие ему этот успех, — «Жизнь и время Михаэла К.» (премия получена в 1983) и «Бесчестье» (1999 год). Позже за «Бесчестье» писатель был удостоен Нобеля. Поскольку детство и юность автора прошли в Южной Африке, в своем культовом романе он говорит о смене правящих классов — боль и трагедия всего народа, вне зависимости от того, за кем правда. «В последние 40 лет Южная Африка оказалась страной с огромным моральным долгом. И жителям пришлось открыть глаза и это увидеть», — говорил Кутзее. И добавлял, что империя жестко защищала свои интересы, но и ответные меры сопротивления были равносильны по жестокости.

Светлана Алексиевич. За ее многогласное творчество — памятник страданию и мужеству нашего времени

-23

Последняя женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе в 2015 году — белорусская писательница и журналистка Светлана Александровна Алексиевич . В 1985 году вышла ее книга «У войны не женское лицо» — роман о женщинах-фронтовичках, принесший писательнице Нобелевку. До этого произведение пролежало в издательстве два года — автора упрекали в пацифизме и развенчании героического образа советской женщины. Общий тираж книги достиг 2 млн экземпляров, по ней было поставлено несколько десятков спектаклей. Критики называли роман «новым открытием военной прозы». Небольшая личная история. Я познакомилась с этим произведением, случайно обнаружив у дочки приятельницы графическую версию романа. Я с любопытством взяла комикс в руки: рисовка и раскадровка были настолько классическими для подобных изданий, что я даже удивилась. Вернувшись домой, я стала искать информацию об авторе, в этот же вечер засела читать сам роман. Слезы катились из глаз практически безостановочно — я читала и читала всю ночь, пока не закончила. До сих пор считаю это произведение не просто журналистским, но и художественным, настолько пронзительно описаны судьбы женщин, воевавших во времена Второй мировой. Поэтому, помимо прочего, это и моя личная рекомендация.

Кадзуо Исигуро. Писатель, который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром

-24

И завершить сегодняшний список я решила японо-британским писателем Кадзуо Исигуро , ставшим третьим автором, родившимся в Японии, который был удостоен Нобелевской премии по литературе. Но начнем не с победителя, а с проигравшего в качестве небольшой шутки. Спит Харуки Мураками , и ему снится сон: Стокгольм, белый зал, толпы журналистов, выходит спикер Шведской академии. Выдержав вахтанговскую паузу, она читает по бумажке: «Нобелевская премия по литературе достается Мураками! Рю Мураками !» Наверное, что-то похожее случилось и в 2017, когда Нобелевку вручили Кадзуо Исигуро. Да, конечно, они совершенно разные. Исигуро только по рождению и по фамилии японец, он неотъемлемая часть великой британской литературы. Хотя их часто сравнивают: Мураками — самый вестернизированный японский прозаик, Исигуро принес в западную литературу японскую аккуратность и погруженность в прошлое. У Мураками больше тиражи, Исигуро воспринимают серьезнее. Теперь Исигуро окончательно победил (скажу по секрету, к моему величайшему огорчению). Кадзуо — главный отличник мировой литературы. Он тщательный, он умелый, он безупречный. Его тексты минималистичны в том, что касается реальности, но зато изобильны там, где дело касается прошлого. Он передает словами холод и тепло, звуки и молчание. Вручение премии Исигуро — это сигнал таким же отличникам: нет, награждают не только за эксперименты. Награждают за верность себе и традициям.

Список нобелевских лауреатов и их чудесных произведений настолько велик, что написать о них можно еще множество статей. Все указанные в статье писатели и произведения — личные рекомендации автора, который не умаляет заслуг других лауреатов. А какие книги писателей, получивших Нобеля, вы читали и оценили?

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина