Министерство промышленности и торговли РФ отменило требование предоставления производителями дополнительных документов о закупке российских компонентов, используемых при сборке электронного оборудования.
История вопроса с производителями электроники
Балльная система локализации продукции поставила отечественных производителей электроники в затруднительное положение: из-за огромного дефицита российских печатных плат «железо» не может набрать требуемое количество баллов, не может попасть в реестры российской промышленной продукции и, соответственно, не может претендовать ни на субсидии, ни на гранты, ни на участие в госзакупках.
В 2023 году производители электроники неоднократно обращались в Минпромторг с просьбой смягчить балльную систему оценки, чтобы иметь возможность вносить свою продукцию в реестр РЭП. Однако в конце 2023 года ведомство проигнорировало эти обращения и анонсировало ужесточение требований.
В июне 2024 года Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) обратилась с письмом к главе Минпромторга Антону Алиханову, в котором выразила следующие просьбы о поддержке отечественных производителей электроники:
- расширение налоговых льгот для контрактных производителей;
- пересмотр условий соглашений по субсидируемым проектам НИОКР;
- инвестиционная поддержка полупроводниковых фабрик;
- отказ от планов по маркировке радиоэлектронной продукции.
Послабления от Минпромторга
О новых поправках в ПП 719 начали говорить ещё в марте 2024 года в связи несколькими громкими нарушениями и фальсификациями с “отечественной” электроникой. В общественном поле стали известны случаи, когда производители шли на подлог: на проверку в ТПП и Министерство отправляли оборудование с российскими комплектующими, а на поставки по госзакупкам — с китайскими.
Минпромторг планировал обязать производителей отчитываться в ГИСП о количестве приобретённых российских комплектующих и объёме произведённой продукции — эти два показателя должны совпадать. В противном случае представители ведомства на выездной проверке должны были «верифицировать производственные мощности предприятия».
Безусловно, всё это увеличило бы документооборот и создало дополнительную нагрузку на производителей, но при этом ожидалась минимизация случаев обмана при госзаказах.
Что изменилось 17 июня 2024 года?
После оценки регулирующего воздействия на производителей электроники в частности и на всю отрасль в целом формулировка с ужесточением требований была изъята из проекта документа “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
Минпромторг не будет требовать от производителей электроники дополнительную документацию о закупке отечественных комплектующих, используемых при сборке продукции, претендующей на статус российской. Об этом заявлено в планируемых и уже озвученных изменениях в постановлении 719.
Ранее в проекте документа была прописана возможность для радиоэлектронной продукции, которая оценивалась по балльной системе и перечень которой был указан в IX разделе ПП 719, попадать в реестр без режима дополнительного контроля со стороны государства. Это означало, что производители при получении Акта экспертизы ТПП автоматически могли попадать в реестр Минпромторга без рассмотрения продукции департаментом РЭПа. Но в проекте, направленном на рассмотрение Правительством Российской Федерации, такая формулировка отсутствует.
Какие новшества планируются в ПП 719?
- Ранее мы писали, что такой документ, как Заключение Минпромторга РФ о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, будет отменён, его заменит реестровая запись или Выписка из реестра Минпромторга. Кроме того, само постановление 719 будет переименовано: “О подтверждении производства российской промышленной продукции”.
- Акты экспертизы и сертификаты по форме СТ-1, выдаваемые уполномоченными органами государств-участников Договора о создании Союзного государства, будут признаны в своём статусе эквивалентными Актам экспертизы и СТ-1, выдаваемым Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Здесь отметим, что, во-первых, существует ряд исключений по коду ОКПД 2, а во-вторых, есть важное условие: выполнение не менее 50% производственных операций на территории России для продукции из раздела III и не менее 20% для иной продукции.
- Не менее важным новшеством станет возможность промышленной продукции, не указанной в ПП 719, попадать в реестр без режима дополнительного контроля со стороны государства. Это означает, что производители при получении сертификата СТ-1 будут автоматически попадать в реестр без рассмотрения продукции Минпромторгом.
Выводы
Из проекта поправок к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 исчезло требование к производителям промышленной продукции предоставлять дополнительную информацию о закупленных комплектующих, имеющих подтверждённое российское происхождение.
Процедура включения в реестр продукции IX раздела останется прежней, и производителям необходимо будет, как и ранее, проходить все этапы рассмотрения заявки.
Обращаем ваше внимание, что вышеупомянутые изменения ПП 719 в настоящее время находятся на рассмотрении Правительства РФ, планируемая дата вступления в силу: 01.07.2024.
Специалисты компании «Эксперт Плюс» пристально следят за всеми изменениями законодательства, чтобы оперативно помочь заказчику скорректировать процесс внесения промышленной продукции в Реестр Минпромторга России согласно новым законодательным нормам. Позвоните нам прямо сейчас — и мы запишем вас на бесплатную консультацию!