Пятьдесят хопперов с кукурузой из Синалоа отправились в пятницу днем в Коацакоалькос. После 308 километров железнодорожного пути зерно, начавшее свой путь в Тополобампо, отправится в Яльтипан, где его переработают и, в конечном счете, часть его будет отправлена в виде муки и готовой продукции в другие страны.
Разгрузка, перемещение, переработка и повторная погрузка - это своего рода цикл, который подводит итог проекту "Межокеанский коридор на перешейке Техуантепек" (CIIT). Помимо простого пересечения товаров, как это происходит в Панамском канале, цель состоит в создании промышленного пояса, который получает сырье в одном месте и превращает его в другой продукт с большей добавленной стоимостью по мере прохождения через континентальный маршрут.
Идея создания на Техуантепекском перешейке промышленной зоны для производства промежуточных и конечных товаров вынашивается уже шесть лет в рамках так называемых специальных экономических зон (СЭЗ), которые будут переданы в концессию частным компаниям. Проект был возобновлен при нынешней администрации под эгидой ВМС, которым также были переданы функции управления и эксплуатации портов и железной дороги на перешейке Техуантепек (FIT).
Рассматривать CIIT как конкурента Панамскому каналу - это редукционизм, объясняют официальные лица во время экскурсии по некоторым из его объектам. Его цель не ограничивается пропуском товаров из Азии к восточному побережью США, а заключается в размещении на полосе площадью более 3000 гектаров между Тихим и Атлантическим океанами промышленных комплексов, которые также обеспечивают официальную занятость в регионе.
CIIT состоит из ряда компаний и организаций разного размера и специализации. Одна часть - FIT, 1096 км железных дорог для перемещения грузов и людей; другая - Полюса развития благополучия (Podebis), 12 территорий с базовыми услугами и налоговыми льготами для привлечения инвестиций; и, наконец, четыре порта - Салина-Крус, Пуэрто-Чьяпас, Дос-Бокас и Коацакоалькос - служат воротами для внешней торговли.
FIT - это система, которая обеспечит пассажирские и грузовые перевозки по трем железнодорожным линиям: Z - от Коацакоалькоса до Салина-Крус (308 км), FA - от Коацакоалькоса до Паленке (329 км) и K - от Икстепека до Сьюдад-Идальго (459 км). Это каркас зоны, состоящей из 12 полюсов развития благополучия (Podebis), которые будут развиваться в регионе и в которых предполагается разместить электротехническую и электронную промышленность, полупроводники, электромобили, автозапчасти и транспортное оборудование, медицинские приборы, фармацевтику, агропромышленность, металлы и нефтехимию и др.
Но помимо восстановления железной дороги - которая, по словам представителей Министерства военно-морского флота, уже перевозит грузы по линии Z во второй половине дня и вечером, чтобы не пересекаться с пассажирским сообщением, - требуется расширение и восстановление портов, чтобы они могли принимать суда с осадкой, аналогичной тем, что проходят через Панамский канал.
Суда Panamax и New Panamax, названные в честь канала, имеют размер 2,4 и 3 футбольных поля соответственно. Чтобы принимать суда такого типа, в Салина-Крус был построен второй волнорез, делающий порт более устойчивым. Он представляет собой скальную стену весом более 176 000 тонн и длиной более полутора километров.
Помимо физической инфраструктуры, для того чтобы CIIT стал альтернативой или дополнением к Панамскому каналу, важнейшей составляющей является техническая модернизация таможенной службы. По словам капитана Хулио Сезара Кабреры Алонсо, генерального директора Национальной администрации портовой системы (Asipona) в Салина-Крус, инвестиции в эту сферу уже осуществляются.
По словам Кабреры Алонсо, фискальный маршрут оснащается новым оборудованием для проверки грузов, поступающих в порт и покидающих его, такой досмотр оперативно можно производить разве что с помощью рентгеновских лучей. Он добавил, что этот фискальный маршрут строится таким образом, чтобы при выгрузке товаров с судна все оборудование обеспечивало непрерывный поток, а в случае обнаружения каких-либо отклонений проверка этих контейнеров будет проводиться в следующем порту.
Президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что цель CIIT - не конкурировать с Панамским каналом, а дополнять его. Этот водный путь длиной 80 километров можно преодолеть за 8-10 часов. Однако ожидание пересечения канала может занимать до двух недель из-за перегруженности, усугубляемой засухой, которая снижает уровень воды, необходимый для работы гидравлической системы подъема.
Кабрера Алонсо отметил, что в сложившейся ситуации одним из преимуществ CIIT является сокращение времени в пути: пересечение перешейка по железной дороге занимает от восьми до десяти часов для грузовых перевозок. Однако при таком перемещении не учитывается время разгрузки и погрузки судов, которое не требуется в Панамском канале, где груженные контейнеровозы перемещаются через шлюзы - своего рода гидравлические лифты, позволяющие судам проходить на высоте до 27 метров над уровнем моря, - а затем возвращаться в океан.
Отсюда вытекает и другая цель CIIT: превращение сырья в промежуточные и конечные товары в полюсах развития благополучия - проект, для которого открывается наибольший потенциал, особенно в свете перемещения глобальных цепочек поставок . Представители компании Marina отмечают, что на сегодняшний день они еще не завершили проект по перемещению международных товаров из порта в порт по коридору, хотя к ним уже обращаются компании из Китая, Сингапура и Испании. На данный момент они сотрудничают исключительно с национальными компаниями и промышленными предприятиями для перемещения товаров по коридору.
Эдгар Хавьер Вильчис Браво, капитан фрегата, административный специалист FIT, говорит, что с октября начались грузовые перевозки. Среди основных клиентов - цементные компании Cruz Azul и Cemex. Недавно было подписано соглашение с Maseca - зерно и мука, также ведутся переговоры с Bachoco.