Читательница пишет:
"Мне 29, я работаю инструктором по колористике (окрашивание волос) в крупной сети учебных центров Москвы, обучающих бьюти-мастеров. Преподаю я уже 2 года, делаю много и качественно, являюсь ценным кадром. Следовательно, подавляющее большинство моих учеников мной довольны. Почему подавляющее? Потому что несколько месяцев назад в моей жизни появилась Анастасия.
Она пришла учиться в группу, которая получает профессию с нуля. Ещё до начала обучения кое-что меня смутило. Анастасия выведала мои соцсети у администратора учебного центра, для того, чтобы ознакомится с моими работами. Это нормальная практика, ученикам важно, у кого они будут учиться, а я всегда рада новым подписчикам. Но вот только она начала заваливать меня сообщениями. Отправляла фото своих работ, которые сделала после просмотра пары видео на ютубе, и просила разобрать все ее ошибки. Я мягко ее отшила, сказав, что курс ещё не начался и эти работы оценивать нет никакого смысла.
Это не помогло, фото ее некачественных работ продолжали мне присылаться почти ежедневно, также она делилась со мной тем, какие видео о колористике посмотрела на ютубе и какие составы купила. Да, меня это смутило, но также я и радовалась, что ко мне придет заинтересованный человек.
В первый учебный день я сразу узнала ее среди учеников. Она смотрела на меня снизу вверх, с каким-то диким обожанием, как многие из нас смотрели бы на звезд. Это выглядело неуместно, несоразмерно ситуации, даже немного пугающе. Весь первый урок она заглядывала мне в рот, наигранно смеялась над моими шутками, в общем, ее было много.
По дороге домой Анастасия увязалась за мной, мы разговорились. Теперь, конечно, я бы избегала с ней любого контакта, не касающегося курсов.
Следующие несколько уроков Анастасия все так же смотрела на меня, увязывалась за мной на перекур, ловила мой взгляд, пыталась участвовать во всех разговорах, где участвовала я, а потом мы вдвоем ехали на такси по домам (теперь она знает мой адрес). Если я указывала ей на ошибки, она спрашивала «а вы все равно меня любите?». Также в общем чате она писала мне преувеличенные комплименты, касающиеся моих работ.
В среднем в день я получала по 30 сообщений. Она писала как в 7 утра, так и в 12 часов ночи. Несколько раз она спрашивала, посмеиваясь: «Наверное, я вас достала?». Вежливость не давала мне сказать «ДА!!!». Я не понимала, почему я испытываю такой дискомфорт рядом с Анастасией, ведь она человек дружелюбный, хоть и навязчивый.
Переломный момент случился на предпоследнем уроке, когда мы проходили одно из самых сложных окрашиваний. Мы работаем строго по программе, но Анастасия выпрашивала меня сделать более сложную работу. Я была против, потому что это слишком сложно для новичка и она просто не успеет закончить работу. Уговаривала она меня несколько дней в личной переписке и я согласилась, потому что мне просто надоело ее переубеждать. Моделью она пригласила свою 14-летнюю дочь. Я предупредила Анастасию, что если она не закончит работу вовремя, то уйдет с тем, что есть. Она согласилась.
В середине урока у Анастасии перестало получаться. Я пыталась ей помочь, объясняла, но она уже начала нервничать. Неожиданно для всех она начала орать на свою дочь, обвиняя ее в том, что та не правильно держит голову. Это быстро перешло в мат, кидание дочери в лицо заколок и угрозы ударить.
Я настолько опешила, что даже не сразу сообразила, что мне нужно вмешаться. Ученицы и модели были в шоке, все смотрели на нее с ужасом и боялись издать звук. Я попросила ее не орать в общественном месте, тем более матом, тем более на ребенка, но это просто проигнорировалось. Орать она продолжила на протяжении всей работы. Мне было страшно даже взглядом с ней встретиться. Я понимала, что если начну вмешиваться в этот скандал, то агрессия польется на меня, ещё и при учениках.
Конечно, работу она не закончила и в конце урока картинно разрыдалась, а все ученицы дружно ее обнимали. Все, кроме меня. О ситуации я оперативно сообщила начальству, чем повергла всех в шок.
На последний урок Анастасия пригласила свою сестру в качестве модели, причем она снова попросилась на сложное окрашивание, хотя я точно так же пыталась ее отговорить. Уже через час после начала урока история полностью повторилась. Она орала на сестру, убегала курить, возвращалась в слезах. Я пыталась ее осадить, но она тут же менялась в лице и с милой улыбкой отшучивалась, а уже через 3 секунды снова орала на сестру. Конечно, руководству я снова сообщила об этом.
На этом, казалось бы, можно выдохнуть, ведь последний урок прошел, дипломы выданы. Но сообщения от Анастасии продолжали литься рекой, как в личку, так и в общий чат. Она больше не выбирала выражений. Много материлась, жаловалась на жизнь, на отсутствие образования, бывших мужей-алкоголиков, низкую зарплату кассира, на то, что не может найти работу в салоне. Сразу после курсов сложно найти работу, ведь всем нужен сотрудник с опытом. Она, видимо, этого не понимала, поэтому после любого отказа строчила нам потоки сознания, где все руководители салонов были твари и уроды.
Когда я брала в руки телефон, там всегда висело новое сообщение от Анастасии. Вот всегда. Она не оставляла меня ни на минуту. Было ощущение, что она даже на обед не отвлекается. Это начало ощущаться, как сталкинг.
Я в чате ничего не писала, старалась даже не заходить туда. В личку отвечала сухо и редко, надеясь охладить ее пыл. Пыл не охладился ни на градус, писала она все так же много, такое ощущение, что ей даже не важно было, отвечу я или нет. Главное — писать. Много. Потоком. Бесконечно.
Истерика в чате длилась где-то неделю после окончания курса, пока девочкам это не надоело. Они попросили Анастасию перестать сливать на всех свои проблемы. И вот тут ее понесло.
Сначала она строчила абзацы о своей тяжелой жизни, долгах, муже-алкоголике без работы, комнате в коммуналке. Потом началась дикая агрессия в адрес девочек. Несколько раз Анастасия удалялась из чата и добавлялась туда снова. Все это сопровождалось матами, обвинениями, жалобами и оправданиями. Читать невозможно. Потом она перешла в личку и понаписала девочкам кучу несвязного бреда. Предложение начинается с чего-то одного и далее уходит в дебри.
Писала и мне, как ни в чем не бывало, заваливая меня бессмысленными сообщениями и странными вопросами. Я поняла, что боюсь ее. Посоветовавшись с руководством, я заблокировала ее.
Если честно, то я знала, что это разозлит ее ещё больше. Я знала, что она не отстанет от меня. Я знала, что ее милость быстро сменится гневом. Я не ошиблась.
Всего через пару дней Анастасия атаковала мое начальство. Претензия была в том, что я плохо выставила свет на фото, когда снимала ее окрашивание, из-за чего ее не берут на работу. Начальство, конечно, поставило ее на место и объяснило всю абсурдность этой жалобы.
Ещё через неделю она снова написала им с другой претензией: во время окрашиваний я уделяла ей мало внимания, а также отпустила ее модель с недоделанной работой. Начальство, конечно же, было в курсе всей ситуации и не повелось на очередную провокацию с ее стороны.
Еще через какое-то время она вернулась, но уже с официальным письмом руководительнице всей сети учебных центров, в котором она жаловалась на меня. И вы ни за что не угадаете, в чем была суть ее претензии. В том, что я подружилась с одной из учениц!
Руководительница была в шоке, посоветовала мне носить с собой баллончик.
После каждой ее жалобы я ужасно расстраивалась и мое начальство решило больше не сообщать мне о ней ради моего спокойствия, поэтому я не знаю, продолжает ли она писать ещё что-то. Недавно она снова вступила в чат, но пока молчит.
На протяжении всего этого времени у меня было ощущение какого-то собственничества, какой-то ненормальной привязанности. У меня ощущение, что она влюблена в меня. Этого человека я действительно боюсь.
Вчера мне опять пришло от нее сообщение, где она попросила записать ее дочь ко мне на окрашивание. Это сообщение простое только с виду. Мы с ней в открытом конфликте: она пишет на меня жалобы, я кидаю ее в ЧС. А потом она объявляется, как будто ничего не произошло. Это неадекватно.
Я постоянно думаю только о ней, иду по улице и вглядываюсь в людей. Но иногда мне уже начинает казаться, что это я ненормальная, а не она. Вдруг я загоняюсь, а она просто немного навязчивая женщина. Мой страх перед ней кажется мне бредом, высосанным из пальца...»
Мой ответ:
Немного навязчивая? Ну нет. Вы действительно столкнулись с эмоционально нестабильной женщиной. Возможно, психически больной или балансирующей на грани душевного здоровья.
И вы поняли это практически сразу. Многие из нас хорошо чувствуют неадекватность хотя бы на интуитивном уровне. Поэтому вас сразу встревожило, что Анастасия подписалась на все ваши соцсети и начала написывать вам в личку, словно вы близко знакомы. Ваши прохладные ответы ее не остановили. В этой коммуникации она видела лишь себя, свои фантазии и возможность импульсивно «изливаться». Верно вы подметили: ей и не так важен был ваш ответ. Вот почему не стоит винить себя, что позволили ей приблизиться. Она и не спрашивала. Ни молчанием, ни просьбами вы бы не остановили этот ураган.
Когда преследует человек, с которым у вас не связана никакая история, это особенно пугает. Пугает, что сталкер живет в какой-то своей реальности, в которой почему-то видит вас «своим» и не допускает невзаимности.
Вот в сериале «Олененок» бармена Донни начинает преследовать женщина, с которой он всего лишь тепло пообщался у стойки. Она начинает ходить в этот бар каждый день и очень откровенно, даже вульгарно заигрывать с Донни. Марта ведет себя так, будто уверена в симпатии Донни. Она беспрерывно пишет ему сообщения, подкарауливает на улице и даже нападает на его девушку. К своему ужасу Донни выясняет, что женщина — опытная сталкерша и даже привлекалась по этой статье.
К сожалению, Донни в своей рефлексии идет по ошибочному пути. Он ищет, что в его поведении могло спровоцировать сталкинг. И находит в себе причину: видимо, бессознательно он хотел такого необузданного поклонения, поэтому Марта и поймала его на крючок своими комплиментами. Меж тем, видно, что с самого начала Донни не искал внимания Марты и почти сразу начал тяготиться ее болтовней и шутками ниже пояса. Но в самообвинении он уже не помнит этого и считает себя виноватым. (Как и в предшествующем случае насилия со стороны продюсера.)
В такую психологическую ловушку попадают многие жертвы абьюза и в частности, преследований. Наверно, они думают: есть же причина, почему это произошло именно со мной! Но нет. Вам просто не повезло. И вы просто выглядели «по-человечески» - так, что с вами можно было начать общаться. Или вы находились при исполнении, как Донни или автор сегодняшнего письма. Чем сталкерши и воспользовались.
Жуткую история сталкинга мы видим и в триллере "Роковое влечение" (1987) с Майклом Дугласом и Гленн Клоуз. Между женатым героем и его коллегой внезапно заискрило. Но хорошенького помаленьку, и герою пора возвращаться в семью. И вот тут-то и раскрывается патология Алекс. Марта из «Олененка» отдыхает. Она хоть с ножами за Донни не бегает.
Обсуждали «Роковое влечение» с читателями. И конечно, нашлись те, кто обвинили в этой ситуации героя. Мол, не изменял бы жене — не навлек бы на себя агрессию Алекс. Но дело не в этом. В фильме «Олененок» у Донни и девушка была, и не изменял он ей, и к сталкерше он проявил лишь дежурное внимание — и тем не менее, она устроила на него охоту.
В сегодняшней истории автора сложно в чем-то упрекнуть даже при желании. От идеализации Анастасии она не млела. Переписку не поддерживала. Не сближалась. Общалась сдержанно.
Таким образом, если к вам прицепился некто неадекватный, не думайте, что вы чем-то это спровоцировали. Это могло случиться с любым, но не повезло именно вам.
Эмоционально нестабильные люди подробно описаны во 2 томе моей трилогии «Бойся, я с тобой», где я рассказываю про типажи абьюзеров и их «начинку».
Хотите лучше разбираться в опасных людях, быстро их вычислять и предугадывать возможные проблемы от них? Читайте 2 том и подробно изучайте их типажи и устройство.
Опасно: идеализация
Можем ли мы обезопасить себя от такого сталкинга — назову его «первичным»? Полностью — нет. Ведь мы не можем управлять тем, что творится в чужой нездоровой голове.
Что мы можем? Научиться быстро вычислять подобных личностей и прерывать с ними контакт. От греха подальше. Хотя это возможно не всегда. Наша героиня при всем желании не могла убрать Анастасию из своей жизни. Разве что уволившись.
Итак, насторожитесь, если некто:
- вас идеализирует. А если идеализируют бурно, чрезмерно, при этом почитатель появился в вашей жизни из ниоткуда и сразу же начал бомбардировать обожанием — это серьезная причина прекратить общение, только без оскорблений и ругани. Просто «слиться». Если нельзя перестать общаться, как в нашем случае, сделайтесь серым-серым камнем. Холодная вежливость. Ноль эмоций и реакций.
Людям такого склада, как Анастасия, свойственна гротескная идеализация. По незнанию такое выражение эмоций может даже подкупить. «Какой искренний, непосредственный человек! - можем подумать мы. - Как свободно он выражает свои чувства, точно ребенок!» Вы даже можете почувствовать эйфорию от того, что вас так бурно любят и желают, и решить, что тоже влюблены. Так и произошло у героев «Рокового влечения».
Но эмоционально нестабильные люди очень ранимы. Они живут будто без кожи. Вот почему попытка Донни серьезно поговорить вызывает у Марты приступ бешенства. Вот почему Алекс внезапно режет себе руки, когда Дэн пытается проститься с ней после бурных выходных. А затем превращается в опасную мстительницу.
Вы буквально не узнаете своего обожателя. Человек начинает пороть дичь, отчаянно цепляется за вас, не дает проходу, не слышит разумных доводов, брызжет ненавистью, предъявляет неадекватные требования.
Наша задача — не допустить перехода к этому этапу, в зачатке купировав восторги обожателя. Разговаривать с таким человеком примерно бесполезно — он живет во власти своих эмоций и когнитивных искажений. Поэтому лучше всего сразу отодвинуться от восторженной личности, а еще лучше — распознать ее издали и не дать ей возможности приблизиться. Правило трудновыполнимое, требует жизненного опыта, знания нашей темы и твердости.
- «безграничен» и «весь такой внезапный». Он резко появляется в вашей жизни и тут же его становится слишком много. Он лезет в окна и двери, не понимая, что вы не можете или не хотите активно с ним общаться, хотя вы и намекаете на это — пока культурно.
- почти вас не знает, но... знает о вас слишком много. В какой школе вы учились, в каком ЖК живете, на какой машине ездите, какую фотографию выложили в соцсети месяц назад. Это прямо набат. Человек активно разведывает вас.
- мыслит двумя категориями — черное и белое. Людей он либо боготворит, либо терпеть не может, и нередко это — одни и те же персоны. Ровного отношения нет ни к кому. Готовьтесь: вы следующий.
- имеет в прошлом (и нынешнем): бурные романы и сокрушительные разрывы, противоправные действия и судимости, химические и прочие зависимости, замечен в лихих, хулиганских выходках.
Едва вы заподозрите в новом знакомом такого эмоционально нестабильного типа, лучше немедленно прерывать контакт или притворяться серым-пресерым камнем. Прочитали сообщение — не ответили. Через 10 сообщений написали «ну да». Но дело в том, что такие люди просто бомбардируют сообщениями и звонками! Они блокируют ваш привычный ритм жизни. Мало того, присутствие «липучки» очень нервирует, а порой и пугает.
Поэтому, если сталкинг уже начался, можно делать вот что:
- полностью прекратите общение. Заблокируйте человека везде или не блокируйте, а игнорируйте. Сообщения лучше не открывать. Ничего не доказывайте сталкеру, не просите оставить вас в покое. Вы и раньше это делали, но разве ваше «нет» его волновало?
- уйдите оттуда, где вы можете пересечься реально и виртуально. В нашем случае не общайтесь в тех чатах, где состоит Анастасия. Тем более, учеба уже закончилась.
- расскажите близким, что к вам проявляют нездоровое внимание и дайте информацию о преследователе
- на всякий случай продумайте дополнительные меры безопасности. Пока нет оснований опасаться физической агрессии Анастасии или ее появления в своем дворе, но к этому нужно быть готовой. Посоветуйтесь с консультантом в магазине средств для самообороны. Постарайтесь возвращаться домой засветло, быть на людях. По возможности, временно измените привычный маршрут. Паркуйте машину в поле зрения камер. Это если уж совсем перестраховаться.
- и, конечно, если ситуация начнет накаляться, обращайтесь в полицию! Важный нюанс: жаловаться надо не на преследование, а на конкретные противоправные действия: угрозы, клевету в соцсетях и т. д. Подробнее читайте в статье юриста Марии Бахаревой https://vk.com/id146742284?w=wall146742284_50165 .
Друзья, вот и наступила жара! А на Ozon https://www.ozon.ru/product/futbolka-tanya-tank-1562203196/ появилась моя авторская футболка с зашифрованной надписью «Какое счастье жить без абьюза!».
Белоснежный органический хлопок, актуальный прямой покрой, подходит мужчинам и женщинам на рост 156-180 см. Пока есть размеры от 44 до 56-го.
В комплекте — благодарственное письмо с моей печатью и подписью. Я благодарю вас за то, что вы вышли из абьюза. А за что благодарю — прочитаете. :)
Отличный поддерживающий подарок «со смыслом»! Подарите футболку себе и подруге!