Найти в Дзене

Готов коридор перешейка, одна из ключевых осей развития юга Мексики

Станция Икстепек. Фото Виктора Камачо
Станция Икстепек. Фото Виктора Камачо

Пятьдесят хопперов с кукурузой из Синалоа отправились в пятницу днем в Коацакоалькос. После 308 километров железнодорожного пути зерно, начавшее свой путь в Тополобампо, отправится в Яльтипан, где его переработают и, в конечном счете, часть его будет отправлена в виде муки и готовой продукции в другие страны.

Разгрузка, перемещение, переработка и повторная погрузка - это своего рода цикл, который подводит итог проекту "Межокеанский коридор на перешейке Техуантепек" (CIIT). Помимо простого пересечения товаров, как это происходит в Панамском канале, цель состоит в создании промышленного пояса, который получает сырье в одном месте и превращает его в другой продукт с большей добавленной стоимостью по мере прохождения через континентальный маршрут.

Идея создания на Техуантепекском перешейке промышленной зоны для производства промежуточных и конечных товаров вынашивается уже шесть лет в рамках так называемых специальных экономических зон (СЭЗ), которые будут переданы в концессию частным компаниям. Проект был возобновлен при нынешней администрации под эгидой ВМС, которым также были переданы функции управления и эксплуатации портов и железной дороги на перешейке Техуантепек (FIT).

Рассматривать CIIT как конкурента Панамскому каналу - это редукционизм, объясняют официальные лица во время экскурсии по некоторым из его объектам. Его цель не ограничивается пропуском товаров из Азии к восточному побережью США, а заключается в размещении на полосе площадью более 3000 гектаров между Тихим и Атлантическим океанами промышленных комплексов, которые также обеспечивают официальную занятость в регионе.

CIIT состоит из ряда компаний и организаций разного размера и специализации. Одна часть - FIT, 1096 км железных дорог для перемещения грузов и людей; другая - Полюса развития благополучия (Podebis), 12 территорий с базовыми услугами и налоговыми льготами для привлечения инвестиций; и, наконец, четыре порта - Салина-Крус, Пуэрто-Чьяпас, Дос-Бокас и Коацакоалькос - служат воротами для внешней торговли.

FIT - это система, которая обеспечит пассажирские и грузовые перевозки по трем железнодорожным линиям: Z - от Коацакоалькоса до Салина-Крус (308 км), FA - от Коацакоалькоса до Паленке (329 км) и K - от Икстепека до Сьюдад-Идальго (459 км). Это каркас зоны, состоящей из 12 полюсов развития благополучия (Podebis), которые будут развиваться в регионе и в которых предполагается разместить электротехническую и электронную промышленность, полупроводники, электромобили, автозапчасти и транспортное оборудование, медицинские приборы, фармацевтику, агропромышленность, металлы и нефтехимию и др.

Но помимо восстановления железной дороги - которая, по словам представителей Министерства военно-морского флота, уже перевозит грузы по линии Z во второй половине дня и вечером, чтобы не пересекаться с пассажирским сообщением, - требуется расширение и восстановление портов, чтобы они могли принимать суда с осадкой, аналогичной тем, что проходят через Панамский канал.

Судно разгружает кукурузу для транспортировки по железной дороге на перешейке. Фото Виктора Камачо
Судно разгружает кукурузу для транспортировки по железной дороге на перешейке. Фото Виктора Камачо

Суда Panamax и New Panamax, названные в честь канала, имеют размер 2,4 и 3 футбольных поля соответственно. Чтобы принимать суда такого типа, в Салина-Крус был построен второй волнорез, делающий порт более устойчивым. Он представляет собой скальную стену весом более 176 000 тонн и длиной более полутора километров.

Помимо физической инфраструктуры, для того чтобы CIIT стал альтернативой или дополнением к Панамскому каналу, важнейшей составляющей является техническая модернизация таможенной службы. По словам капитана Хулио Сезара Кабреры Алонсо, генерального директора Национальной администрации портовой системы (Asipona) в Салина-Крус, инвестиции в эту сферу уже осуществляются.

По словам Кабреры Алонсо, фискальный маршрут оснащается новым оборудованием для проверки грузов, поступающих в порт и покидающих его, такой досмотр оперативно можно производить разве что с помощью рентгеновских лучей. Он добавил, что этот фискальный маршрут строится таким образом, чтобы при выгрузке товаров с судна все оборудование обеспечивало непрерывный поток, а в случае обнаружения каких-либо отклонений проверка этих контейнеров будет проводиться в следующем порту.

Президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что цель CIIT - не конкурировать с Панамским каналом, а дополнять его. Этот водный путь длиной 80 километров можно преодолеть за 8-10 часов. Однако ожидание пересечения канала может занимать до двух недель из-за перегруженности, усугубляемой засухой, которая снижает уровень воды, необходимый для работы гидравлической системы подъема.

Кабрера Алонсо отметил, что в сложившейся ситуации одним из преимуществ CIIT является сокращение времени в пути: пересечение перешейка по железной дороге занимает от восьми до десяти часов для грузовых перевозок. Однако при таком перемещении не учитывается время разгрузки и погрузки судов, которое не требуется в Панамском канале, где груженные контейнеровозы перемещаются через шлюзы - своего рода гидравлические лифты, позволяющие судам проходить на высоте до 27 метров над уровнем моря, - а затем возвращаться в океан.

Отсюда вытекает и другая цель CIIT: превращение сырья в промежуточные и конечные товары в полюсах развития благополучия - проект, для которого открывается наибольший потенциал, особенно в свете перемещения глобальных цепочек поставок . Представители компании Marina отмечают, что на сегодняшний день они еще не завершили проект по перемещению международных товаров из порта в порт по коридору, хотя к ним уже обращаются компании из Китая, Сингапура и Испании. На данный момент они сотрудничают исключительно с национальными компаниями и промышленными предприятиями для перемещения товаров по коридору.

Эдгар Хавьер Вильчис Браво, капитан фрегата, административный специалист FIT, говорит, что с октября начались грузовые перевозки. Среди основных клиентов - цементные компании Cruz Azul и Cemex. Недавно было подписано соглашение с Maseca - зерно и мука, также ведутся переговоры с Bachoco.

Источник