Что нельзя делать женщине в стойбище оленеводов

1K прочитали

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.

Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров. Тут и кухня, и спальня, и гостиная, и мастерская при необходимости. Естественно, у каждой вещи есть своё место, иначе всё очень быстро просто превратится в кучу, где невозможно ничего найти. А так хозяйка или хозяин точно знают, где лежит та или иная вещь.

Кроме этого, когда ты почти каждый день переезжаешь с места на место вместе со всем домом (а оленеводы переезжают до 100 раз в год), то оптимизируешь быт по максимуму. Короче, у хозяек стойбища можно поучиться организации быта и пространства.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.

И так же, как у каждой вещи и предмета быта в стойбище есть своё места, у каждого члена семьи есть свои обязанности и определённые правила поведения. Что-то сделано для того, чтобы быт был проще, а что-то пришло от предков и настолько тесно вплелось в жизнь, что теперь является её неотъемлемой частью.

Если немного упрощать, то мужчина занимается оленями и всем, что происходит снаружи чума, а женщина — бытом и тем, что внутри. Конечно, иногда и женщины могут помочь оленей "отсортировать", дров принести и воды. Но вот чтобы мужчина готовил еду или убирал постель в чуме, я не видела ни разу.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-2

Вообще даже чум исторически ставят женщины без помощи мужчин. Но сейчас уже все принимают участие в этом процессе. Просто потому что так быстрее.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-3

Главная задача жены оленевода в том, чтобы в чуме всегда на печке стоял чайник и была еда для мужа, который придёт с "работы". Его работа в основном заключается в присмотре за стадом: чтобы хищники не нападали, чтобы олени не разбрелись, а если разбрелись их надо собрать, сделать прививки, вылечить от паразитов, разделать тушу, выделать шкуру, сделать нарты, починить сломавшуюся технику (а в стойбищах есть бензопилы, снегоходы и квадроциклы).

А женщина шьёт одежду, готовит еду и заботится о детях. В принципе в подобном разделении обязанностей нет ничего странного или удивительного. Подобный "распорядок" встречается и во многих городских семьях.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-4

Но вот кроме обязанностей у женщин в тундре есть и ограничения. И некоторые из них могут показаться довольно странными.

Нельзя надолго отлучаться из стойбища

В принципе звучит логично. Ведь если женщина уйдёт, то кто же тогда будет поддерживать огонь в печке и следить за едой? Да и если муж вернется, а никого "дома" нет, то тоже не очень хорошо будет. Поэтому никуда из стойбища женщины не отлучаются. По сути и не за чем. Вокруг же тундра. Ну, за дровами сходить, воды принести из речки или снега натопить. На этом прогулки заканчиваются.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-5

Нельзя переступать через мужские вещи

Считается, что шаг женщины "нечистый", и если она перешагнёт, например, через аркан, который валяется на земле, или топор мужа, то того будут преследовать неудачи. Или что-то случится со стадом. При этом поднять вещь тоже нельзя. Надо просто обойти стороной.

Нельзя садиться за стол с мужчинами

Задача женщины — подавать еду на стол и постоянно подливать чай, который оленеводы пьют в огромных количествах. Поэтому мужчины (и гости) обычно садятся на оленьи шкуры, а женщина присаживается с краю стола на табуреточку. Так ей будет намного проще встать, чтобы что-то подать. Поэтому я бы не назвала эту традицию прям запретом. Скорее, это привычка, которая сделана для удобства. Да и мне как раз кажется, что на табуреточке удобнее сидеть, чем полулёжа на шкурах.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-6

А когда гость хочет встать из-за стола, хозяйка чума должна упереться в стол руками, таким образом не давая гостю унести благополучие из дома.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-7

Должна всё делать сама

Женщина по хозяйству или на кухне должна делать всё сама. Сама ставит и убирает посуду, сама подаёт чай и еду. Если вы начнёте что-то делать — убирать посуду, мыть или готовить, — то это будет воспринято как неуважение.

В принципе всё тоже легко объяснимо: она же знает, где лежит тот или иной столовый прибор, какие чашки кому подать, что любит муж, а что подать гостям. Я тоже обычно сама всё подаю гостям в своём доме.

Запрещено чистить рыбу

А вот эту традицию, которая сохраняется в некоторых семьях, объяснить не могу. Но она мне уже нравится. :)

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-8

Ходить за печкой и за чумом

Все предыдущие правила и запреты можно как-то логически объяснить и обосновать. И если представить себе быт в тундре без цивилизации, то многие из них кажутся вполне логичными и даже правильными. Хоть и не всегда честными по отношению к женщине.

Но вот логичного объяснения следующим запретам нет. При этом в отличие от других запретов, этот распространяют и на женщин-гостей. Меня очень чётко предупредили, что ни в коем случае нельзя ходить с задней стороны чума. И нельзя проходить за печкой.

Жизнь в тундре достаточно четко регламентирована. По-другому в таких суровых условиях просто не выжить.  Смотрите. Жилище — это чум площадью чуть больше 20 кв. метров.-9

Дело в том, что позади чума стоят священные нарты. На них хранят фигурки семейных богов. Мы однажды попросили хозяев показать эти фигурки и после уговоров они согласились, но фотографировать не разрешили. Женщине ни в коем случае нельзя проходить рядом с ними. По той же причине нельзя проходить с обратной стороны печки. Грубо говоря, между буржуйкой и стеной чума, за которой стоят священные нарты.

Вот то место, где лежат дрова, между печкой и телевизором, для женщины запретное.
Вот то место, где лежат дрова, между печкой и телевизором, для женщины запретное.

Я была в гостях у оленеводов трижды. В разное время года. А зимой даже жила 4 дня вместе с ними в тундре. И, кажется, что все эти условности и традиции помогают сделать быт более упорядоченным и предсказуемым.